г. Хабаровск |
|
24 января 2018 г. |
А80-274/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО: ИП Сэкве Владимира Николаевича: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сэкве Владимира Николаевича
на решение от 18.09.2017
по делу N А80-274/2017
Арбитражного суда Чукотского автономного округа,
принятое судьей Дедовым А.В.,
по иску Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
к индивидуальному предпринимателю Сэкве Владимиру Николаевичу
о взыскании 500 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587244, место нахождения: г. Анадырь, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сэкве Владимиру Николаевичу (ОГРНИП 315870900010543, место нахождения: г. Анадырь, далее - ИП Сэкве В.Н.) о взыскании в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в сумме 500 000 руб., предоставленных ИП Сэкве В.Н по соглашению от 09.12.2015 N 05-01-08/100 о предоставлении субсидии в форме гранта.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком условий соглашения.
Решением от 18.09.2017 иск удовлетворен.
ИП Сэкве В.Н подана апелляционная жалоба, в которой заявитель указывает на невозможность реализации проекта по независящим от него причинам, ссылаясь на непредоставление квоты на вылов биоресурсов, поскольку отсутствовал РПУ, при этом конкурс на РПУ не проводился.
При этом обращает внимание на заключение договора от 27.07.2017 N 2/17 на изготовление РПУ; договора купли-продажи от 27.07.2017 на приобретение Байдары чукотской грузовой на сумму 500 000 руб. Указывает на то, что подана заявка на 2018 г. на вылов биоресурсов на 2018 г., в связи с чем полагает возможным реализацию проекта в 2018 г.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителей не направили; от ИП Сэкве В.Н поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 09.12.2015 между Департаментом (грантодатель) и ИП Сэкве В.Н. (грантополучатель) заключено соглашение, в соответствии с пунктами 1.1-1.3 которого грантодатель предоставляет грантополучателю субсидию в форме гранта на создание собственного дела (далее - субсидия) и реализацию проекта "Производство мороженой и копченой рыбы лососевых пород".
Субсидия предоставляется грантополучателю на закупку оборудования и другие расходы, связанные с реализацией проекта, в период действия соглашения, согласно приложению к соглашению.
Сумма субсидии составляет 500 000 руб. (пункт 1.2 соглашения).
Пунктами 2.1, 2.4 соглашения предусмотрено, что грантодатель осуществляет предоставление субсидии на безвозмездной, безвозвратной и целевой основе при условии целевого использования бюджетных средств, надлежащего исполнения условий соглашения, а также исполнения пункта 3.2 соглашения.
Субсидия имеет строго целевое назначение, не может быть использована для перечисления на депозитные счета, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие цели, не предусмотренные соглашением.
В силу пунктов 3.2.1 - 3.2.4 соглашения грантополучатель обязуется осуществить реализацию проекта производства продукции в соответствии с представленным им бизнес-планом в течение одного года с момента подписания настоящего соглашения; создать 14 рабочих мест, в соответствии с представленным проектом; вести учет использования субсидии и представлять ежеквартально грантодателю, начиная с отчета за первый квартал 2016 года, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, определенную соглашением отчетность, подтверждающую целевое использование субсидии, представить итоговый отчет о результатах реализации проекта с приложением фотографий, подтверждающих результаты реализации проекта.
Пунктами 4.3, 4.4 соглашения определены основания и порядок возврата субсидии, которая подлежит возврату грантополучателем в полном объеме в окружной бюджет в случае нецелевого использования бюджетных средств, выявления факта предоставления грантополучателем документов, содержащих недостоверную информацию или ненадлежащего исполнения условий соглашения, а также в случае нарушения грантополучателем требований пункта 3.2 соглашения.
Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке:
- грантодатель в течение 10 дней со дня выявления случаев, определенных пунктом 4.3 соглашения, либо факта нецелевого использования бюджетных средств или ненадлежащего исполнения условий соглашения, направляет грантополучателю письменное уведомление об обнаруженных фактах нарушения (пункт 4.4.1 соглашения);
- грантополучатель в течение 20 дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить в окружной бюджет фактически полученную им сумму субсидии (пункт 4.4.2 соглашения);
- в случае, если грантополучатель не перечислил в срок, установленный подпунктом 4.4.2 соглашения, сумму субсидии, грантодатель взыскивает ее в судебном порядке (пункт 4.4.3 соглашения).
Согласно пункту 5.1 соглашение действует до 01.06.2017.
Во исполнение заключенного между сторонами соглашения Департаментом произведено перечисление на расчетный счет ответчика субсидии в размере 500 000 руб. (платежное поручение N 544269 от 16.12.2015).
11.04.2016 между сторонами подписано дополнительное соглашение N 1, в котором уточнены объемы долевого софинансирования: субсидия предоставляется на условиях долевого софинансирования грантополучателем фактически произведенных расходов за счет собственных средств, связанных с реализацией проекта, в размере 66 479 руб. и расходов, произведенных в срок до 30.11.2017, в размере не менее 8 521 руб.
01.08.2017 между Департаментом и ИП Сэкве В.Н., по просьбе последнего о продлении срока действия соглашения, заключено дополнительное соглашение N 2 со сроком реализации до 01.04.2018.
По данным отчета ответчика от 12.01.2017 установлено, что средства субсидии не израсходованы, проект не реализован. Справка (выписка) об остатках денежных средств на расчетном счете по состоянию на 01.01.2017 предпринимателем в адрес Департамента не представлена.
Уведомлением от 08.02.2017, полученным ответчиком 15.03.3017, Департамент сообщил предпринимателю о необходимости выполнения последним требований пункта 3.2 соглашения, либо в течение 20 дней с момента получения уведомления возвратить бюджетные средства в размере 500 000 руб. на соответствующий лицевой счет грантодателя.
Поскольку ИП Сэкве В.Н. требование Департамента в установленный срок не исполнено, денежные средства не возвращены, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 N 410 утверждена Государственная программа "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2018 годы" (далее - Программа), в рамках которой разработана Подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства" (далее - Подпрограмма).
Реализация Подпрограммы осуществляется, в том числе, посредством предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в порядке, установленном Правительством Чукотского автономного округа (раздел 2 Программы).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.05.2014 N 218 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (Далее - Порядок).
Как следует из пункта 1.5 Порядка, субсидия предоставляется на финансовое обеспечение части целевых расходов или возмещение части произведенных целевых расходов (по выбору субъекта малого предпринимательства) по реализации бизнес-плана в определенных направлениях, среди которых традиционные виды деятельности народов Крайнего Севера, производство товаров народного потребления. Разделом 8 Порядка предусмотрен порядок возврата субсидии.
Согласно пункту 8.4 Порядка субсидия подлежит возврату грантополучателем в полном объеме в окружной бюджет в случае: нарушения грантополучателем требований, установленных пунктами 1.4 - 1.7, 7.1 настоящего Порядка и условий заключенного соглашения о предоставлении государственной поддержки; выявления факта представления грантополучателем документов, содержащих недостоверную информацию.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, применив указанные нормы права, суд первой инстанции и пришел к выводу о правомерности требования Департамента о возврате в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в сумме 500 000 руб., предоставленных ИП Сэкве В.Н по соглашению от 09.12.2015 N 05-01-08/100 о предоставлении субсидии в форме гранта, исходя из следующего.
Из представленных отчетов предпринимателя за период с 09.12.2015 по 31.03.2016, за и 2, 3, 4 кварталы 2016 года целевых расходов, связанных с реализацией Проекта, предусмотренных приложением к соглашению, установлено, что предпринимателем реализация бизнес-плана не осуществлена (доказательства приобретения основных средств отсутствуют, продукция не произведена, выручки нет, рабочие места не созданы).
Согласно Бизнес-плану "Производство мороженной и копченой рыбы лососевых пород" ИП Сэкве В.Н. в таблице 7 отображены инвестиционные затраты, где указано, что на приобретение лодки заложено 100 000 рублей.
Вместе с тем, согласно договору от 27.07.2017 ответчиком приобретено имущество - байдара чукотская грузовая, шестивесельная, парусная в сумме 500 000 рублей, при этом доказательства исполнения указанного договора не представлены.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся невозможности реализации проекта по независящим от предпринимателя причинам: отсутствие паспорта рыбопромысловых участков, а также то обстоятельство, что конкурс на приобретение паспорта рыбопромысловых участков не проводился, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются препятствием для приобретения предусмотренного соглашением сторон оборудования и предоставления отчетности в установленный соглашением срок по его приобретению.
При этом принимается во внимание, что дополнительным соглашением N 2 установлен срок реализации проекта до 01.04.2018, а путина на рыбу лососевых пород в 2018 году начнется только летом 2018 года.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 18.09.2017 по делу N А80-274/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-274/2017
Истец: АО Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского
Ответчик: ИП Сэкве Владимир Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2890/18
14.05.2018 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2212/18
24.01.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6496/17
18.09.2017 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-274/17