Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2018 г. N Ф10-1171/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А36-8755/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л": Баранова М.А., представителя по доверенности от 25.0-4.2017 N 872-02-06; Яковлева Д.А., представителя по доверенности от 10.07.2017 N140/2-02-06;
от Государственной жилищной инспекцией Липецкой области: Немцова А.Е., представителя по доверенности от 18.01.2018; Новичковой Л.Н., представителя по доверенности от 09.01.2018;
от Муниципального образования город Липецк в лице Администрации города Липецка: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2017 по делу N А36-8755/2017 (судья Крылов А.Г.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л", г.Липецк о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Липецкой области N2325 от 07.07.2017,
третье лицо: Муниципальное образование город Липецк в лице Администрации города Липецка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (далее - ООО "УК "Комфорт-Л", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания N 2325 от 07.07.2017, выданного Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (далее - ГЖИ).
Решением от 10.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом ООО "УК "Комфорт-Л" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель полагает, что предписание N 2325 от 07.07.017 является неисполнимым и вынесенным в отношении ненадлежащего лица, поскольку в предписании не содержится информация о границах земельных участков, в пределах которых необходимо произвести работы. Земельные участки под многоквартирными домами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет в связи с чем невозможно провести работы по уборке и выкашиванию газонов.
ГЖИ возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
В судебное заседание Муниципальное образование города Липецка в лице Администрации города Липецка не явилось.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, ООО "УК "Комфорт-Л" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Гагарина, дома N N 111/2, 115/1, 115/2, 119/1, 119/2; ул. Циолковского, дома NN 3/3, 3/2, 3/4; ул. Титова, дома NN6/1,6/2,6/3,4/2,4/3,7/4,9/2,9/3,9/4.
На основании распоряжения руководителя ГЖИ Надеева Д.В. N 1831 от 04.07.2017 проведена внеплановая выездная проверка заявителя.
По итогам проверки, в присутствии директора по производству ООО "УК "Комфорт-Л" Шацких В.С., составлен акт от 07.07.2017 N 7691, в котором отражены следующие нарушения: выкашивание травостоя на земельном участке, относящемся к дому 7/3 по ул.Титова ООО "УК "Комфорт-Л" произведено; земельные участки, относящиеся к многоквартирным домам г. Липецк, ул. Гагарина, дома N N 111/2, 115/1, 115/2, 119/1, 119/2; ул. Циолковского, дома NN 3/3, 3/2, 3/4; ул. Титова, дома NN 6/1, 6/2, 6/3, 4/2, 4/3, 7/4, 9/2, 9/3, 9/4 не выкошены, наблюдается наличие травостоя (более 15 см) и дикой поросли.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении заявителем п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, п.25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; п.п.2 п.2 ст.3 Правил благоустройства территорий города Липецка.
Вышеуказанные нарушения нашли отражение в предписании от 07.07.2017 N 2325, выданном заявителю по результатам проведенной проверки.
Представитель заявителя принял участие в составлении акта проверки, подписал акт проверки и приложения к акту (фотоматериалы) без каких-либо замечаний к порядку проведения проверки и выявленным фактам.
Не согласившись с предписанием ГЖИ N 2325 от 07.07.2017, заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое предписание является законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктами 1 - 3 ст. 192 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее -Правила N 170) определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Согласно п.10 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила - N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
Согласно п.п. "г", п.п. "ж" п.11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу п.п.а п. 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, ООО "УК "Комфорт-Л", являясь управляющей организацией вышеуказанных многоквартирных домов, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов с соблюдением обязательных требований (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), непосредственно закрепленных или вытекающих из Правил N 491.
Согласно п. 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 25 Минимального перечня услуг и работ в работы по содержанию придомовой территории в теплый период года входит уборка и выкашивание газонов.
В свою очередь требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
В п.1.1. Правил N 170 установлено, что данные правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями (п.1.8 Правил N 170).
Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (п.3.6.1 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п.п.2 п.2 ст.3 Правил благоустройства территорий города Липецка (утверждены Решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.11.2016 N 268) собственники помещений в многоквартирном доме и (или) обслуживающие (эксплуатирующие) организации обеспечивают уборку и выкашивание газонов. Газоны скашиваются при высоте травостоя 10 - 15 см, высота оставляемого травостоя 3 - 5 см.
К озелененным территории ограниченного пользования относятся территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения (п.3.1. Положения "О создании, развитии и сохранении системы озеленения территории города Липецка", утверждены Решение Липецкого городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 790 (далее - Положение N 790).
Из п. 5.2. Положения N 790 следует, что пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения (кроме вышеперечисленных исключений), обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать уход, нормальное развитие и замену погибших экземпляров.
Из вышесказанного следует, что на заявителе, являющимся управляющей организацией, лежит обязанность по проведение работ на земельных участках многоквартирных домов, в том числе по выкашиванию газонов (травостоя) и удалению дикой поросли.
Доводы заявителя о невозможности исполнить предписание в связи с отсутствием постановки земельных участков на кадастровый учет апелляционный суд считает необоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями требованиями Правил N 170 и Правил N 491.
В соответствии с оспариваемым предписанием заявитель обязан произвести работы на земельных участках согласно Планам земельных участков к многоквартирным домам.
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Планы земельных участков представлены ГЖИ в материалы дела (т.1 л.д. 78-124), в данных документах имеются границы земельных участков каждого многоквартирного дома, в том числе указано расположение газонов.
Все права заявителя в ходе проведения проверки были соблюдены и каких либо процессуальных нарушений, являющихся основаниями для признания предписания недействительным в данном случае не имеется.
Собранными по делу доказательствами, подтверждается то обстоятельство, что у заявителя имеется обязанность производить необходимые действия по содержанию и текущему ремонту спорных домов, перечисленных в предписании от 07.07.2017 N 2325 в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания собственников помещений многоквартирных жилых домов.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения требований оспариваемого предписания, в материалы дела не представило.
Следовательно, выданное предписание отвечает требованиям законности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности предписания Государственной жилищной инспекцией Липецкой области N 2325 от 07.07.2017.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2017 по делу N А36-8755/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8755/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2018 г. N Ф10-1171/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Управляющая компания "Комфорт-Л"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
Третье лицо: МО Г.Липецк в лице Администрации г.Липецка