город Омск |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А46-25729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Дерхо Д.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6508/2018) страхового акционерного общества "ВСК" на решение Арбитражного суда Омской области от 25 апреля 2018 года по делу N А46-25729/2017 (судья Чернышев В.И.), принятое по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (ИНН 5405201071, ОГРН 1035401907287) к страховому акционерному обществу "ВСК" (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) об обязании привести земельный участок в первоначальное состояние, обязании не совершать действия,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Сибуправтодор", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением об обязании страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК", ответчик) в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу привести земельный участок полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 (А- 320), Омск - Черлак - граница с Казахстаном, расположенный в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка" на 191 км + 950 м в первоначальное состояние, существовавшее до нарушения права и вывезти автоприцеп (трейлер) с указанного участка дороги; запрете Страховому акционерному обществу "ВСК" размещать автоприцепы в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 (А-320) "Омск - Черлак - граница с Казахстаном", расположенной в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка".
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2018 по делу N А46-25729/2017 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, обязав САО "ВКС" в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу привести земельный участок полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 (А-320) "Омск - Черлак - граница с Казахстаном", расположенный в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка" на 191 км+950 м в первоначальное состояние, существовавшее до нарушения права, и вывезти автоприцеп (трейлер) с указанного участка дороги, запретил САО "ВКС" в процессе деятельности по оказанию услуг страхования и выдаче страховых полюсов размещать автоприцепы в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 (А-320) "Омск - Черлак - граница с Казахстаном", расположенной в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка".
Этим же решением с САО "ВСК" взыскано 6 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
При этом арбитражный суд исходил из того, что законных оснований для размещения указанного имущества на земельном участке ФКУ "Сибуправтодор" у САО "ВСК" не имеется.
Не согласившись с принятым решением, САО "ВСК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы САО "ВСК" указывает, что материалами дела не доказана угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц действиями САО "ВКС". Обращает внимание на то, что транспортное средство HOBBY 510 De LUXE, припаркованное на обочине проезжей части, не является зданием, сооружением, объектом дорожного сервиса. Полагает, что транспортное средство, которое является движимым имуществом, не подпадает под правовое регулирование о выдаче разрешений в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт на автомобильных дорогах общего пользования.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие их представителей.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55 АВ N 166503 земельный участок площадью 365631000 кв. м. с кадастровым номером 55:31:000000:0002, предоставленный для эксплуатации и обслуживания Федеральной автомобильной дороги М-38, расположенный на землях промышленности, транспорта, связи, радиовешания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения по адресу: Омская область, Черлакский район, Федеральная автодорога М38 км 80+430 км 191+960, находится в собственности Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 55-АА N 844399 от 08.08.2013 участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак до границы с Республикой Казахстан" (км 191+608- км 191+857) от въезда со стороны Российской Федерации до выезда в сторону Республики Казахстан, проходящий по территории многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Ольховка" (Омская область), назначение: иное, площадью 249 м, расположенный по адресу: Омская область М389 "Омск - Черлак до границы с Республикой Казахстан" (км 191+608-км 191 +857) находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии со свидетельством серии 55 АВ N 344628 от 25.12.2006 г. в постоянном бессрочном пользовании ФКУ "Сибуправтодор" находится земельный участок площадью 3656310,00 кв. м. с кадастровым номером 55:31:000000:0002, предоставлен для обеспечения деятельности организации, эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенный на землях промышленности и иного специального назначения (земли транспорта), находящийся по адресу: Омская область, Черлаский район, федеральная автомобильная дорога общего пользования М38 "Омск-Черлак" км 80+430 км 191+960.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации серии 55-АА N 844403 от 08.08.2013 г. в оперативном управлении ФКУ "Сибуправтодор" находится участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак до границы с Республикой Казахстан" (км 191+608 - км 191+857) от въезда со стороны Российской Федерации до выезда в сторону республики Казахстан, проходящий по территории многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Ольховка" (Омская область), обшей протяженностью 249 м, расположенный по адресу: Омский область М-38 Омск - Черлак - до границы с Республикой Казахстан (км 191+608 - км 191+857).
В непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка" в полосе отвода на 191 км +950 (слева) по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 (А-320) Омск - Черлак - граница с Казахстаном САО "ВСК" размещён и эксплуатируется автоприцеп.
В письме исх. N 361 от 13.04.2012, направленном в адрес ФКУ "Сибуправтодор" (Омский филиал), СОАО "ВСК" (Омский филиал) сообщило, что в указанном автоприцепе временно размещены страховые представители, деятельность которых направлена на предоставление владельцам транспортных средств возможности выполнения при въезде на территорию Российской Федерации требований Федерального закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации 2008 года N 94.
Требованием N 340 от 04.06.2014 об устранении нарушений использования полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, направленном в адрес директора Омского филиала СОАО "ВСК" И.Ф. Кукушкиной, ФКУ "Сибуправтодор" (Омский филиал) предложило в срок до 16.06.2014 освободить полосу отвода на 192 км слева по ходу километража федеральной автомобильной дороги М-38 "Омск - Черлак - граница с Казахстаном" от размещенного на ней автоприцепа (трейлера) с приведением прилегающей территории в нормативное состояние. О принятых мерах по исполнению настоящего требования просило письменно сообщить в адрес Омскоого филиала ФКУ "Сибуправтодор" в срок до 17.06.2014.
16.03.2016 ФКУ "Сибуправтодор" письмом исх. N 643 обратилось в прокуратуру Черлакского района Омской области с просьбой принятия мер прокурорского реагирования в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в отношении САО "ВСК" - путем рассмотрения возможности обращения с иском в суд о признании незаконными действий по размещению автоприцепа (трейлера) в полосе отвода (обочина) на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак - граница с Казахстаном" и об освобождении полосы отвода автомобильной дороги М-38 от вышеуказанного объекта.
В ответе исх. N 97ж-2016 от 04.05.2016 на обращение ФКУ "Сибуправтодор" прокуратура Черлакского района Омской области сообщила, что в ходе проведенной проверки установлено незаконное размещение и эксплуатация САО "ВСК" автоприцепа в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка" в полосе отвода (обочине) на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск -Черлак - граница с Казахстаном".
22.11.2017 ОГИБДД ОМВД России по Черлакскому району вынесло в отношении ФКУ "Сибуправтодор" представление "Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в котором указано, что в надзоре за дорожным движением сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Черлакскому району на автомобильной дороге федерального значения А-320 "Омск --Черлак - граница с Республикой Казахстан" 191 км +950 м на обочине справа по направлению в сторону г. Омск были выявлены нарушения размещения автомобильных прицепов.
САО "ВСК" (Омский филиал) не предоставило в адрес ФКУ "Сибуправтодор" пояснений и документов о законном основании для размещения автоприцепа в полосе отвода автомобильной дороги и создания условий для обеспечения на вышеуказанном участке автомобильной дороги безопасности дорожного движения.
Поскольку САО "ВСК" не освободило спорный земельный участок, что нарушает права и законные интересы истца, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
25.04.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое САО "ВСК" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
По смыслу статей 260 и 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 301 ГК РФ).
Статьёй 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Действия, нарушающие право на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (часть 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственника земельного участка, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведённых лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счёт (части 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, в оперативном управлении истца находится участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак - до границы с Республикой Казахстан" (км 191+608 - км 191+857) от въезда со стороны Российской Федерации до выезда в сторону республики Казахстан, проходящий по территории многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Ольховка" (Омская область), общей протяженностью 249 м, расположенный по адресу: Омский область М-38 "Омск - Черлак - до границы с Республикой Казахстан" (км 191+608 - км 191+857).
Согласно пунктам 5.3.4, 5.4.5, 5.4.(3), 5.4(14) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года N 374 (далее - Положение о Росавтодоре), Федеральное дорожное агентство обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; выполняет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию; выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию инженерных коммуникаций в случае их прокладки или переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; принимает решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации.
Согласно пункту 1.1. Устава ФКУ "Сибуправтодор", утвержденного Приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 801, указанный документ утвержден в целях проведения мероприятий по повышению эффективности деятельности подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений, осуществляющих дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Пункт 1.2 Устава предусматривает, что Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава Учреждение является юридическим лицом, наделенным на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом, находящимся в федеральной собственности, имеет: лицевые счета, отрытые в органах Федерального казначейства; круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием организации.
В силу пункта 2.2. Устава для достижения целей своей деятельности Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязательства, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации.
Согласно пункта 3.1. целями деятельности Учреждения являются:
* реализация на территории Российской Федерации государственной политики в области дорожного хозяйства;
* обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности.
Согласно пункту 3.3.12 Устава в предмет деятельности учреждения входит предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении инженерных коммуникаций в случае их прокладки и переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, в порядке, установленном ГрК РФ.
Пункт 3.3.59 Устава предусматривает, что Учреждение обеспечивает надзор за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Из анализа указанных норм следует, что ФКУ "Сибуправтодор" наделено также полномочиями по согласованию предоставления земельных участков, выдаче разрешения в порядке, установленном ГрК РФ, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности занятия САО "ВСК" автоприцепом (трейлером) полосы отвода на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск -Черлак - граница с Казахстаном".
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По положениям статьи 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 13 Закона о безопасности дорожного движения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон Об автомобильных дорогах). Действие указанного закона распространяется на все дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с пунктами 1, 15, 16 статьи 3 Закона Об автомобильных дорогах автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса
В силу части 1 статьи 22 Закона Об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 22 Закона Об автомобильных дорогах обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Как определено частью 1 статьи 25 Закона Об автомобильных дорогах, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Согласно части 4 статьи 25 Закона Об автомобильных дорогах земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что указанный прицеп не является зданием, сооружением или иным самовольным строением, не может служить основанием для удовлетворения его жалобы, поскольку обратного никто не утверждает.
Напротив, с учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал в обжалуемом судебном акте, что автоприцеп (трейлер), размещённый САО "ВСК" (Омский филиал) в полосе отвода на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак - граница с Казахстаном", не является объектом дорожного сервиса в силу положения части 13 статьи 3 Закона Об автомобильных дорогах.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что не является данный прицеп и иным объектом, размещение которого в полосе отвода автодороги предусмотрено вышеуказанными нормами Закона Об автомобильных дорогах.
Соответственно размещение прицепа в полосе отвода на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак - граница с Казахстаном" противоречит требованиям Закона Об автомобильных дорогах.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательство того, что находящееся на обочине автодороги спорное транспортное средство HOBBY 510 De LUXE г.р.з. АН 9181 55, не создает угрозу безопасности дорожного движения неопределенному кругу лиц, опровергаются материалами дела.
Так, материалы дела содержат письмо N 97ж-2016 от 04.05.2016 прокуратуры Черлакского района Омской области, в котором зафиксировано незаконное размещение и эксплуатация САО "ВСК" автоприцепа в непосредственной близости от Международного автомобильного пункта пропуска "Ольховка" в полосе отвода (обочине) на 192 км слева по ходу километража автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-38 "Омск - Черлак - граница с Казахстаном".
Кроме того, в материалах дела находится представление ОГИБДД ОМВД России по Черлакскому району от 22.11.2017 в отношении ФКУ "Сибуправтодор" "Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в котором указано, что в надзоре за дорожным движением сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Черлакскому району на автомобильной дороге федерального значения А-320 "Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан" 191 км +950 м на обочине справа по направлению в сторону г. Омск были выявлены нарушения размещения автомобильных прицепов.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения".
Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Непринятие мер по выполнению требований ГОСТ Р 50597-93 создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что прицеп модели HOBBY 510 DE LUXE г.р.з. АН 9181 55, принадлежащий на праве собственности Обществу, является транспортным средством, размещение которого не противоречит требованиям действующего законодательства, расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Аналогичный, по сути, довод заявлялся САО "ВСК" в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен судом со ссылкой на следующее.
Согласно части 11 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения "транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, "прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Между тем, по верному замечанию суда первой инстанции, представленные в материалы дела документы и фотографии свидетельствуют о том, что вышеуказанный прицеп используется САО "ВСК" не как средство для регулярной перевозки по федеральной автомобильной дороге грузов, пассажиров или оборудования.
Так, наличие на прицепе информационных щитов "Страхование по Казахстану", "Страхование ОСАГО", "Страхование круглосуточно", "Страхование", "Авто страхование по Казахстану и России" свидетельствует о том, что в указанном прицепе юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с выдачей страховых полисов.
Кроме того, в письме САО "ВСК" исх. N 361 от 13.04.2012, в котором САО "ВСК" подтвердило, что в указанном прицепе временно размещены страховые представители.
В этой связи довод подателя апелляционной жалобы о том, что вышеуказанное транспортное средство располагается на проезжей части в строгом соответствии с главой 9 Правил дорожного движения, также подлежит отклонению.
Указанной главой регулируется расположение транспортных средств на проезжей части.
Таким образом, указанная норма не может быть отнесена к расположению прицепа, используемого для предпринимательской деятельности по выдаче страховых полисов, в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения.
Доказательства наличия законных оснований для размещения вышеуказанного имущества САО "ВСК" на земельном участке ФКУ "Сибуправтодор" в материалах дела отсутствуют и не были представлены ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни при рассмотрении настоящего спора в суде апелляционной инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы САО "ВСК" повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Омской области от 25.04.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-25729/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "СИБИРЬ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: АО СТРАХОВОЕ "ВСК"