г. Пермь |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А60-49639/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
ответчика, страховой медицинской компании "Астрамед - МС",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 ноября 2017 года,
принятое судьей П.Б. Ваниным путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу N А60-49639/2017
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 6622000399, ОГРН 1026600787311)
к страховой медицинской компании "Астрамед - МС"
(ИНН 6685000585, ОГРН 1126679000150)
о взыскании 17 028 руб. 87 коп.,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства" (далее - истец, ФГБУЗ "МСЧ N 121 ФМБА России") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к страховой медицинской компании "Астрамед-МС" (акционерное общество) (далее - ответчик, СМК "Астрамед-МС") о взыскании задолженности 7499 руб. 67 коп. по договору от 01.02.2013 г. N 04-309 и 349 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.05.2017 г. по 11.11.2017 г. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены, со страховой медицинской компании "Астрамед - МС" (акционерное общество) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства" взыскано 7499 руб. 67 коп. долга и 349 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы СМК "Астрамед-МС" (АО) приводит доводы о надлежащем исполнении условий договора со стороны ответчика; правомерном удержании сумм, за взысканием которых обратился истец. Полагает, что судом неправомерно оставлен без внимания тот факт, что вывод эксперта страховой медицинской компании по результатам экспертизы качества медицинской помощи, оказанной Мурашовой, подтвержден экспертизой ТФОМС Свердловской области, а также решением ТФОМС Свердловской области N 04-01-03/1533-коиф. от 16.03.2017, которое подтверждает вывод о том, что код дефекта подтвержден, патогистологические исследования входят в стандарт лечения по данному виду заболевания, оплачиваемого за счет средств ОМС, в связи с чем, отсутствие у учреждения реальной возможности провести патогистологическое исследование не является основанием для направления на данное исследование на платной основе. Кроме того, указанное решение ТФОМС N 04-01-03/1533 от 16.03.2017 ФГБУЗ "МСЧ N 121 ФМБА России" не обжаловалось. Также судом неправомерно отклонено ходатайство о рассмотрении дела по правилам общего производства.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Как следует из материалов дела, ФГБУЗ МСЧ N 121 ФМБА России включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, что следует из Приложения N 4 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1207-ПП.
30 января 2017 года Министерством здравоохранения Свердловской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области страховыми медицинскими организациями СМК "АСТРАМЕД-МС" (АО), профессиональными союзами медицинских работников Некоммерческим Партнерством "Медицинская Палата Свердловской области", Свердловской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации заключено Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области. г. Екатеринбург на 2017 год.
Предметом настоящего Тарифного соглашения являются согласованные Сторонами способы и условия оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями застрахованным лицам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
01.02.2013 между ответчиком СМК "Астрамед-МС" (АО) и истцом ФГБУЗ МСЧ N 121 ФМБА России был заключен договор N 04-309 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно п. 1 которого медицинская организация обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 4.1 договора, страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 26 числа каждого месяца включительно.
При выявлении нарушений обязательств, установленных договором, страховая медицинская организация вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты штрафов (п. 2.2 договора).
06.10.2016 в адрес СМК "АСТРАМЕД-МС" (АО) поступило обращение Мурашовой Елены Васильевны, 14.08.1965. г. рождения, на нарушение прав на получение бесплатной медицинской помощи при лечении в стационаре.
При проведении экспертизы случая оказания медицинской помощи Мурашовой экспертом поставлен код дефекта- 3.2.1.,1.4. Сформированы сводный реестр актов ЭКМП N 224380/12954 от 23.03.2017, определена сумма к возмещению в размере 8355,19 руб.
В адрес ФГБУЗ "МСЧ N 121 ФМБА России" направлена финансовая претензия N 13/211 от 23.03.2017.
Указанная сумма была удержана при оплате счета N 167 от 05.05.2017 платежным поручением N 4789 от 30.05.2017.
ФГБУЗ "МСЧ N 121 ФМБА России" полагая, что удержание суммы в размере 7499 руб. 67 коп., является неправомерным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования.
Статьей 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлены требования к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемым между страховыми и медицинскими организациями, а также к сторонам таких договоров.
Согласно ч. 6 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Лечебное учреждение, включенное в территориальную программу ОМС, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на обязательное медицинское страхование, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи (ч. 3 ст. 40 Закона).
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на обязательное медицинское страхование, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Приложение к Тарифному соглашению от 30.01.2017 N 8 предусматривает Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), в том числе, следующие нарушения:
1.4. Взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования.
3.2.1.Дефекты медицинской помощи/нарушения при оказании медицинской помощи, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица.
06.10.2016 года в адрес СМК "АСТРАМЕД-МС" (АО) поступило обращение Мурашовой Елены Васильевны, 14.08.1965. г. рождения, на нарушение прав на получение бесплатной медицинской помощи при лечении в стационаре. По обращению застрахованного лица была проведена экспертиза качества медицинской помощи. По данным экспертизы в соответствии с Порядками оказания бесплатной медицинской помощи - гинекологическим пациентам патогистологическое исследование соскоба эндометрия является бесплатным. Необходимые исследования и лечение проведены не в полном объеме.
При проведении экспертизы случая оказания медицинской помощи Мурашовой экспертом поставлен код дефекта 3.2.1.,1.4., а также сформированы сводный реестр актов ЭКМП N 224380/12954 от 23.03.2017.
Согласно ст. 42 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, путем направления претензии в территориальный фонд (ч. 1). Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (ч. 3). Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертизы, экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (ч. 4).
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (ч. 5).
На основании решения ТФОМС N 04-01-03/1533 от 16.03.2017., принятого после реэкспертизы случая оказания медицинской помощи Мурашовой Е.В., СМК "АСТРАМЕД-МС (АО)" произведено удержание суммы 8355,19 руб.
Правом обжалования решения ТФОМС предоставленным п.5 ст. 42 ФЗ-326 только медицинской организации ФГБУЗ "МСЧ N 121 ФМБА России" не воспользовалось.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что удержание суммы 7499 руб. 67 коп. по договору от 01.02.2013 г. N 04-309 и 349 руб. 20 коп. произведено правомерно, во взыскании указанной суммы следует отказать.
Поскольку в удовлетворении суммы основного долга судом отказано, правовых оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.05.2017 г. по 11.11.2017 г. не имеется.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу N А60-49639/2017 подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на истца, поскольку апелляционная жалоба ответчика удовлетворена.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу N А60-49639/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 6622000399, ОГРН 1026600787311) в пользу страховой медицинской компании "Астрамед - МС" (ИНН 6685000585, ОГРН 1126679000150) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 3000 (Три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49639/2017
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 121 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: АО СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АСТРАМЕД -МС"