Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2018 г. N Ф08-3144/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2018 г. |
дело N А32-34337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Южная столица Краснодар 2": представитель по доверенности от 15.01.2018, Гаркуша Н.Н., паспорт;
от Отдела Министерства внутренних дел России по Динскому району Краснодарского края, ст. Динская: представитель по доверенности от 17.01.2018, Никонова О.Е., удостоверение; представитель по доверенности от 17.01.2018, Кучма В.С., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел России по Динскому району Краснодарского края, ст. Динская
на решение определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.12.2017 по делу N А32-34337/2017
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Динскому району Краснодарского края, ст. Динская,
к обществу с ограниченной ответственностью "Южная столица Краснодар 2",
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
отдел МВД России по Динскому району (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Южная столица Краснодар 2" (далее - обществу) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована несогласием отдела с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил определение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19 июля 2017 года в КУСП Отдела МВД России по Динскому району за N 10783 зарегистрирован рапорт старшего инспектора ОИАЗ майора полиции Никоновой О.Е. о выявленном факте в ходе проведения проверки по материалу КУСП N 10772 от 19.07.2017 г. зарегистрированного в ДЧ ОМВД России по Динскому району.
19.07.2017 г. при проведении проверки установлено, что по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 85\1 расположен магазин "Продукты", принадлежащий ИП Нерушай С.Е., в котором на основании договора аренды недвижимого имущества (нежилого здания) N 48 М, осуществляет деятельность ООО "Южная столица Краснодар 2".
В ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 19.07.2017 г. в 17 часов 35 минут в магазине "Продукты" по вышеуказанному адресу установлено, что ООО "Южная столица Краснодар 2" осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции в ассортименте без соответствующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а именно, в нарушение требований п. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, алкогольная продукция находилась на полках-витринах в помещении магазина.
В соответствии с информацией, содержащейся в сводном государственном реестре выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, находящегося в свободном доступе на электронном сайте "Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования)" по адресу: www.fsrar.ru, действие лицензии 23РПА0014027 истекло 06 июля 2017 года, другую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Южная столица Краснодар 2" по состоянию на 19 июля 2017 года не получало.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении ООО "Южная столица Краснодар 2" протокола об административном правонарушении от 31.07.2017 г. КК N 020241, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд. При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 16 статьи Федерального закона N 171 -ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона 171 -ФЗ установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171 -ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции;
- перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
- производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Следовательно, прекращение срока действия лицензии автоматически влечет невозможность, как хранения, так и поставки произведенной продукции, при отсутствии самостоятельной лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Южная столица Краснодар 2" 28.10.2016 г. получена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции серии 23РПА0014027, сроком действия с 28 октября 2016 года по 06 июля 2017 года, с указанием места реализации алкогольной продукции по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 85/1, магазин "Продукты".
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий административным органом установлено, что 19.07.2017 г., после истечения срока действия лицензии, ООО "Южная столица Краснодар 2" осуществляло хранение алкогольной продукции в ассортименте, а именно, в нарушение требований п. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, алкогольная продукция находилась на полках-витринах в помещении магазина.
Как указано в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 171 -ФЗ (в редакции, действовавшей в период совершения процессуальных действий), в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзаце первом пункта 5 статьи 20 Закона N 171 исключены слова: "за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Таким образом, частью 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в действующей с 31.07.2017 г. редакции предусмотрено, что в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, с 31.07.2017 г. это исключение распространяется и на лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в связи с чем обосновано отказано в удовлетворении требования заявителя о привлечении общества к административной ответственности.
Довод заявителя о том, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку в магазине общества осуществилось хранение алкогольной продукции на момент истечения срока лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права. Как было указано выше, с 31.07.2017 не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2017 по делу N А32-34337/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34337/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2018 г. N Ф08-3144/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Отдел МВД России по Динскому району
Ответчик: ООО ЮЖНАЯ СТОЛИЦА КРАСНОДАР 2
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3144/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34337/17
24.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21591/17
04.12.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34337/17