Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2018 г. N Ф09-1909/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А60-43026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя Союза "Уральское объединение строителей" (ИНН 8904061019, ОГРН 1098900000418): Добрыдина-Янкелевская Д.А. по доверенности от 05.04.2017;
от заинтересованного лица Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345): Григорец Е.А. по доверенности от 04.07.2017; Криницына Т.П. по доверенности от 20.10.2017;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 октября 2017 года по делу N А60-43026/2017,
принятое судьей Бушуевой Е.В.,
по заявлению Союза "Уральское объединение строителей"
к Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания,
установил:
Союз "Уральское объединение строителей" (далее - заявитель, Союз "УОС") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 28.07.2017 N Св-3217-р/П.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2017 заявленные требования удовлетворены; предписание Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2017 N Св-3217-р/П признано недействительным; Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Союза "УОС".
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что п. 1 предписания является законным, поскольку на основании ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации прежде чем организация будет принята в члены СРО, должна поступить оплата взноса, а не наоборот; относительно п. 2 предписания указывает, что сумма минимального взноса в размере 100 000 рублей предусмотрена для компенсационного фонда возмещения вреда, который на 01.07.2016 у СРО не был сформирован; руководством СРО самовольно изменило размер вступительного взноса, снизив его до 100 000 рублей, что является нарушением ст. ст. 55.10, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали данные доводы.
Союз "УОС" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи, организованной на основании судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений от 11.07.2017 N Св-3217-р, от 17.07.2017 N Св-3311-р Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая проверка выполнения Союзом "УОС" ранее выданного предписания от 25.04.2017 N Св-1560-р/П. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.07.2017 N Св-3217-р/А.
По итогам проверки Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес Союза "УОС" направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 28.07.2017 N Св-3217-р/П, которым предписано в срок до 22.09.2017 следующие нарушения:
- в п. 1 предписания указано, что Союзом "УОС" допущено нарушение ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: не соблюдается порядок приема в члены саморегулируемой организации, а именно, лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства до уплаты взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Организации, не подтвердившие оплату платежными поручениями, а также не оплатившие взносы в компенсационный фонд и получившие допуск к работам: ООО "АСК "Уралрегионстрой", ИП Мильман Б.Л., ООО "Кипрей", ООО ТСК Термогарант", ООО "Горизонт", ООО "КМ-Строй", ООО "Строительная компания "Техник", ООО ПСБ "Ультра", ООО "Берген", Общество с ограниченной ответственностью "Брусника. Строительство Екатеринбург", ООО "УЭМ-Инжиниринг", ООО СК "УралСантехСервис", ООО "Уралземком", ООО "НАУКОМ СТРОЙ", ООО "СК "Универсал-Строй", ООО "Сити Групп", ООО "Партнер.ру", ООО "Смарт Групп", ИП Алиев Э.М., ООО "Савва-строй" и другие;
- в п. 2 предписания указано, что Союзом "УОС" допущено нарушение п. 4, п. 5 ст. 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: с июля 2016 года в члены Союза "УОС" были приняты юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплатившие 100 000 рублей в компенсационный фонд. Положение о компенсационном фонде, утверждено общим собранием Союза "УОС" от 29.11.2016, в котором прописан размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда. В предыдущей редакции Положения о компенсационном фонде от 22.04.2016 минимальный размер взноса установлен не в рублевом размере. Сумма недостачи в компенсационный фонд составляет 21 500 000 руб.
- в п.3 предписания указано, что Союзом "УОС" допущено нарушение ст. 55.4, ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: документально подтвержден компенсационный фонд в размере 186 955 078 руб. По состоянию на 12.04.2017 минимальный размер компенсационного фонда должен составлять 534 500 000 руб.
Не согласившись с данным предписанием, Союз "УОС" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности предписания и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано судом выше, в п. 1 оспариваемого предписания указано, что Союзом "УОС" допущено нарушение ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: не соблюдается порядок приема в члены саморегулируемой организации, а именно, лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства до уплаты взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Организации, не подтвердившие оплату платежными поручениями, а также не оплатившие взносы в компенсационный фонд и получившие допуск к работам: ООО "АСК "Уралрегионстрой", ИП Мильман Б.Л., ООО "Кипрей", ООО ТСК Термогарант", ООО "Горизонт", ООО "КМ-Строй", ООО "Строительная компания "Техник", ООО ПСБ "Ультра", ООО "Берген", Общество с ограниченной ответственностью "Брусника. Строительство Екатеринбург", ООО "УЭМ-Инжиниринг", ООО СК "УралСантехСервис", ООО "Уралземком", ООО "НАУКОМ СТРОЙ", ООО "СК "Универсал-Строй", ООО "Сити Групп", ООО "Партнер.ру", ООО "Смарт Групп", ИП Алиев Э.М., ООО "Савва-строй" и другие.
Согласно ч. 4 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа.
Конкретный перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО закреплен в ч. 5 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является закрытым.
Согласно ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, в том числе, в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В ч. 13 ст. 3.3 Федерального закона N 372-ФЗ установлено, что для юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено право добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Указанное положение введено в целях реализации требований ч. 3 ст.55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.
В соответствии с ч. 13, ч. 13.1 ст. 3.3 Федерального закона N 372-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации, но не позднее 01.09.2017.
Саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям ч. 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства в размере внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды).
В силу ч. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от уплаты взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок является основанием для исключения индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации.
Как установлено в ходе проверки, Союз "УОС" принимал решения о приеме строительных организаций в члены СРО и о выдаче свидетельства о допуске для строительных организаций, вступающих в Союз "УОС" в порядке перехода в региональное СРО.
29.05.2017 на общем собрании членов Союза "УОС" исключены организации, за которых взнос в компенсационный фонд не поступил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания от 28.07.2017 в отношении организаций, перечисленных в предписании, в действиях заявителя Союза "УОС" отсутствует нарушение ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного заинтересованным лицом Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлено. В связи с чем п. 1 оспариваемого предписания обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
В п. 2 оспариваемого предписания указано, что Союзом "УОС" допущено нарушение п. 4, п. 5 ст. 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: с июля 2016 года в члены Союза "УОС" были приняты юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплатившие 100 000 рублей в компенсационный фонд. Положение о компенсационном фонде, утверждено общим собранием Союза "УОС" от 29.11.2016, в котором прописан размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда. В предыдущей редакции Положения о компенсационном фонде от 22.04.2016 минимальный размер взноса установлен не в рублевом размере. Сумма недостачи в компенсационный фонд составляет 21 500 000 руб.
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся, в частности, следующие вопросы: - установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты; - установление размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации: компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, порядка формирования таких компенсационных фондов. При этом размеры взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации устанавливаются не ниже минимальных размеров взносов в такие компенсационные фонды, предусмотренных частями 10 - 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, действующей с 04.07.2016, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
В ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 04.07.2016) установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Согласно ч. 15 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязаны привести внутренние документы саморегулируемой организации в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации не позднее 1 июля 2017 года. Документы указанных некоммерческих организаций до их приведения в соответствие с установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации требованиями действуют в части, не противоречащей таким требованиям.
В соответствии с ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным ч. 1 - 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с ч. 10 и ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных ч. 2 и ч. 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 и ч. 13 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.2 Положения о компенсационном фонде Союза "УОС", утвержденного общим собранием членов Союза "УОС" от 22.04.2016, минимальный размер взноса в Компенсационный фонд Союза на одного члена Союза, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, определяется законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что запрет на применение в локальных документах отсылочных норм законодательством не установлен.
Поскольку ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 04.07.2016 действует в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, Союз "УОС" правомерно с июля 2016 года, принимая в состав СРО новых членов, применял ставку взноса в компенсационный фонд в размере 100 000 руб., установленном в ст. 55.16 Градостроительным кодексом Российской Федерации в действующей редакции. Суд апелляционной инстанции также отмечает, что доказательств того, что организации и предприниматели, принятые в течение указанного срока в члены СРО Союз "УОС", в соответствии с действующей в указанный период редакции ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны были уплатить взнос в компенсационный фонд в большем размере, предусмотренном иными пунктами данной нормы, заинтересованным лицом Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявителем Союз "УОС" не допущено нарушения установленного порядка формирования компенсационного фонда. В связи с чем п. 2 оспариваемого предписания обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
В п. 3 оспариваемого предписания указано, что Союзом "УОС" допущены нарушения ст. 55.4, ст. 55.16 Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: документально подтвержден компенсационный фонд в размере 186 955 078 руб. По состоянию на 12.04.2017 минимальный размер компенсационного фонда должен составлять 534 500 000 руб.
Судом первой инстанции установлено, что в п. 4 акта проверки от 28.07.2017 N Св-3217-р/А указано, что минимальный размер компенсационного фонда возмещения вреда должен составлять 215 800 000 рублей, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - 190 955 105,10 руб. Подтвержденный выписками со специальных банковских счетов Союза "УОС" размер компенсационного фонда возмещения вреда составляет 221 699 440 руб. и размер компенсационного фонда обеспечения договорной ответственности составляет 190 355 105,10 руб.
Таким образом, обстоятельства и нарушение, изложенные в п. 3 оспариваемого предписания, не основаны на материалах проверки. В связи с чем п. 3 оспариваемого предписания является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в апелляционной жалобе не содержится доводов о несогласии с выводами суда первой инстанции относительно п. 3 предписания. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пояснила, что выводы суда первой инстанции в данной части не обжалуются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2017 года по делу N А60-43026/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43026/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2018 г. N Ф09-1909/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СОЮЗ "УРАЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1909/18
23.01.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18242/17
24.10.2017 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-43026/17
16.08.2017 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-43026/17