г. Вологда |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А05-4826/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области Смиронова И.Ю. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2017 года по делу N А05-4826/2017 (судья Шашков А.Х.),
установил:
Министерство имущественных отношений Мурманской области (ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097; место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Профсоюзов, дом 20; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН 1082902002677, ИНН 2902060361; место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, проезд Машиностроителей, дом 12; далее - Общество, АО "Центр судоремонта "Звездочка") об изъятии для продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Россельхознадзор), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, муниципальное образование городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области в лице администрации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2017 года по делу N А05-4826/2017 в удовлетворении иска отказано.
Россельхознадзор не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что в материалах дела, в частности в свидетельствах о государственной регистрации права, отсутствует информация о том, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, в связи с чем, основания для отказа в иске отсутствовали. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что обществом не представлено доказательств о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по использованию земельного участка по его целевому назначению.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Россельхознадзора поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Муниципальное образование городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области в лице администрации в отзыве на апелляционную жалобу отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Министерство, АО "Центр судоремонта "Звездочка", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, муниципальное образование городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области в лице администрации надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Россельхознадзора, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Центр судоремонта "Звездочка" с 24.12.2008 является собственником земельного участка с кадастровым N 51:01:2404001:63 (части единого землепользования: земельные участки с кадастровыми номерами 51:01:2404001:65, 51:01:2404001:66), площадью 236 441 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, поселок городского типа Мурмаши (далее - участок N 51:01:2404001:63).
Государственным инспектором Россельхознадзора 22.05.2013 вынесено предписание N 51/04-09 об устранении нарушений земельного законодательства, которым ответчику предписывалось выполнить агротехнические мероприятия по защите земельного участка с кадастровым номером 51:01:2404001:63 от заболачивания, закочкаривания и зарастания сорной растительностью.
Предписаниями Россельхознадзора от 09.06.2014 N 51/04-08, от 12.11.2014 N 51/04-18, от 30.07.2015 N 51/04-05, от 22.06.2016 N 51/04-02 установлено, что в предписываемые сроки ответчик не провел агротехнические мероприятия по защите земельного участка от заболачивания, закочкаривания и зарастания сорной растительностью.
На основании распоряжения Россельхознадзора от 02.06.2016 N 311 проведена плановая проверка с целю контроля за соблюдением ответчиком требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с протоколом от 19.07.2016 осмотра земельного участка с кадастровым номером 51:01:2404001:63 установлено, что по всей площади земельный участок зарос сорной травянистой растительностью (видовой состав: пырей ползучий, иван-чай, крапива, метлица обыкновенная), закочкарен. Высота сорной травянистой растительности достигает одного метра. Земельный участок не огорожен, доступ на участок свободный, признаки осуществления хозяйственной деятельности отсутствуют, строения отсутствуют. Закочкаренность и зарастание сорной травянистой растительностью земельного участка составляет 100 %.
Актом проверки от 03.08.2016 N 51/04-07/13 подтверждается, что признаки возделывания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности, связанной с возделыванием сельскохозяйственных культур на земельном участке отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером 51:01:2404001:63 ответчиком не используется по целевому назначению и виду разрешенного использования.
Ответчику 03.08.2016 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации N 51/04-03 в срок до 01.11.2016, а именно: использовать земельный участок с кадастровым номером 51:01:2404001:63 по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Россельхознадзором 30.08.2016 вынесено предписание N 51/04-03, которым ответчику предписано использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом использования.
В рамках внеплановой проверки 07.11.2016 на основании распоряжения Россельхознадзора от 19.10.16 N 774 по выполнению требования предписания от 03.08.2016 N 51/04-03, установлено, что ответчиком предписание не выполнено, а именно: земельный участок с кадастровым номером 51:01:2404001:63 площадью 236 441 кв. м, расположенный на территории населенного пункта Мурмаши Кольского района Мурманской области, не используется по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Актом проверки от 15.11.2016 N 51/04-07/21 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:2404001:63 не огорожен, доступ на участок свободен, земельный участок по всей площади покрыт снежным покровом, из-под которого видны сорные травянистые растения. Признаки возделывания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности, связанный с возделыванием сельскохозяйственных культур на земельном участке отсутствуют.
В ходе проверки Россельхознадзора выявлено, что ответчик не исполнил в срок до 01.11.2016 требований предписания от 03.08.2016 N 51/04-03.
Государственным инспектором Россельхознадзора 06.12.2016 составлен протокол N 51/04-20/2016 об административном правонарушении, выразившемся в том, что ответчиком в установленный срок (до 01.11.2016) не выполнены требования предписания от 03.08.2016 N 51/04-03, а именно: земельный участок не используется по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
На основании постановления мирового судьи судебного участка N 3 Александровского судебного района Мурманской области от 26 января 2017 года ответчик привлечен к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях виде штрафа на сумму 50 000 руб.
Таким образом, ответчик более трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, не использует для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности земельный участок с кадастровым номером 51:01:24004001:63.
В Министерство 16.02.2016 поступило обращение Россельхознадзора N 51/01-30/242 о необходимости обратиться в суд с требованием об изъятии из собственности юридического лица - АО "Центр судоремонта "Звездочка" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:2404001:63 и его продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ установлено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.
Согласно пункту 6 статьи 6 вышеприведенного Закона в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание: направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона N 101-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" закреплены признаки на основании которых определяется неиспользование земельного участка.
В данном случае судом первой инстанции установлен, материалами дела подтверждается и АО "Центр судоремонта "Звездочка" не оспаривается факт неиспользования спорного земельного участка по целевому назначению, а также невыполнение ответчиком предписаний Россельхознадзора, при этом из материалов дела видно, что первый факт неиспользования земельного участка выявлен 22.05.2013 (предписание N 51/04-09 об устранении нарушений земельного законодательства).
Абзацем третьим пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что на спорном земельном участке находятся два объекта недвижимости - "Цех компостирования" и "Сооружение на сети труб", собственником которых является Общество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 51-АВ 108652 от 24.12.2008 и 51-АВ 101342 от 25.12.2008 (том 3, листы дела 84-85).
С учетом вышеприведенной нормы и установленного обстоятельства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изъятие земельного участка без прекращения права собственности АО "Центр судоремонта "Звездочка" на вышеуказанные сооружения, находящиеся на спорном участке, невозможно, что является основанием для отказа в удовлетворении предъявленного иска.
Доводы апеллянта об отсутствии в выписках из ЕГРН сведений об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 51:01:2404001:63 площадью 236 441 кв. м, расположенном на территории населенного пункта Мурмаши Кольского района Мурманской области, в данном случае не опровергают факт нахождения на участке двух объектов недвижимости, поскольку такие данные в выписке из ЕГРН на момент регистрации права собственности истца на объекты недвижимости могли быть не отражены.
Кроме того, факт нахождения объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 51:01:2404001:63 в суде первой инстанции не оспаривался.
Ссылка суда первой инстанции на принятие Обществом необходимых мер по использованию спорного земельного участка по назначению в соответствии с видом разрешенного использования, по выполнению агротехнических мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от зарастания, заболачивания и других негативных воздействий на земельный участок, а также исполнению предписаний Россельхознадзора, не привела к принятию неправильного решения.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска явился процесс передачи земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в собственность муниципального образования городского поселения Мурмаши.
В оспариваемом решении подробно описана работа, проведенная АО "Центр судоремонта "Звездочка" по безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 51:01:2404001:63.
Вместе с тем в связи с обращением Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском и поступлением заявления от Россельхознадзора Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в Единый государственный реестр недвижимости 21.04.2017 внесло запись о невозможности государственной регистрации перехода права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела.
В связи с этим оформление перехода права собственности не завершено по независимым от Общества и администрации муниципального образования Мурмаши причинам, которые являются устранимыми.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что передача земельного участка, который Общество не может использовать по назначению в силу установленных выше причин, муниципальному образованию городского поселения Мурмаши является наиболее целесообразным разрешением сложившейся ситуации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия, с учетом позиции истца, который поддерживает состоявшийся судебный акт, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе Россельхознадзора не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Россельхознадзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2017 года по делу N А05-4826/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4826/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА"
Третье лицо: городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области в лице администрации, Управление Россельхознадзора по Мурманской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ