г. Киров |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А28-9414/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Кожевникова Д.А., действующего на основании доверенности от 07.07.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2017 по делу N А28-9414/2017, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лузский лесозаготовительный комплекс" (ОГРН 1064316001815, ИНН 4316004200),
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лузский лесозаготовительный комплекс" (далее - ответчик, Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.12.2008 N 14-22.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2017 внесены изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.12.2008 N 14-22, абзац 1 пункта 5 договора изложен в следующей редакции:
- арендная плата с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 16 711 952 рубля 00 копеек;
- арендная плата в 2018 году составляет 17 605 599 рублей 00 копеек;
приложения N 2, 3, 3.1, 4 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.12.2008 N 14-22, изложены в новой редакции.
Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части установления срока внесения арендной платы по договору аренды в 2017 году в размере 16 711 952 рубля 00 копеек в год и принять в этой части новый судебный акт, которым абзац первый пункта 5 договора лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.12.2008 N 14-22 изложен в следующей редакции: "Арендная плата по договору аренды в 2017 году с момента вступления решения суда по делу N А28-9414/2017 в законную силу по 31.12.2017 составляет 16 711 952 рубля 00 копеек в год"; в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения. Заявитель указывает, что в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 11 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора аренды лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов Согласно абзацу 1 пункта 10 указанного Порядка положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Таким образом, как указывает ответчик, без внесения изменений в договор аренды лесного участка от 15.12.2008 N 14-22, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не представляется возможным, вследствие чего арендатор до получения положительного заключения на изменения в проект освоения лесов не вправе производить рубку в объемах, указанных в решении суда, а также выполнять лесохозяйственные мероприятия. По утверждению Министерства, поскольку внесение изменений в договор аренды в данном случае означает также и изменение размера арендной платы, который подлежит определению в соответствии с новыми объемами изъятия лесов, количественными и качественными характеристиками лесных ресурсов, ответчик считает, что изменения в договор аренды, в том числе в части размера арендной платы, должны применяться сторонами с момента вступления решения суда в законную силу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, указывает, что в результате проведенного министерством в 2016 году лесопатологического обследования лесного участка выявлены поврежденные, ослабленные деревья и возникла необходимость в связи с этим проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки, следовательно, юридический факт, позволивший установить существенное изменение количественных и качественных характеристик на лесном участке, наступил и был зафиксирован в сентябре 2016 года. Ответчик полагает, что суд первой инстанции при определении размера арендной платы на 2017 год правомерно учел момент, фиксирующий произошедшие изменения количественных и качественных характеристик, установив годовой размер арендной платы на 2017 год в сумме 16 711 952 рубля. Кроме того, Общество указывает, что в случае удовлетворения требований, изложенных в апелляционной жалобе, и, следуя логике заявителя, арендная плата на 2017 год должна исчисляться с 2018 года по 31.12.2017, что противоречит здравому смыслу.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Министерства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 15.12.2008 N 14-22 (т. 1 л.д. 135-143; далее - договор), согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 19.02.2008 N 38 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса от 09.11.2006 N 14-4 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.
Пунктом 2 договора определена площадь лесного участка - 133 296 га, его местоположение - Кировская область, Лузский район, Лузское лесничество, Аникинское участковое лесничество, кварталы 5-17, 22-35, 41-52, 57, 58, 66, 67; Папуловское участковое лесничество, кварталы 1-16, 22-27, 33-37, 45-49, 57, 58, Вымское участковое лесничество, кварталы 9-10, 16-21, 22 южная часть, условный номер 43-43-01/353/2008-211, учетная запись в государственном лесном реестре N 14.4-2008-03.
В соответствии с пунктом 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора).
Согласно пункту 4 договора лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору (л.д. 34).
Пунктом 5 договора установлено, что арендная плата по договору составляет 19 483 928 рублей в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Также аналогичные сроки внесения арендной платы и ее размер согласованы сторонами в приложении N 4 к договору.
Пунктом 7 договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
Срок действия договора в соответствии с его пунктом 20 устанавливается с даты его государственной регистрации по 25.11.2031.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области 26.12.2008 за номером 43-43-01/691/2008-188..
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи от 15.12.2008 (т. 1 л.д. 141).
Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в министерство лесного хозяйства Кировской области, о чем в единый государственный реестр юридических лиц 29.06.2015 внесена соответствующая запись.
В результате лесопатологического обследования, проведенного на арендованном лесном участке в 2016 году, на основании которого составлен акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в Лузском лесничестве от 05.09.2016 (л.д. 84-101), были выявлены повреждения насаждений вредителями (короед-типограф) и болезнями (еловая губка), а также поражение огнем, рекомендовано проведение выборочно-санитарных и сплошных санитарных рубок.
Истец письмом от 29.05.2017 N 3151-58-04-14 (л.д. 47-48) направил ответчику проект дополнительного соглашения к договору аренды, указав на изменение качественных и количественных характеристик лесного участка.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Министерство обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", вступившим в действие с 01.10.2016, положения Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены главой 3.1 "Защита лесов" в составе статей 60.1 - 60.11.
Частью 1 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
По правилам части 1 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: 1) проведение обследований очагов вредных организмов; 2) уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов; 3) рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
В соответствии с частью 2 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках (санитарно-оздоровительные мероприятия в том числе рубки погибших и поврежденных насаждений), предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
В силу статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
Условиями договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме, и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и в приложении N 6 к договору (подпункт "ж" пункта 11 договора).
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является обязанностью арендатора лесного участка.
Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, в частности, санитарных рубок на арендуемом лесном участке, подтверждается материалами лесопатологического обследования (т. 1 л.д. 144-150); необходимость изменения условий договора по итогам проведенного лесопатологического обследования не оспаривается заявителем.
Указанные обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие таких возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта в части момента, с которого подлежат применению сторонами внесенные изменения в договор.
Пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Следовательно, при внесении изменений в договор в судебном порядке сделка может считаться измененной лишь с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора в соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, размер арендной платы будет считаться измененным именно с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявляя о необходимости введения нового размера арендной платы на 2017 год с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, Министерство в то же время в исковом заявлении просило принять редакцию приложений N 4 и 6 к договору, которая напрямую противоречит предложенной истцом формулировке абзаца 1 пункта 5 договора. А именно, приложение N 4 к договору предусматривает распределение нового размера арендной платы - 16 711 952 рубля 00 копеек на весь 2017 год с разбивкой по срокам внесения платежей.
При разделении календарного года на периоды до вступления решения суда в законную силу и после такового с начислением арендной платы в размере, соответственно, согласно договору и согласно решению суда, общий годовой размер арендной платы не может соответствовать годовому размеру арендной платы, установленному решением суда, что противоречит принципу обязательности судебных актов.
Кроме того, приложение N 6 принятой судом редакции, которая также представлена истцом, предусматривает проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, не предусмотренных приложением N 6 к договору в прежней редакции, также в течение всего 2017 года.
Из изложенного следует, что величина измененной по решению суда арендной платы подлежит начислению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее исковое заявление о внесении изменений в договор, то есть с 01.01.2017.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что внесение изменений, в том числе в части размера арендной платы, с 01.01.2017 не ведет к нарушению прав Общества, так как имеется возможность проведения соответствующих санитарных рубок, в последующие три года.
Указанное соответствует пункту 9 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474, которым определено, что лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Сссылка заявителя на невозможность без внесения изменений в договор аренды лесного участка получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не оценивается судом апелляционной инстанции, так как не имеет в рамках настоящего правового значения с учетом заявленного основания внесения изменений в договор, а именно изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, что подтверждается материалами лесопатологического обследования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2017 по делу N А28-9414/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9414/2017
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "Лузский лесозаготовительный комплекс"