23 января 2018 г. |
Дело N А83-8184/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" - Завацкая Е.В. по доверенности от 10.01.2017, от Администрации города Ялты Республики Крым - Смелая А.В., заместитель начальника юридического управления, по доверенности от 10.01.2018 N 02-1-42/26,
в отсутствии Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 сентября 2017 года по делу N А83-8184/2017 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" о признании недействительным постановления Администрации города Ялты Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черномор - Инвест" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточенным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Администрации города Ялты Республики Крым (далее по тексту - Администрация) от 12.05.2017 N 2151-п об отказе в предоставлении ООО "Черномор-Инвест" в аренду в порядке переоформления прав земельного участка площадью 2 300,00 кв.м с кадастровым номером 90:25:090104:180 из категории земель "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N 29, с видом разрешенного пользования "отдых (рекреация); код 5.0. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать Администрацию города Ялты выполнить требования ч.14 ст.3 ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив с ООО "Черномор-Инвест" в течение одного месяца с момента вступления решения по данному делу в законную силу договор аренды земельного участка площадью 2 300,00 кв.м, кадастровый номер 90:25:090104:180, из категории земель "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N29 с видом разрешенного пользования "отдых (рекреация)", код 5.0.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 сентября 2017 года заявленные требования общества удовлетворены. Признано недействительным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 12.05.2017 N 2151-п об отказе в предоставлении ООО "Черномор Инвест" в аренду в порядке переоформления прав земельного участка. Суд обязал Администрацию города Ялты Республики Крым выполнить требования ч.14 ст.3 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив в течение одного месяца с момента вступления решения по данному делу в законную силу с обществом с ограниченной ответственностью "Черномор Инвест" договор аренды земельного участка площадью 2 300,00 кв.м, кадастровый номер 90:25:090104:180, из категории земель "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N 29 с видом разрешенного использования "отдых (рекреация); код 5.0, а также взыскал с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу общества госпошлину в размере 3000,00 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым представил пояснения по сути заявленных требований, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 12.12.2016 общество обратилось с заявлением в Администрацию города Ялты Республики Крым о предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка площадью 0,2300 га (кадастровый номер 90:25:090104:180), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N 29, ранее находящегося в пользовании на условиях аренды, приложив соответствующий пакет документов.
Постановлением Администрации от 12.05.2017 N 2151-п "О рассмотрении обращения ООО "Черномор - Инвест" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N 29 в порядке переоформления прав" обществу со ссылками на кадастровую выписку о земельном участке от 28.08.2015 N 90-02/2015-280221, выводы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 07.02.2017 N 02-08/14066, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", Закон Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановление Совета министром Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории республики Крым", Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные решением 4-ой сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30.03.2015 N 37, было отказано в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, названного земельного участка в связи с несоответствием места его расположения градостроительной документации населенного пункта.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что Администрацией в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав применена норма закона, не подлежащая применению к спорным правоотношениям, и заявителем предоставлены надлежащие и допустимые доказательства соответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 9 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее по тексу - Закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Частью 14 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального Конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды.
Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 апреля 2017 года (ч. 15 ст. 3 Закона N 38-ЗРК).
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, в отношении которого было подано заявление о предоставлении в аренду в порядке переоформления прав, находится в долгосрочной аренде ООО "Черномор - Инвест". Земельный участок передан для целей застройки и коммерческого использования.
Суд так же отметил, что договор аренды земельного участка, заключенный 07.09.2010 между Алупкинским городским советом, правопреемником которого является Администрация города Ялты Республики Крым, и ООО "Черномор - Инвест", является действующим, такой договор недействительным не признавался, в судебном порядке либо по соглашению сторон не расторгался, в связи с чем суд пришел к выводу, что у заявителя имеются все необходимые и достаточные законные основания для переоформления права аренды на земельный участок, площадью 0,2300 га (кадастровый номер 90:25:090104:180), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. Ленина, район дома N 29.
Согласно ч. 17 ст. 3 Закона N 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 N 180-рг приостановлено до 01.01.2018 действие постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" в части действия: пунктов 4, 9 - 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым; пунктов 5 - 8, 13, 14 - 22 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Администрации оснований для применения п. 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым при принятии оспариваемого постановления.
Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужило несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства), то есть абз. 2 ч. 6 ст. 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии со ст. 14 Закона N 38-ЗРК до 1 января 2019 года предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
При этом, согласно ч. 6 ст. 13 Закона N 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные нормы закона регулируют предоставление, перевод, изъятие земель, а также другие вопросы, связанные с возникновением прав на землю, устанавливают основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права аренды, и не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления права аренды, возникшего до 18.03.2014.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое постановление Администрации как принятое с нарушением норм закона, прав и законных интересов общества в сфере его предпринимательской деятельности.
Относительно доводов апелляционной жалобы о несоответствии испрашиваемого участка функциональному использованию, апелляционная коллегия отмечает, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ, могут являются сведения государственного кадастра недвижимости. Однако суду не представлены доказательства о наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о присвоении спорному земельному участку такого вида разрешенного использования, как земельный участок общего пользования код 12.0.
Кроме того, суд перовой инстанции верно отметил, что материалы дела содержат соответствующие согласования уполномоченных органов в части соответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации: заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 16.11.2009, заключение отдела городского архитектора Алупкинского горисполкома от 13.08.2008, заключение Республиканского комитета по земельным ресурсам от 01.07.2009 N 977-3/25 о согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Согласно статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка в порядке переоформления прав, с учетом положений ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу, что нарушенные права и интересы заявителя могут быть восстановлены путем принятия судебного решения о понуждении Администрации города Ялты к заключению с обществом договора аренды земельного участка.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 сентября 2017 года по делу N А83-8184/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8184/2017
Истец: ООО "ЧЕРНОМОР-ИНВЕСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1632/18
04.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2313/17
05.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8184/17
04.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1632/18
23.01.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2313/17
06.09.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8184/17