Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф05-4008/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А40-169321/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Московский кредитный банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2017 по делу N А40-169321/17, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ПАО "Московский кредитный банк" (ОГРН 1027739555282)
к ИФНС России N 43 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Артемьева Е.А. по дов. от 29.07.2015, Филатова А.С. по дов. от 27.11.2017; |
от заинтересованного лица: |
Горкин Н.В. по дов. от 09.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Московский кредитный банк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 43 по г. Москве от 25.05.2017 г. N 19-13/1044 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и отменить штраф в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. ПАО "Московский кредитный банк" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил отменить решение суда от 10.11.2017, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что инспекцией не были применены требования по оформлению запроса согласност.86 Налогового кодекса Российской Федерации и письма ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014", носящего обязательный характер, как для налоговых органов, так и для банков, а именно, в мотивировочной части запроса отсутствует информация о проводимой налоговой проверки в отношении налогоплательщика - ООО "Мосвнешинформ".
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России N 43 по г. Москве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в связи с проведением налоговой проверки в отношении ООО "Мосвнешинформ" (ИНН 7726651784/774301001) был направлен в электронном виде запрос в ПАО "Московский кредитный банк" от 20.02.2017 г. N 38570 о предоставлении выписки по операциям на счетах (специальных банковских счетах) данного налогоплательщика (дата получения данного запроса банком 21.02.2017 г.).
ПАО "Московский кредитный банк" отказал 21.02.2017 г. в предоставлении инспекции запрашиваемой информации, сославшись на то, что основание запроса заполнено не в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации и письма ФНС РФ от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322, а именно, в мотивировочной части запроса отсутствует информация о проводимой налоговой проверки в отношении данного лица.
Актом ИФНС России N 43 по г. Москве N 19-13/1044 от 23.03.2017 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых нарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123) в действиях ПАО "Московский кредитный банк" по непредставлению в налоговый орган выписки по операциям на счетах и об остатках денежных средств на счетах ООО "Мосвнешинформ", налоговый орган усмотрел признаки совершения банком налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании фактов, зафиксированных в данном акте, решением ИФНС России N 43 по г. Москве от 25.05.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение банк был привлечен к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, ПАО "Московский кредитный банк" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Принимая решение по делу, суд правомерно руководствовался следующим.
Судом установлено и банком не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечена возможность лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, а также возможность этого лица представить объяснения. Поскольку банк реализовал право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, каких-либо возражений относительно содержания указанных документов не заявляло, суд считает процедуру рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля соблюденной.
Пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Общество в обоснование заявленных требований указывает, что 21.02.2017 г. Банком по телекоммуникационным каналам связи поступил запрос N 38570 от 20.02.2017 о предоставлении выписки о движении денежных средств по счету ООО "Мосвнешинформ" (ИНН 7726651781), который не содержал указания на конкретное мероприятие налогового контроля (выездная (повторная выездная) налоговая проверка, камеральная налоговая проверка; истребование документов в соответствии со ст.93.1 НК РФ), то есть надлежащей мотивировки, и не соответствовало форме запроса, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ и рекомендованной письмом ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322. В связи с чем, заявитель в тот же день направил налоговому органу электронное сообщение, в котором в краткой форме сообщалось, что банк не может принять полученный запрос к исполнению, а также указывалась причина неисполнения запроса. Налоговый орган расценил непринятие банком к исполнению запроса инспекции как нарушение пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации и привлек банк к налоговой ответственности за непредставление выписки по операциям на счетах по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу об обоснованности привлечения банка к налоговой ответственности ввиду следующего.
Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Порядок направления налоговым органом запросов в банк о представлении выписок по операциям на счетах утвержден Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.
В приложении N 4 к Приказу содержится форма запроса о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), а также указания по ее заполнению. В приложении к форме запроса о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), утвержденной приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, указано, что в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько из следующих оснований: - вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа); - принятие решения о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) и приостановления переводов электронных денежных средств; - проведение у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках); - проведение контроля за соблюдением обязанностей банковским платежным агентом (субагентом) по сдаче оператору по переводу денежных средств, полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию банковским платежным агентом (субагентом) специальных банковских счетов для осуществления расчетов; - проведение контроля за соблюдением платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиками специального банковского счета для осуществления расчетов при приеме платежей.
Из текста запроса налогового органа, поступившего в банк по телекоммуникационным каналам связи, следует, что в графе "Основание запроса" инспекцией указано: "в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 86 НК РФ в связи с проведением в отношении ООО "Мосвнешинформ" налоговой проверки. Запрос налогового органа, направленный в адрес банка по телекоммуникационным каналам связи, содержал однозначную информацию.
Кроме того, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 23.11.2010 N ММВ-7-6/633@ утвержден формат запросов налоговых органов о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций.
Изучив копию представленного заявителем в материалы дела запроса налогового органа, поступившего в банк по телекоммуникационным каналам связи, суд сделал вывод о том, что как служебная, так и информационная часть запроса налогового органа соответствуют формату, утвержденному Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 23.11.2010 N ММВ-7-6/633@.
Ссылку банка на Письмо ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 в подтверждении своей позиции по делу, суд отклонил за необоснованностью, поскольку последнее носит рекомендательный характер.
Кроме того, в силу статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк проверяет запрос налогового органа формально, на наличие в нем информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке. При этом, банк не вправе требовать, а налоговый орган не обязан представлять банку доказательства проведения налоговой проверки в отношении указанного лица. В рассматриваемом случае запрос инспекции содержал сведения о том, что информация затребована в отношении проверяемого налогоплательщика, поэтому подлежал исполнению банком.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований судом отказано. Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк проверяет запрос налогового органа формально, на наличие в нем информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке.
При этом, банк не вправе требовать, а налоговый орган не обязан представлять банку доказательства проведения налоговой проверки в отношении указанного лица. В рассматриваемом случае запрос инспекции содержал сведения о том, что информация затребована в отношении проверяемого налогоплательщика, поэтому подлежал исполнению банком.
Довод банка о том, что запрос налогового органа оформлен не в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, что явилось причиной отказа банка в предоставлении запрошенной выписки, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Данный довод был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно признан ошибочным.
Апелляционная жалоба банка не содержит доводов, которым бы суд первой инстанции не дал правовой оценки и которые бы влияли на оценку спорных правоотношений.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с оценкой судом первой инстанции доказательств по делу, не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и незаконности обжалованного судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, однако оснований для этого у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2017 по делу N А40-169321/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169321/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф05-4008/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Московский кредитный банк"
Ответчик: ИФНС России N43 по г. Москве