г. Чита |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А58-1934/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 24.01.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2017 года по делу N А58-1934/2017 по иску Акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439, 677001, пер. Энергетиков, 1А, г. Якутск) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435028645, ОГРН 1031402050074, 677892, ул. Кирова, 13, каб. 405, г. Якутск) о взыскании 77 899 288 рублей, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079, 677000, ул. Кирова, 12, г. Якутск), Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819, 677000, ул. П. Алексеева, 6/1, г. Якутск); Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117895; ОГРН 1021401061770, 677000, пр. Ленина, 28, г. Якутск), (суд первой инстанции: Аринчёхина А.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Высоцкий П.В., представитель по доверенности,
установил:
Акционерное общество "Теплоэнергосервис" обратилось в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о взыскании 77 899 288 рублей.
Определением суда от 07.04.2017 в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2017 года с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу Акционерного общества "Теплоэнергосервис" взыскано 77 899 288 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины 200 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что в отсутствие предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) расходных обязательств, оснований для предоставления субсидии на возмещение затрат в связи превышением фактически сложившейся цены на топливно-энергетические ресурсы над ценой топливно-энергетических ресурсов, учтенной в тарифах организации при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), не имеется.
Истец, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), ГКУ РС(Я) "Агентство Субсидий" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, государственный комитет по ценовой политике РС(Я) - письменное пояснение.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, акционерное общество "Теплоэнергосервис" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство, передачу и распределение электроэнергии (пункт 3.2 Устава общества).
Государственный комитет по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия)" в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", руководствуясь постановлением Правительства РС(Я) от 22.11.2007 N 468 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия)" и постановлением Правительства РС(Я) от 26.12.2002 N 659 "Вопросы Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия)", Правление Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) издал постановление от 16.12.2015 N 302 об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Теплоэнергосервис" потребителям Республики Саха (Якутия) в 2016 - 2018 гг.
Пунктом 1 указанного постановления ГКЦ РЭК РС (Я) от 16.12.2015 N 302 установлены для потребителей АО "Теплоэнергосервис" тарифы на тепловую энергию (мощность) согласно приложениям к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 постановления ГКЦ РЭК РС (Я) от 16.12.2015 N 302 тарифы, установленные пунктом 1 настоящего постановления, действуют с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях возмещения затрат в связи с государственным регулированием тарифов Правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2012 N 193 утвердило Порядок предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение затрат в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Порядок).
Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим деятельность по предоставлению коммунальных услуг (ресурсов) на территории Республики Саха (Якутия), на возмещение затрат в связи с государственным регулированием тарифов (далее субсидии). Право на получение субсидий имеют следующие категории лиц: юридические лица (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг (ресурсов) на территории Республики Саха (Якутия) по регулируемым тарифам (пункт 3 Порядка).
Субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляются в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - Агентство) (пункт 5 Порядка).
Условием для получения субсидий является превышение фактически сложившихся цен на топливно-энергетические ресурсы над ценой топливно-энергетических ресурсов, учтенной в тарифах организации при государственном регулировании тарифов, и предоставление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами в Агентство в течение финансового года, в срок не позднее 1 декабря документов, согласно перечню (пункт 6 Порядка).
Следуя установленному Порядку, истец обратился к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" с заявлением от 22.11.2016 N 4727 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с удорожанием топливно-энергетических ресурсов по итогам 2016 года в размере 80 210 560,06 руб. (ожидаемая сумма) с приложением документов.
Указанное заявление в установленные сроки (пункты 8-11 Порядка) рассмотрено не было. В связи с этим истцом в адрес государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" была направлена претензия от 10.02.2017 N 527.
Письмом от 14.02.2017 N 07-14/253 государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" указало на непредставление истцом ряда документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
Письмом от 20.02.2017 N 650 истец направил дополнительные документы в адрес государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" с приложениями перечня документов, предусмотренных Порядком, с просьбой рассмотреть заявление истца и принять решение в срок, установленный п. 11 Порядка в течение 3 рабочих дней.
Письмом от 27.02.2017 N 07-14/311 государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" сообщило, что в 2017 году ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" не были доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на возмещение затрат в связи с превышением фактически сложившейся цены на топливно-энергетические ресурсы над ценой топливно- энергетических ресурсов, учтенной в тарифах организации при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги (ресурсы), в связи с чем, сообщило о том, что заявления и документы, направленные истцом не могут быть рассмотрены на предмет их полноты и правильности оформления в целях предоставления субсидии.
07.03.2017 истец повторно направил в государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" претензию N 843, указав на необоснованность отказа в рассмотрении заявления на субсидию.
Кроме того, письмом 13.03.2017 N 914 истец обратился к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я), как к главному распорядителю бюджетных средств за разъяснением сложившейся ситуации. Письмом от 20.03.2017 N 05-2321/01 Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я) сообщило о невозможности возмещения понесенных истцом расходов ввиду дефицита республиканского бюджета.
Истец, указав, что отказ государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", и ссылка Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я) на недостаточность в республиканском бюджете денежных средств, нарушают его право на получение субсидии, предусмотренной ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 Порядка, и влекут возникновение убытков в виде недополученных доходов в размере 77 899 288 руб., составляющих разницу затрат в связи с превышением фактически сложившейся цены на топливно-энергетические ресурсы (уголь) над ценой топливно-энергетических ресурсов, учтенных в тарифах истца при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными, иск удовлетворил.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ. При этом способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ, одним из которых является возмещение убытков.
Из пункта 1 статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, в статье 16 ГК установлена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого же Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Тариф на тепловую энергию является регулируемой ценой и устанавливается уполномоченными органами (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, в частности, реализуют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статья 7)
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Теплоэнергосервис", осуществляя экономически обоснованные расходы, состав и величина которых соответствует условиям и требованиям, предусмотренным постановлением правления ГКЦ РЭК РС (Я) от 16.12.2015 N 302 получило убыток от деятельности по реализации тепловой энергии в размере 77 899 288 руб.
Указанные убытки обусловлены превышением фактически сложившейся цены на топливно-энергетические ресурсы над ценой топливно-энергетических ресурсов, учтенной в тарифах организации при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии РС (Я) от 16.12.2015 N 302.
Доказательств включения выпадающих доходов истца за 2016 год в тарифы на последующие периоды материалы дела не содержат.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ и установив все входящие в предмет доказывания по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в заявленном размере за счет средств казны Республики Саха (Якутия).
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2017 года по делу N А58-1934/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1934/2017
Истец: АО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий", Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия)