Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2018 г. N Ф05-4847/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А41-34171/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панкратьевой Н.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н. (по доверенности от 09.01.2018),
от закрытого акционерного общества "Юнитрейд"- Капланов Д.Д. (по доверенности от 21.11.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон" - Капланов Д.Д. (по доверенности от 19.05.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 28.09.2017 по делу N А41-34171/17, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Юнитрейд", общества с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон" об оспаривании решения Шереметьевской таможни,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Юнитрейд" и общество с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон" обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10005022-17/000070 от 26.03.2017, N РКТ-10005022-17/000071 от 26.03.2017, N РКТ-10005022-17/000072 от 26.03.2017.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.09.2017 по делу N А41-34171/17 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Шереметьевская таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель закрытого акционерного общества "Юнитрейд", общества с ограниченной ответственностью "Джонсон&Джонсон" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Джонсон&Джонсон" во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары медицинского назначения.
Таможенным представителем ЗАО "Юнитрейд" от имени декларанта ООО "Джонсон&Джонсон" с целью таможенного декларирования в отношении ввезенного товара в Шереметьевскую таможню подана таможенная декларация - N 10005022/230317/0020068.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 декларации на товары, товар представляет собой: шовный материал хирургический стерильный, синтетический, рассасывающиеся "ПДС плюс антибактериальный", с атравматическими иглами и без игл", нити хирургические стерильные, натуральные, рассасывающиеся, с атравматическими иглами и без игл".
Обществом заявлен код ТН ВЭД 3006 10 900 0, которому соответствовала ставка ввозной таможенной пошлины 3%.
Также в отношении указанного товара заявлена льгота по уплате НДС в виде сниженной ставки НДС 10%.
В ходе таможенного контроля до выпуска товаров таможенным органом приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10005022-17/000070 от 26.03.2017, N РКТ-10005022-17/000071 от 26.03.2017, N РКТ-10005022-17/000072 от 26.03.2017 в отношении товара N 1, товара N 2, товара N 3. В связи с принятым решением, спорные товары классифицированы Таможенным органом по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018 32 900 0, что соответствовало ставке ввозной таможенной пошлины 5%.
Не согласившись с вынесенными решениями, ЗАО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон&Джонсон" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты государственных органов и органов местного самоуправления являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, исследование вопроса о законности либо незаконности ненормативного правового акта (действия или бездействия) осуществляется судом на дату его вынесения (совершения). Следовательно, при оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, либо должностного лица арбитражный суд в любом случае обязан рассмотреть заявленные требования по существу вне зависимости от того, отменен оспариваемый ненормативный правовой акт либо он продолжает свое действие.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (пункт 1 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан).
В силу пункта 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми утверждена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие выдается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), которым удостоверяется, что медицинское изделие успешно прошло все предусмотренные для него испытания, зарегистрировано и допущено к применению на территории Российской Федерации.
Регистрации подлежат все медицинские изделия, как отечественного, так и зарубежного производства, предполагаемые к медицинскому применению и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием.
Для оформления Регистрационного удостоверения Росздравнадзора медицинское изделие должно пройти испытания в сертификационной лаборатории, которая имеет аккредитацию в медицинской системе оценки соответствия, иметь оборудование, позволяющее произвести все требуемые по законодательству и существующим методикам исследования на безопасность, качество и эффективность лечебного воздействия.
Испытания медицинских изделий для целей государственной регистрации могут проводиться только в испытательных лабораториях, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 06.05.2011 N 352.
Наличие Регистрационного удостоверения Росздравнадзора дает его обладателю право полного или частичного освобождения от уплаты НДС на территории Российской Федерации при условии, что медицинские изделия входят в перечень медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.
Согласно Регистрационным удостоверениям N ФСЗ 2010/06042 от 05.06.2013, N ФСЗ 2010/07135 от 05.06.2013 медицинским изделиям присвоен ОКП 93 9370 (входящий в перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов).
Суд первой инстанции верно установил, что в рассматриваемом случае при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД основными классифицирующими признаками являются назначение товара - закрытие ран, и способ реализации медицинского назначения - механическое стягивание с последующим рассасыванием материала. Игла в этом случае вспомогательный предмет, основное - нить (хирурга).
В данном случае между сторонами возник спор относительно выбранной товарной позиции.
Для целей классификации подлежат сравнению следующие товарные позиции: 3006 - заявлена Обществом, 9018 - определена таможенным органом.
В соответствии с текстом товарной позиции 3006 и примечанием 4 к группе 30 ТН ВЭД ЕАЭС, в товарную позицию 3006 включаются лишь следующие продукты, которые должны включаться в эту и ни в какую другую товарную позицию Номенклатуры: (а) стерильный хирургический кетгут, аналогичные стерильные материалы для наложения швов (включая стерильные рассасывающиеся хирургические или стоматологические нити) и стерильные адгезивные ткани для хирургического закрытия ран.
Согласно пояснениям к ТН ВЭД (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4, далее - Пояснения к ТН ВЭД), пояснениям к товарной позиции 3006 ТН ВЭД, сюда относятся все типы лигатур для хирургических швов при условии, что они являются стерильными. Такие лигатуры, как правило, поставляются в антисептических растворах или в запечатанных стерильных упаковках.
К материалам, используемым для таких лигатур, относятся:
(а) кетгут (переработанный коллаген, получаемый из кишок крупного рогатого скота, овец или других животных);
(б) натуральные волокна (хлопок, шелк, лен);
(в) синтетические полимерные волокна, такие как полиамиды (нейлоны), полиэфиры;
(г) металлы (коррозионностойкая сталь, тантал, серебро, бронза).
Сюда также включаются адгезивные ткани, такие как ткани на основе бутилцианоакрилата и красителя; после наложения мономер полимеризуется и таким образом заменяет традиционные материалы для наложения швов для закрытия внутренних или наружных ран на теле больного.
В данную товарную позицию не включаются нестерильные материалы для наложения швов. Они классифицируются в соответствии с материалом, например, кетгут (товарная позиция 4206), волокно из фиброина шелкопряда, текстильная пряжа и пр. (раздел XI), металлическая проволока (группа 71 или раздел XV).
В соответствии с текстом товарной позиции 9018, определенной таможенным органом, в нее включаются приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения.
Как следует из Пояснений ТН ВЭД к данной товарной позиции, в данную товарную позицию включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Приборы и устройства для анатомической работы или для вскрытия трупов, анатомирования и т.д. также включаются, как включаются при определенных условиях приборы и устройства для стоматологических лабораторий (см. пункт (II) ниже). Приборы данной товарной позиции могут быть сделаны из любого материала (включая драгоценные металлы).
В данную товарную позицию не включаются: (а) стерильный кетгут и прочий стерильный материал для наложения хирургических швов, ламинария стерильная и тампоны из ламинарии стерильные (товарная позиция 3006).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для целей классификации необходимо установить, попадает ли спорный товар под описание подпункта "а" пункта 4 примечаний к группе 30 ТН ВЭД ЕАЭС.
Из представленного заявителем описания, достоверность которого не оспаривается таможенным органом, изделия представляют собой шовный стерильный хирургический материал в виде комбинации игла-нить, имеющий неотделимый наконечник в виде атравматической иглы из нержавеющей стали, соединенный с нитью в процессе производства. Изделия расфасованы в индивидуальные стерильные упаковки.
Представленное описание полностью соотносится с текстом подпункта "а" пункта 4 примечаний к группе 30 ТН ВЭД ЕАЭС и текстом соответствующих пояснений к товарной позиции 3006 ТН ВЭД.
Наличие иглы не придает спорному изделию новых свойств и не изменяет его предназначение, которое как с иглами, так и без игл заключается в наложении швов для хирургического закрытия ран. Суд первой инстанции верно определил, что, по существу, игла в данном конкретном случае является составной частью единого изделия - шовного хирургического материала.
Кроме того, в силу пункта 3 а) ОПИ ТН ВЭД, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Товарная позиция 3006, определенная декларантом, имеет более конкретное и полное описание по сравнению с товарной позицией 9018, избранной таможенным органом, которая носит общий характер и включает широкий диапазон медицинских средств и устройств.
Ссылки таможенного органа на классификационные решения, содержащиеся в информационной базе ВЭД-Инфо, отклонены, поскольку в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", указанные источники информации не относятся к документам, учитываемым при классификации товаров.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорные товары верно классифицированы по коду ТН ВЭД ТС 3006 10 900 0 "Фармацевтическая продукция, упомянутая в примечании 4 к данной группе".
Данный вывод суда первой инстанции также соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 305-КГ16-15765 по делу N А41-4884/2016.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.09.2017 по делу N А41-34171/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34171/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2018 г. N Ф05-4847/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Юнитрейд", ООО "Джонсон & Джонсон"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Шереметьевская таможня