г. Вологда |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А44-6600/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Солецкое ПАТП" Анисимова О.В. по доверенности от 28.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новгородской области Российской Федерации в лице Министерства финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2017 года по делу N А44-6600/2017 (судья Аксенов И.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солецкое ПАТП" (место нахождения: 175040, Новгородская обл., Солецкий р-н., г. Сольцы, ул. 40 лет октября, д. 7; ОГРН 1035301602368, ИНН 5315004738; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области Российской Федерации в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее - Департамент финансов) о взыскании 745 841 руб. 24 коп. за счет казны Новгородской области убытков, возникших от перевозки льготных категорий граждан в 2014 году и I квартале 2015 года (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ)).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее - Департамент транспорта).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23.10.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент финансов с решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что при определении объема субсидии, причитающейся перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров в городском сообщении (пригородном сообщении), применяется количество реализованных единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) за квартал, приходящееся на перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (пригородном сообщении). По мнению подателя жалобы, при наличии в субъекте нормативного акта, предусматривающего порядок расчета субсидии, в ситуации неиспользования Обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, размер убытков, в отсутствие доказательств их реального размера, не может определяться иным расчетным путем, отличным от определенного действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации
Истец в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
От ответчика в суд поступило заявление об изменении наименования ответчика на Министерство финансов Новгородской области.
Факт изменения наименования юридического лица, в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", удостоверен информационной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.01.2018, постановлением Правительства Новгородской области от 06.12.2017 N 433, выпиской из распоряжения председателя правительства Новгородской области от 25.12.2017 N 616-рл.
Частью 4 статьи 124 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
Суд апелляционной инстанции принял уточнение наименования ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществлявшей в 2014 году и I квартале 2015 года перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном пассажирском сообщении на территории Солецкого муниципального района Новгородской области на основании заключенного договора.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-03 "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (далее - Областной Закон N 540-ОЗ) граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Действие указанного закона приостановлено с 01.04.2015.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи единых социальных проездных билетов были установлены постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (далее - Постановление N 519).
Осуществляя регулярные перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с Постановлением N 519, Общество являлось получателем субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на возмещение неполученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области" (далее - Порядок N 65) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на возмещение неполученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета (далее - субсидия).
В соответствии с утвержденным Порядком N 65 Департамент транспорта, как главный распорядитель средств областного бюджета, осуществлял предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год (пункт 3 Порядка).
Перечисление субсидии перевозчику производилось на основании представленного отчета (пункт 9 Порядка).
В установленный Порядком N 65 срок Общество представляло в Департамент транспорта отчеты о транспортной работе за 2014 год и I квартал 2015 года.
Отчеты о транспортной работе Общества приняты Департаментом транспорта.
На основании представленных отчетов и Порядка N 65 Департамент транспорта произвел расчеты субсидии, согласно которым размер субсидий составил:
- 38 998 руб. 37 коп. за I квартал 2014 года (выплачено 37 703 руб.);
- 34 652 руб. 55 коп. за II квартал 2014 года (выплачено 0 руб.);
- 48 219 руб. 43 коп. за III квартал 2014 года (выплачено 0 руб.);
- 19 688 руб. 76 коп. за IV квартал 2014 года (выплачено 19 688 руб. 76 коп.);
- 51 854 руб. 82 коп. за I квартал 2015 года (выплачено- 0 руб.).
Общество, полагая, что Департаментом транспорта субсидия, причитающаяся перевозчику за спорный период времени, рассчитана с нарушением установленного порядка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Областным законом N 540-ОЗ предусмотрено право граждан, получающих ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливаются правительством Новгородской области (часть 2 статьи 1 Областного закона N 540-ОЗ).
В соответствии с Постановлением N 519 с 01.01.2006 на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 65 субсидия предоставляется перевозчику при наличии заключенного договора на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования и подписании соглашения между перевозчиком и Департаментом транспорта на получение субсидии.
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, предоставляемых перевозчиком.
В данном случае право Общества на получение компенсации недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда гражданам как федерального, так и регионального регистров сторонами по делу не оспаривается, при этом имеется спор относительно размера компенсации.
На основании представленных Обществом отчетов Департаментом транспорта произведен расчет размера субсидии за I квартал 2014 года - 38 998 руб. 37 коп., за II квартал 2014 года 34 652 руб. 55 коп., за III квартал 2014 года 48 219 руб. 43 коп., за IV квартал 2014 года 19 688 руб. 76 коп., за I квартал 2015 года 51 854 руб. 82 коп. (л.д. 62.)
Суд первой инстанции, проверив данный расчет субсидии, признал его неправильным и согласился с расчетом истца, в соответствии с которым размер субсидии за период с I квартала 2014 года по I квартал 2015 год составил 745 841 руб. 24 коп. (с учетом частичной оплаты), в том числе:
- 149 053 руб. за I квартал 2014 года;
- 155 800 руб. за II квартал 2014 года;
- 195 152 руб. 50 коп. за III квартал 2014 года;
- 126 564 руб. за IV квартал 2014 года;
- 176 664 руб. за I квартал 2015 года.
Имеющиеся расхождения в расчете субсидии возникли ввиду спора между сторонами в отношении порядка определения в расчете субсидии показателя Hб - количество реализованных ЕСПБ за квартал, приходящееся на перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, которое рассчитывается в соответствии с пунктом 5 Порядка N 65.
Пунктом 5 Порядка N 65, в редакции, действующей с 20.12.2014, установлено, что количество реализованных ЕСПБ за квартал (в перерасчете на месячные ЕСПБ), приходящееся на перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, определяется по формуле:
N6 = Nj + Nq / 2 + (N*кв. x 3),где:
N6 - общее количество реализованных ЕСПБ на перевозчика за квартал (в перерасчете на месячные ЕСПБ);
Nj - количество проданных месячных ЕСПБ на перевозчика за квартал;
Nq - количество проданных ЕСПБ на перевозчика на полмесяца за квартал;
N*кв. - количество проданных квартальных ЕСПБ на перевозчика за квартал.
По мнению подателя жалобы, определение количества ЕСПБ на перевозчика должно производиться во взаимосвязи с видом перевозки - по городским сообщениям или по пригородным.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, пункт 5 Порядка N 65 изменен постановлением Правительства от 12.12.2014 N 611 и в новой редакции не предусматривает дополнительного деления количества ЕСПБ на проездные билеты, приходящиеся на пригородное сообщение и городское сообщение в зависимости от транспортной работы перевозчика.
Кроме того, приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2015 N 378 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта" (в редакции, действующей в спорный период) определено, что при продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований или принимается равным 50 (суммарно в городском и пригородном сообщениях).
Распределение объемов перевозок по видам сообщения (городское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.
Как правильно указано судом первой инстанции, в данном случае речь идет о суммарном перераспределении количества поездок в городском и пригородном сообщении на один ЕСПБ в зависимости от выполненной работы на линии, то есть это может быть не 20 - в пригородном сообщении, и 30 - в городском, а иное соотношение количества поездок, пропорциональное работе на линии, имеется в виду определение количества поездок на один ЕСПБ, а не количества ЕСПБ.
Расчет объема субсидии (неполученной провозной платы), причитающейся за осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении и пригородном сообщении, произведенный Обществом, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Оснований не согласиться с данным расчетом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Поскольку Министерство финансов, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2017 года по делу N А44-6600/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новгородской области Российской Федерации в лице Министерства финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6600/2017
Истец: ООО "Солецкое ПАТП"
Ответчик: Новгородская область РФ за счет казны Новгородской области, в лице Департамента финансов Новгородской области
Третье лицо: Департамент финансов Новгородской области