г. Чита |
|
24 января 2018 г. |
дело N А19-14387/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Епифановой О.В., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Наумовой С.Д., апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2017 года по делу N А19-14387/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, место нахождения: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка под объектом недвижимости,
(суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Ткач Н.Б., представителя по доверенности от 04.07.2017,
от Министерства имущественных отношений Иркутской области - Сокольниковой Ю.С., представителя по доверенности от 11.12.2017,
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным отказа от 18.05.217 N 02-51-9606/7 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка 2 площадью 426 кв.м. и земельного участка 329 кв.м. под размещение объекта недвижимости ВЛ- 35 кВ Пивовариха-Худяково.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2017 года заявленные требования общества удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства, изложенный в письме N 02-51-9666/7 от 18.05.2017, в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 426 кв.м., земельного участка площадью 329 кв.м. под размещение объекта недвижимости ВЛ-35 кВ "Пивовариха-Худяково", как несоответствующий действующему законодательству.
На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм законодательства, по доводам, изложенным в жалобах.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Общество в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества выразила не согласие с доводами апелляционной жалобы, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей Министерства и общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.12.2014 38 АЕ N 631124, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2017 N 38/000/003/2017-30159 ОАО "ИЭСК" принадлежит на праве собственности сооружение ВЛ-35 кВ "Пивовариха-Худяково", назначение: Сооружения электроэнергетики, общая площадь 9698 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, площадь участка 18067 кв.м., кадастровый номер 38:06:000000:53/4, площадь участка 1401 кв.м., кадастровый номер 38:06:000000:53/5, площадь участка 74217 кв.м., кадастровый номер 38:06:000000:53/6, площадь участка 15381 кв.м., кадастровый номер 38:06:000000:53/7. Кадастровый номер объекта недвижимости 38:06:000000:5629.
06.02.2017 ОАО "ИЭСК" обратилось в Министерство с заявлениями:
- о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: Иркутский район, с. Пивовариха, без проведения торгов, для эксплуатации ВЛ-35 кВ Пивовариха-Худяково (вх. N 01-51-1177/17);
- о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 329 кв.м., расположенного по адресу: Иркутский район, 1,6 км северо-западнее д. Худяково, без проведения торгов, для эксплуатации ВЛ-35 кВ Пивовариха-Худяково (вх. N 01- 51-1179/17).
Письмом от 18.05.2017 N 02-51-9606/7 Министерство отказало ОАО "ИЭСК" в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельного участка под частью сооружения. Сооружение ВЛ-35 кВ "Пивовариха-Худяково" с кадастровым номером 38:06:000000:5629 расположено в пределах иных объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровыми номерами 38:06:000000:53, 38:06:140103:114.
Не согласившись с отказом, выраженным в письме от 18.05.217 N 02-51-9606/7, ОАО "ИЭСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа, оформленного письмом правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земля в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьёй 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 вышеназванного Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области:
1) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством;
2) выдача разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 5 264/43-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены сооружения, собственникам сооружений и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 этого Кодекса, на праве оперативного управления.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в силу статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Материалами дела подтверждается, что принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости - сооружение ВЛ-35 кВ "Пивовариха-Худяково" с кадастровым номером 38:06:000000:5629 расположен в пределах следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 38:06:000000:53,
- с кадастровым номером 38:06:140103:113,
- с кадастровым номером 38:06:142902:1119,
- с кадастровым номером 38:06:140103:114.
По земельному участку с кадастровым номером 38:06:000000:53 на период строительства заключено соглашение об установлении частного сервитута земельного участка от 26.04.2014 с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на срок с 01.05.2014 по 01.05.2016.
С Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования заявителем на период строительства и ввода объекта в эксплуатацию заключены договоры аренды земельного участка от 03.06.2013 N 787 сроком до 30.04.2014 (по земельному участку с кадастровым номером 38:06:140103:113), от 04.07.2014 N 307 сроком до 04.06.2015 (по земельному участку с кадастровым номером 38:06:142902:1119) и от 12.11.2013 N 1030 (по земельному участку с кадастровым номером 38:06:140103:114 на период строительства и эксплуатации подстанции 110 кВ с.Пивовариха).
Земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:140103:113 и 38:06:142902:1119 были сняты с кадастрового учета с целью формирования земельных участков для эксплуатации под опорами линии электропередачи.
Сформировав земельные участки под опорами линии электропередач в тех же кадастровых кварталах, в которых земельные участки были предоставлены ОАО "ИЭСК" ранее (38:06:142902, 38:06:140103) для строительства линии электропередачи, общество обратилось к Министерству имущественных отношений Иркутской области с заявлениями от 06.02.2017. К заявлениям ОАО "ИЭСК", в числе прочего, приложило копию свидетельства о государственной регистрации права, схемы расположения земельных участков на кадастровом 7 плане территории, сообщения о перечне зданий и сооружений, находящихся на испрашиваемых земельных участках.
Фактически обращение общества в Министерство с заявлениями от 06.02.2017 о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 329 кв.м. и 426 кв.м, образуемых при разделе земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:142902:1119 и 38:06:142902:1119 имело своей целью согласование предоставления обособленных земельных участков под опорами линии электропередачи.
Отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Министерство отметило, что спорный линейный объект зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как единый объект. Однако согласно схеме расположения площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации указанного объекта, рассчитана, исходя их размеров земельных участков, занятых только под опорами линейного объекта, без учета других составных частей линейного объекта в целом.
Таким образом, фактически позиция Министерства сводится к тому, что в данном случае предварительное согласование предоставления земельного участка возможно на земельный участок под всем объектом, а не только под опорами.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления земельных участков, Министерством не учтено следующее.
Землями энергетики в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие вышеуказанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (далее - Правила определения размеров земельных участков), согласно пункту 2 которых обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
На основании пункта 6 Правил определения размеров земельных участков в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 этих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 данных Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Согласно письму Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
Как следует из материалов дела, общество испрашивало предварительное согласование в отношении многоконтурного земельного участка площадью 329 кв.м., состоящего из двух контуров, расположенных в пределах кадастрового квартала 38:06:142902, и в отношении многоконтурного земельного участка площадью 426 кв.м., состоящего из пяти контуров, расположенных в пределах кадастрового квартала 38:06:140103.
Судом первой инстанции в судебном заседании исследован технический план сооружения ВЛ 35 кВ Пивовариха-Худяково ( объект производственного назначения, протяженность линии в составе ВЛ-35 кВ общей протяженностью 9698 м., количество опор -63 шт.) откуда следует, что координаты характерных точек контура сооружения на земельном участке (опоры) сопоставимы с координатами испрашиваемых земельных участков под опорами сооружения.
Ранее земельные участки под сооружением были предоставлены под строительство, в настоящее время данные земельные участки испрашиваются под эксплуатацию опор воздушных линий электропередачи.
Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отсутствии у заявителя обязанности по заключению договора аренды земельного участка, сформированного под всей воздушной линией электропередачи линейного объекта ВЛ-35 кВ "Пивовариха-Худяково". Из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
Учитывая вышеизложенное, судом рассмотрен довод Министерства, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса, о том, что заявитель не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку сооружение заявителя расположено в пределах иных объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровыми номерами 38:06:000000:53, 38:06:140103:114 и верно признан несостоятельным, так как на данных участках расположено сооружение в целом, тогда как испрашиваемые земельные участки обществу требуются для эксплуатации опор воздушных линий электропередачи.
Согласно заключению кадастрового инженера Завьяловой Н.А. от 05.09.2017 границы земельных участков для эксплуатации сооружения определены в соответствии с действующими нормами и правилами, и представляют собой земельные участки по контуру опорных конструкций сооружения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает, что отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 426 кв.м. и земельного участка 329 кв.м. под размещение объекта недвижимости ВЛ-35 кВ Пивовариха-Худяково, выраженный в письме от 18.05.217 N 02-51-9606/7, не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, и нарушает права и законные интересы ОАО "ИЭСК" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку предоставление земельного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта, повлечет увеличение суммы арендной платы по договору аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2017 года по делу N А19-14387/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14387/2017
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области