г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А26-5972/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.В. Сотова
судей К.Г. Казарян, В.В. Черемошкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Петрук
при участии:
от истца: представитель Е.Г. Сельменская и Д.В. Савин по доверенностям от 17.06.2017 г.
от ответчика: представитель А.Ю. Хорохин по доверенности от 01.01.2018 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33814/2017) ООО "ОнегоСтройСервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2017 г. по делу N А26-5972/2017 (судья В.Э. Лайтинен), принятое
по иску ООО "ОнегоСтройСервис"
к ПАО "ТГК-1"
об обязании принять к коммерческому учету узлы учета тепловой энергии
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - арбитражный суд) с иском к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ответчик, Компания, ПАО "ТГК-1") об обязании ответчика - с учетом заявленного истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ и принятого судом уточнения исковых требований - принять в рамках эксплуатации узел учета тепловой энергии, установленный в доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 1, к коммерческому учету с 03.05.2017 г., а узел учета, установленный в доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Нойбранденбургская, д. 6, корп. 2 - к коммерческому учету с 17.03.2017 г.
Решением арбитражного суда от 07.11.2017 г. в удовлетворении иска отказано.
Данное решение обжаловано истцом в апелляционном порядке, в жалобе ее податель просит указанное решение отменить, мотивируя жалобу тем, что вопреки мнению ответчика и суда первой инстанции нормы, подлежащие применению в случае ввода приборов (узлов) учета в эксплуатацию (пункты 61-93 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034, далее - Правила N 1034), не подлежат применению в случае очередной поверки эти приборов (узлов), поскольку ввод их в эксплуатацию является отдельно регулируемой процедурой, отличной от самой эксплуатации, в состав (понятие) которой входит и поверка приборов (узлов) учета, в случае проведения которых сторонами подписывается только акт проверки узла учета (пункты 80-93 указанных Правил).
В этой связи Общество ссылается на то, что ранее на спорные (по указанным адресам) узлы (приборы) учета в связи с их поверкой подписывались именно акты в соответствии с последними положениями, а ответчик с учетом отсутствия изменений в Правила N 1034 не мотивировал свой отказ в подписании последующих актов и необходимость соблюдения процедуры ввода приборов (узлов) учета в эксплуатацию (с предоставлением соответствующих документов (в частности - проекта узла учета) и с участием представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла), при том, что спорные узлы были введены в эксплуатацию ранее - застройщиком многоквартирных домов по завершению их строительства, требования ответчика имеют выборочный характер (только по нескольким из более чем 60 многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Общества) при принятии в то же время Компанией показаний части спорных узлов (приборов) учета.
В заседании апелляционного суда истец поддержал свою жалобу, ответчик возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенными в представленном отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 и 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд пришел к следующим выводам:
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, 06.03.2015 г. между сторонами заключен договор теплоснабжения N Т-962, согласно условиям которого ПАО "ТГК-1" (теплоснабжающая организация - ТСО) осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении Общества (абонент), в том числе в г. Петрозаводске по адресам: ул. Мелентьевой, д. 1 и ул. Нойбранденбургская, д. 6, корп. 2.
В соответствии с условиями договора (пункты 3.1.5, 3.1.16, 3.1.24) в обязанности абонента входит: проводить проверки состояния, профилактические испытания, содержание и ремонт тепловых энергоустановок многоквартирного дома, а также помещений индивидуальных тепловых пунктов в объемах и сроки, установленные действующими нормами и правилами; обеспечить работоспособность и соблюдение требований к эксплуатации установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, их исправность и целостность пломб, ремонт, поверку или замену при их повреждении в течение 30 календарных дней с обязательным оформлением акт допуска (повторного допуска) с теплоснабжающей организацией или теплосетевой компанией; сообщать ТСО обо всех нарушениях схем теплоснабжения, неисправностях, авариях во внутридомовых инженерных системах, а также о неисправностях и повреждениях коллективного (общедомового) прибора учета, нарушении целостности пломб на указанных приборах учета, истечении сроков их поверки; в силу пункта 4.1 договора объем поданных абоненту коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется на основании предоставленных абонентом показаний указанного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные договором, а в случае нарушения абонентом установленных пунктом 3.1.19 договора сроков передачи ТСО показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а также при утрате, выходе из строя, истечении срока поверки прибора и т.п., объем поданных абоненту коммунальных ресурсов на многоквартирный дом определяется по среднемесячным показаниям общедомового прибора учета, рассчитанным не менее чем за 6 месяцев отопительного сезона, а при работе прибора менее 6 месяцев, за период его фактической работы, но не менее чем за 3 месяца отопительного сезона; при этом по истечении трех расчетных периодов после наступления таких событий, объем отпущенного абоненту коммунального ресурса определяется исходя из установленных нормативов потребления.
Как указал истец, в домах по адресам, г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 1 и ул. Нойбранденбургская, д. 6, корп. 2, установлены общедомовые узлы учета тепловой энергии; в 2017 году Обществом проведена очередная поверка теплосчетчиков, что подтверждается свидетельствами о поверке N 2550/106458-2017 от 03.03.2017 (ул. Нойбранденбургская. д. 6, корп. 2) и N 2550/107066-2017 от 11.04.2017 (ул. Мелентьевой, д 1); после проведении поверки узлы учета были установлены и опломбированы силами истца.
В то же время в подписании актов периодической поверки узлов учета тепловой энергии теплосетевой компанией (АО "ПКС - Тепловые сети") истцу было отказано по причине непредставления документов, в связи с чем Общество направило в адрес Компании письма от 27.03.2017 г. с просьбой оказать содействие в решении вопроса приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в вышеуказанных домах после их поверки и подписать соответствующие акты проверки; однако в ответ на письма истца ответчик сообщил, что ввод в эксплуатацию прибора учета, установленного у потребителя, в том числе после очередной поверки и ремонта осуществляется в соответствии с пунктами 62-72 Правил N 1034 с обязательным предоставлением всей документации, предусмотренной этими Правилами.
Указывая на необоснованный отказ ПАО "ТГК-1" в принятии приборов учета к коммерческому учету, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Однако суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска, исходя в этой связи из следующего:
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил N 1034, в соответствии с пунктом 3 которых ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом в силу положений Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58); в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Также пунктом 62 Правил N 1034 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета; комиссия создается владельцем узла учета; для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию; при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения; при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя; при выявлении недостатков также составляется соответствующий акт (пункты 62 - 72 Правил N 1034).
Таким образом, как сделал вывод суд, из приведенных положений Правил N 1034 следует, что порядок проверки готовности узла учета к эксплуатации после очередной поверки приборов учета осуществляется в том же порядке, что и первичный ввод узла учета в эксплуатацию и требует представления документов, перечисленных в пункте 64 Правил N 1034; в данном же случае из материалов дела видно, что узлы учета тепловой энергии, установленные в жилых домах по адресам: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 1 и ул. Нойбранденбургская, д. 6, корп. 2, введены в эксплуатацию, что подтверждается актами от 17.10.2013 и 25.10.2013 г. соответственно, а актами периодической проверки узла учета тепловой энергии от 25.08.2016 и 16.08.2016 г. указанные выше узлы учета допущены в эксплуатацию перед отопительным сезоном.
Однако в 2017 году истцом проведена поверка теплосчетчиков, что подтверждается свидетельствами о поверке N 2550/106458-2017 от 03.03.2017 г. (ул. Нойбранденбургская. д. 6, корп. 2) и N 2550/107066-2017 от 11.04.2017 г. (ул. Мелентьевой, д 1); Общество вручило 29.03.2017 и 04.05.2017 г. ответчику письма с просьбой оказать содействие в решении вопроса приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета после их поверки, одновременно направив составленные им в одностороннем порядке акты периодической проверки узлов учета тепловой энергии; однако в ответ ПАО "ТГК-1" сообщило Обществу о том, что необходимо предоставить документы, предусмотренные пунктом 64 Правил N 1034, а также указало, что показания прибора учета по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, 1, будут приниматься для коммерческого учета до 30.09.2017 г.; истец же не согласился с необходимостью представления паспорта узла учета тепловой энергии, проекта узла учета, согласованного с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, то есть документов, перечисленных в пункте 64 Правил N 1034, чем подтвердило представление неполного перечня документов.
Суд не согласился с позицией истца, указав в этой связи, что из положений пункта 73 Постановления N 1034 следует, что перечисленные документы предоставляются при каждом вводе в эксплуатацию теплового узла, а в пункте 68 Правил N 1034 установлено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания; кроме того, названными выше Правилами установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечения срока поверки любого из приборов (подпункт "е" пункта 75).
Таким образом, по мнению суда, исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, даже поверенные приборы учета, не введенные надлежащим образом в эксплуатацию путем осуществления проверки правильности работы узла учета, составления акта ввода в эксплуатацию, а также его опломбирования ресурсоснабжающей организацией, не могут быть признаны расчетными и использоваться при расчетах объемов потребления коммунальных ресурсов, а узел учета тепловой энергии может быть допущен к ведению учета полученной тепловой энергии исключительно после подписания акта о приемке его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и опломбирования ею приборов узла учета.
Также суд принял во внимание, что Обществом был произведен демонтаж общедомовых узлов учета для их поверки, при этом теплоснабжающая организация не была уведомлена об этом в нарушение пункта 3.1.24 договора теплоснабжения, акты снятия приборов учета и их монтажа после поверки не составлялись, конкретные даты осуществления указанных действий никак не зафиксированы, доказательств осуществления действий, предусмотренных пунктом 73 Правил N 1034, а также приглашения представителей теплоснабжающей компании для опломбирования приборов учета, истцом не представлено; таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не предоставил доказательств проверки готовности узла учета к эксплуатации после поверки прибора учета в марте и апреле 2017 г., в связи с чем - в отсутствие подписанных между сторонами актов проверки приборов учета, а также доказательств того, что монтаж приборов учета после их поверки осуществлен в соответствии с технической документацией, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика принять узлы учета к коммерческому учету.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данных выводов, отклоняя, как ошибочные (основанные на неверном толковании норм права и обстоятельств дела), исходя из того, что суд первой инстанции подробно и всесторонне проанализировав положения Правил N 1034 пришел к обоснованному выводу о необходимости применения в данном случае порядка ввода в эксплуатацию узлов (приборов) учета, установленного 62-72 Правил N 1034, что в частности следует из положений пункта 73 Правил (отсутствии оснований для применения положений пунктов 90-91 указанных Правил), учитывая также обстоятельства данного конкретного спора, а именно - то, что Обществом был произведен демонтаж общедомовых узлов учета для их поверки, при этом в нарушение пункта 3.1.24 договора теплоснабжения теплоснабжающая организация не была уведомлена об этом; демонтаж и, соответственно, снятие пломб теплоснабжающей организации (теплосетевой компании), установленных при первоначальном вводе в эксплуатацию указанных приборов учета, произведен без участия последней; акты снятия приборов учета и их монтажа после поверки не составлялись; конкретные даты осуществления указанных действий никак не зафиксированы; доказательств осуществления действий, предусмотренных пунктом 73 Правил N 1034, а также приглашения представителей теплоснабжающей компании для опломбирования приборов учета, а равно как и того, что монтаж приборов учета после их поверки осуществлен в соответствии с технической документацией истцом также не представлено (спорные приборы учета были опломбированы собственными силами управляющей компании, что является недопустимым в силу подпункта "а" пункта 70 Правил N 1034), а акты периодической проверки узла учета тепловой энергии составлены в отсутствие представителей теплосетевой компании (АО "ПКС - Тепловые сети"); таким образом и в силу подпункта "е" пункта 75 Правил (в случае истечения срока поверки любого из приборов) узел учета считается вышедшим из строя, а в связи с проведением истцом очередной поверки приборов учета, а также ввиду отсутствия пломб теплоснабжающей организации (теплосетевой компании) на приборах, принятие к коммерческому учету данных приборов в порядке, предусмотренном пунктами 90-91 Правил N 1034, не представляется возможным, так как по условиям пункта 91 Правил после очередной поверки проверяется работоспособность узла учета, в том числе наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2017 г. по делу N А26-5972/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ОнегоСтройСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
К.Г. Казарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5972/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2018 г. N Ф07-4775/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОнегоСтройСервис"
Ответчик: ПАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Третье лицо: ПАО "ТГК N1"