г. Киров |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А82-15054/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.11.2017 по делу N А82-15054/2017, принятое судом в составе судьи Фирсова А.Д.,
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ОГРН 1057601050011; ИНН 7606052264)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ОГРН 1027600625491, ИНН 7603014052),
о взыскании неустойки,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - истец, Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ярославской области к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее - ответчик, Учреждение, заявитель) о взыскании задолженности за потребленную в апреле и мае 2017 года электроэнергию в сумме 882 767 рублей 15 копеек, пени в размере 21 199 рублей 65 копеек за период с 19.05.2017 по 13.07.2017 с дальнейшим начислением пени с 14.07.2017 в порядке, предусмотренном абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Заявлением от 17.10.2017 в связи с погашением задолженности в полном объеме истец отказался от исковых требований в части взыскания основного долга, просил взыскать пени за период с 19.05.2017 по 25.08.2017 в размере 44 841 рубль 23 копейки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.11.2017 производство по делу в части взыскания основного долга прекращено, с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в сумме 44 841 рубль 23 копейки за период с 19.05.2017 по 25.08.2017, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины; истцу из федерального бюджета возвращено 19 079 рублей государственной пошлины.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, его вина в ненадлежащем исполнении обязательства отсутствовала в связи с принятием необходимых мер для погашения задолженности, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской с УФСИН России по Ярославской области о выделении лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг. Следовательно, как полагает ответчик, он должен быть освобожден от ответственности на основании положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (поставщик) и Учреждением (заказчик) заключен государственный контракт снабжения электрической энергией от 09.02.2017 N 77/8 (далее - контракт) (л.д. 10-17), в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику, а заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Перечень точек поставки и средств учета электрической энергии (мощности) определен в приложении N 1 к контракту (пункт 1.2 контракта) (л.д. 15 - 16). Объемы потребления электрической энергии и мощности устанавливаются в приложении N 2 к контракту (л.д. 17) в соответствии с заявкой заказчика (пункт 1.3 контракта).
Пунктом 4.3 контракта установлено, что оплата электроэнергии (мощности) производится в следующем порядке и сроки:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных заказчиком в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Пунктом 7.1 контракта определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и контрактом.
В соответствии с пунктом 7.2 контракта гарантирующий поставщик имеет право взыскать с заказчика пени, проценты и штрафы в размере, по основаниям и в порядке, установленном действующем законодательством.
Согласно пункту 9.1 контракта он вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Истец в апреле и мае 2017 года (далее - спорный период) осуществлял поставку электрической энергии на объекты ответчика, что подтверждается подписанными сторонами актами приема-передачи электрической энергии (мощности) от 30.04.2017 N 1100/1985/01 (л.д. 19) и от 31.05.2017 N 100/2606/01 (л.д. 22).
Для оплаты поставленной электроэнергии истец выставил ответчику счет-фактуру от 30.04.2017 N 1100/1985/01 на сумму 434 993 рубля 42 копейки (л.д. 18) и от 31.05.2017 N 1100/2606/01 на сумму 587 913 рублей 67 копеек (л.д. 21).
Ответчик произвел частичную оплату поставленной электроэнергии в сумме 140 139 рублей 94 копейки (платежное поручение от 20.04.2017 N 314109, л.д. 20).
В связи с неполной оплатой выставленных счетов-фактур в установленный срок Общество направило в адрес Учреждения претензию от 20.06.2017 N 03-2-1/2368 (л.д. 27), в которой предложило оплатить задолженность за потребленную электроэнергию в срок до 01.07.2017, указав на подлежащие начислению пени.
В связи с неисполнением ответчиком требований, изложенных в претензии, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Ярославской области.
В ходе рассмотрения дела ответчик произвел оплату задолженности в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 24.08.2017 N 809355, от 24.08.2017 N 809353, от 24.08.2017 N 809354, от 25.08.2017 N 815217, от 25.08.2017 N 815219 (л.д. 46-50), в связи с чем истец отказался от требования о взыскании суммы основного долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исковые требования Общества основаны на заключенном сторонами государственном контракте снабжения электрической энергией от 09.02.2017 N 77/8.
Факт потребления электрической энергии в спорный период, ее объем Учреждением не оспариваются, в связи с чем на ответчика возложена обязанность оплатить поставленную электроэнергию в предусмотренные контрактом сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике установлено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Следовательно, недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие принятие ответчиком всех необходимых и достаточных мер для своевременного исполнения обязательств по контракту, в частности, заблаговременного уведомления заявителем ФСИН России, осуществляющего согласно подпункту 6 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, о недостаточности лимитов бюджетных обязательств, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены.
Как указано в имеющемся в материалах дела письме от 12.05.2017 N исх-78/ТО/11/15-2361 в адрес УФСИН России по Ярославской области с просьбой выделить лимиты бюджетных обязательств (л.д. 60), обеспеченность лимитами бюджетных обязательств была закрыта в марте 2017 года, тогда как указанное письмо датировано 12.05.2017.
Письмо от 19.04.2014 N исх-78/ТО/11/15-1959 (л.д. 64) о необходимости выделения предельных объемов финансирования на апрель 2017 года также направлено ответчиком в течение спорного периода, что не может быть признано своевременной мерой.
Доказательств обращения Учреждения с просьбой о выделении лимитов бюджетных обязательств ранее 19.04.2017 материалы дела не содержат. Также следует отметить, что вышеуказанные письма не содержат отметок о получении их адресатом.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает в настоящем деле оснований для освобождения Учреждения от ответственности за нарушение обязательства в виде уплаты законной неустойки.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При обращении с апелляционной жалобой ответчиком заявлено ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Как указано в пункте 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате госпошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются с том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Для возникновения у государственного или муниципального учреждения права на освобождение от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дела в арбитражном суде необходимо единовременное выполнение двух условий: учреждение должно выступать в арбитражном процессе с целью защиты публичных интересов; рассматриваемый судом спор должен быть связан с выполнением учреждением функций государственного органа (органа местного самоуправления).
Указанное подтверждается правовой позицией, изложенной в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", содержащем разъяснение о том, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В рассматриваемом случае спор не связан с защитой публичных интересов и выполнением функций государственного органа, ввиду чего суд апелляционной инстанции не усматривает при рассмотрении данного дела основания для освобождения Учреждения от уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.11.2017 по делу N А82-15054/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15054/2017
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области"