24 января 2018 г. |
Дело N А84-2560/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
с участием Шишкича М.В., представителя Департамента сельского хозяйства города Севастополя - Мачехин Е.О., доверенность от 01.04.2017. N 1,
в отсутствии индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабошина Михаила Андреевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабошина Михаила Андреевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 сентября 2017 по делу N А84-2560/2017 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабошина Михаила Андреевича о признании незаконным решения Департамента сельского хозяйства города Севастополя, при участии заинтересованного лица Шишкича Михаила Владимировича,
установил:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Бабошин Михаил Андреевич (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства города Севастополя (далее по тексту - Департамент) в допуске к участию в конкурсном отборе; о признании итогов конкурсного отбора в части признания победителем Шишкича М.В. недействительными. В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предприниматель прости обязать Департамент провести заседание конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по рассмотрению заявки заявителя, поданной 01.06.2016, в соответствии с "Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство", утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678-ПП "Об утверждении Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15 сентября 2017 года в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 сентября 2017 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании Шишкич М.В. также просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабошина Михаила Андреевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 июня 2016 заявитель обратился в Департамент с заявкой на участие в конкурсе на предоставление гранта и единовременной помощи начинающим фермерам в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя "Поддержка начинающих фермеров на период 2015- 2020 годов", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 512 с приложением необходимого пакета документов.
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Департаментом принято решение, оформленное уведомлением от 21.06.2016 N 2309/5-1, которым заявителю отказано в допуске к участию в конкурсном отборе в связи с невозможностью реализацией бизнес-плана козья ферма, так как арендуемый заявителем земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства.
Полагая, что указанный отказ, а также итоги конкурсного отбора в части признания победителем Шишкича М.В. являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, принимая во внимание пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом оспариваемого решения незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов Департамента в сфере экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и условия предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств регламентируются Постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678 "Об утверждении Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Положения), а также Порядком проведения конкурсного отбора участников Государственной программы города федерального значения Севастополя "Поддержка начинающих фермеров на период 2015-2020 годов", утвержденным приказом Департамента от 29.04.2016 N 28 (далее - Порядок), действовавшими на момент объявления конкурса.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения организацию отбора и сбор заявлений от начинающих фермеров осуществляет заявитель. Решение о предоставлении гранта и (или) единовременной помощи принимает комиссия по предоставлению грантов и (или) единовременной помощи, созданная Департаментом сельского хозяйства.
Пунктами 3.4, 3.7 Положения установлен перечень документов, необходимых для получения гранта и (или) единовременной помощи и требования к их оформлению.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения, заявителю отказывается в приеме документов в случаях представления им неполного комплекта документов, указанных в пункте 3.4 Положения; представления заявления с прилагаемыми к нему документами с нарушением сроков, установленных в извещении о проведении конкурса; представления документов, оформление которых не соответствует пункту 3.7 Положения.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.9 настоящего Положения, заявление на заседании конкурсной комиссии не рассматривается, а заявления, соответствующие требованиям пунктов 3.4 - 3.7 настоящего Положения, а также поданные в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, регистрируются в журнале поступивших заявлений начинающих фермеров на участие в конкурсе (п. 3.10 Положения).
Согласно пункту 3.8 Положения Департамент осуществляет прием заявлений на участие в конкурсе в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, и проверяет полноту представленного пакета документов, указанного в пункте 3.4 Положения, а также соответствие требованиям, установленным пунктом 3.7 настоящего Положения.
В соответствии с п. 8.1., 8.3. Порядка рассмотрение представленной заявителем заявки с прилагаемыми к ней документами, предусмотренными разделом 4 настоящего Порядка, осуществляется Департаментом в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявки. По результатам рассмотрения документов Департамент готовит уведомление заявителю при наличии оснований об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе с указанием даты проведения конкурсного отбора либо готовит заключение по результатам рассмотрения документов с указанием возможности реализации бизнес-проекта по направлениям деятельности заявителя.
Из материалов дела следует, что заявка предпринимателя была рассмотрена Департаментом и по результатам рассмотрения ему направлено уведомление от 21 июня 2016 года об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе.
Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе послужило отсутствие возможности для реализации бизнес-плана "Козья ферма с переработкой и реализацией продукции собственного производства" на земельном участке с целевым назначением земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства.
Судом установлено, что предпринимателем к заявке приложены документы, необходимые для получения гранта и (или) единовременной помощи, в частности, свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2015 серия 91АА002344 на земельный участок и бизнес-план "Козья ферма с переработкой и реализацией продукции собственного производства".
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 27.03.2015 серия 91АА002344 земельный участок N 15 в бригаде 12 СТ "Родник", принадлежит Бабошиной Е.К. на праве собственности, с которой заявитель заключил договор аренды недвижимого имущества от 01.04.2016, указанный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02. 2012 N 166 грант на поддержку начинающих фермеров выдается в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, выделенные для ведения садоводства, не предназначены для осуществления КФХ своей деятельности.
Согласно статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что реализация бизнес-плана "Козья ферма с переработкой и реализацией продукции собственного производства" на земельном участке, расположенном в ГСП "Родник", участок 15, бригада 12. общая площадь 0.573 га с целевым назначением земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства, противоречит действующему законодательству в части соответствия виду разрешенного использования и категорий земель.
Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166, в случае использования начинающими фермерами полученного гранта на создание КФХ на цели, не предусмотренные Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Реализация этого права заявителем возможна в случае, если оспариваемыми действиями или ненормативными правовыми актами нарушены его права и охраняемые законом интересы и целью предъявленного требования является восстановление этих прав и интересов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку заявленный предпринимателем бизнес-план, рассчитанный на реализацию продукции собственного производства на земельном участке, расположенном в ГСП "Родник", участок 15, бригада 12. общая площадь 0.573 га с целевым назначением земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства, противоречит действующему законодательству в части соответствия виду разрешенного использования и категорий земель, то при допуске к конкурсному отбору желаемых правовых последствий заявитель не достигнет.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о правильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствии содержащихся в решении выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также считает, что несогласие заявителя жалобы с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 сентября 2017 года по делу N А84-2560/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2560/2017
Истец: Бабошин Михаил Андреевич, ИП ИП Бабошин Михаил Андреевич
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Шишкич Михаил Владимирович