г. Киров |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А31-6908/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Костромском районном суде Костромской области:
представителя заявителя Иванова О.Н., действующего на основании доверенности от 26.10.2015,
представителей ответчика Малова О.Е., действующего на основании доверенности от 19.12.2017, Радаевой М.В., действующей на основании доверенности от 23.10.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2017 по делу N А31-6908/2017, принятое судом в составе судьи Байбородина О.Л.,
по заявлению департамента лесного хозяйства Костромской области (ОГРН 1074401000112, ИНН 4401071292)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ОГРН 1024400537556, ИНН 4401004867)
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 26.05.2017 по делу N 04-05/1328 и выданного на его основе обязательного для исполнения предписания от 02.06.2017.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив требования заявителя.
Департамент полагает необоснованным вывод суда о нарушении заявителем запрета, установленного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), вследствие переноса сроков проведения аукциона. Указывает, что положения статей 79, 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не ограничивают максимальный срок, устанавливаемый организатором аукциона, для подачи заявок потенциальными участниками аукциона. Организатор аукциона может продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, при этом общий срок должен составлять 14 и более дней. Поясняет, что действия заявителя по переносу сроков проведения аукциона не влияют на определение результата торгов. При этом перенос сроков проведения аукциона был обусловлен, в том числе необходимостью учета интересов местного населения и обеспечения прав граждан на свободный доступ в леса. По мнению заявителя, письмо администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 12.12.2016 N 2736 является непосредственным выражением интересов местного населения, подлежало детальному исследованию в суде. Между тем указанное обстоятельство, как отмечает Департамент, судом не проверялось. Полагает, что в целях полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, суд обязан был привлечь к участию в деле в качестве третьего лица администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области.
УФАС в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы заявителя, считает оспариваемое решение законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Костромского районного суда Костромской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, 23.01.2017 в УФАС поступило обращение заместителя прокурора Костромской области от 13.01.2017 (вх. N 219), перенаправленное из УФСБ по Костромской области, по вопросу правомерности действий Департамента при проведении аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков (т.2 л.д.54-55).
По фактам, изложенным в названном обращении, Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 04-05/1238 по признакам нарушения Департаментом требований части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В ходе комиссионного рассмотрения дела ответчиком установлено, что 08.11.2016 Департаментом был издан приказ N 417 "О выставлении лесных участков на аукцион по продаже права на заключение договора аренды" (т.2 л.д.60-61). В соответствии с названным приказом Департамента и извещением о проведении аукциона (приложение к приказу от 08.11.2016 N 417) на аукцион по продаже права на заключение договора аренды выставлены следующие лесные участки:
- лот N 1 - Макарьевское лесничество, Ануфриевское участковое лесничество: кадастровый номер 44:09:000000:272; учетный номер 44:09:000000:272/10, номер учетной записи в государственном лесном реестре 000899-2016-02, N кварталов: 11, 14, 22, 23, 28, 30. 35, 38, 39, 41, 42, 47, 48, 50, 54-57, 59, 66-70, 74, 78, 79, 81; площадь лесного участка - 2896 Га; ежегодный объем заготовки древесины - 8,632 тыс. куб.м.; стартовая цена годовой арендной платы - 863000,60 руб.; вид использования - заготовка древесины; срок аренды - 25 лет;
- лот N 2 - Шарьинское лесничество, Шарьинское участковое лесничество, кадастровый номер 44:24:000000:517; учетный номер 44:24:000000:517/1; номер в государственном лесном реестре 000904-2016-04; N кварталов: 184 (часть выдела 23); площадь лесного участка - 4,3 Га; стартовая цена годовой арендной платы - 24953,76 руб.; вид использования - выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); срок аренды - 25 лет.
10.11.2016 заявителем на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Департамента размещено извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков.
Согласно названному извещению аукцион состоится 15 декабря 2016 года, дата начала приема заявок на участие в аукционе - 14 ноября 2016 года, дата окончания приема заявок - 12 часов 29 ноября 2016 года.
В установленные сроки на участие в аукционе поступило 9 заявок, из них: по лоту N 1 - 8 заявок, по лоту N 2 - 1 заявка. Результаты приема заявок на участие в рассматриваемом аукционе оформлены Департаментом протоколом от 29.11.2016 (т.2 л.д.63-64).
В период с 17.11.2016 по 29.11.2016 Департаментом с лицами, направившими заявки на участие в аукционе, заключены соглашения о задатках в счет обеспечения исполнения обязательств по заключению договора аренды лесного участка (т.2 л.д.86-90).
30.11.2016 Департамент направил участникам аукциона, подавшим соответствующие заявки, письмо N ЛА/9539 о допуске к участию в аукционе, в котором обозначил дату аукциона 15.12.2016, начало регистрации - 09 часов 30 минут (т.2 л.д.78-82).
08.12.2016 в адрес Департамента от участника аукциона - общества с ограниченной ответственностью "Унжа Деревообрабатывающий комбинат" (далее - ООО "Унжа Док") поступила информация о несоответствии информации, указанной в проекте договора аренды лесного участка и таксационного описания, содержащимся в проектной документации (т.2 л.д.10).
В этот же день Департаментом в адрес лиц, подавших заявки на участие в аукционе, направлены извещения с указанием новой даты проведения аукциона - 30.12.2016, даты окончания приема заявок - 28.12.2016 (т.2 л.д.92-94). Решение о переносе сроков проведения аукциона мотивировано заявителем необходимостью проверки большого объема информации, а именно анализа насаждений и площадей лесотаксационных выделов согласно таксационному описанию, входящих в состав лесного участка на предмет соответствия распределения земель и характеристике насаждений указанных в приложениях N 2, 5 проекта договора аренды лесного участка.
Приказом Департамента от 09.12.2016 N 452 внесены изменения в приказ Департамента лесного хозяйства Костромской области от 08.11.2016 N 417, утверждено, что аукцион состоится 30.12.2016, дата начала приема заявок на участие в аукционе - 14.11.2016, дата окончания приема заявок - 28.12.2016 (т.2 л.д.91).
В пояснениях, представленных в антимонопольный орган, Департамент указывал, что по результатам проверки аукционной документации информация, поступившая от ООО "Унжа Док", не подтвердилась (т.2 л.д.51).
12.12.2016 в адрес Департамента поступило письмо администрации Макарьевского муниципального района Костромской области (далее - администрация Макарьевского муниципального района) от 12.12.2016 N 2736 (т.2 л.д.15). В названном письме администрация Макарьевского муниципального района Костромской области указала на необходимость зарезервировать лесные кварталы в целях обеспечения населения района древесиной для собственных нужд, предложила отказаться от предоставления в аренду следующих лесных кварталов:
- для обеспечения древесиной жителей д. Никулино и д. Бакшеево - кварталы N 69, 70, 75 Ануфриевского участкового лесничества;
- для обеспечения древесиной жителей д. Федоровское - кварталы N 41, 42, 54 Ануфриевского участкового лесничества.
Рассмотрев указанное обращение, Департамент, руководствуясь статьей 79 ЛК РФ, принял решение об отказе от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, о чем издал приказ от 12.12.2016 N 456 (т.2 л.д.14, 95). Приказ Департамента от 12.12.2016 N 456 опубликован на сайте www.torgi.gov.ru.
13.12.2016 информация об отмене аукциона направлена лицам, подавшим заявки на участие в указанном аукционе.
Впоследствии лот N 2, по которому не было замечаний, был выставлен на аукцион, состоявшийся 24.01.2017.
В отношении лота N 1 аукцион по предоставлению в аренду лесного участка с кадастровым номером 44:09:000000:272 (N кварталов 11, 14, 22, 23, 28, 30, 35, 38, 39, 41, 42, 47, 48, 50, 54-57, 59, 66-70, 74, 78, 79, 81) Департаментом после отмены аукциона повторно не проводился.
По результатам рассмотрения материалов дела N 04-05/1328 26.05.2017 Комиссией Управления принято решение (в полном объеме изготовлено 02.06.2017; т.2 л.д.42-50), в соответствии с которым в действиях Департамента установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся:
- в переносе сроков проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, проводимого в соответствии с приказом от 08.11.2016 N 417,
- в установлении даты окончания приема заявок на участие в аукционе - 28.12.2016 согласно приказу от 09.12.2016 N 452 после даты окончания приема заявок по указанному аукциону, определенной приказом от 08.11.2016 N 417 - 29.11.2016, после даты составления протокола приема заявок на участие в аукционе от 29.11.2016;
- отмене аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, проводимого в соответствии с приказом Департамента от 08.11.2016 N 417, согласно приказу от 12.12.2016 N 456, после указанных выше действий, с нарушением требований законодательства, в том числе частей 3, 4, 5 статьи 79 ЛК РФ.
02.06.2017 Департаменту выдано предписание, которым в целях исключения случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции на заявителя возложена обязанность совершить действия, направленные на проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 79 ЛК РФ, с учетом требований части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ (т.1 л.д.41).
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, признал оспариваемые решение и предписание УФАС законными и обоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом N 135-ФЗ.
Целями указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции определяет антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. В части 1 названной статьи установлен запрет на осуществление при проведении торгов таких действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов, запроса котировок и запроса предложений.
Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению конкурентных процедур как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.
Нарушение установленного частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запрета усмотрено Управлением в действиях Департамента по переносу сроков проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, проводимого в соответствии с приказом от 08.11.2016 N 417; установлению даты окончания приема заявок на участие в аукционе - 28.12.2016 согласно приказу от 09.12.2016 N 452 после даты окончания приема заявок по указанному аукциону, определенной приказом от 08.11.2016 N 417 - 29.11.2016, после даты составления протокола приема заявок на участие в аукционе от 29.11.2016; отмене аукциона, проводимого в соответствии с приказом Департамента от 08.11.2016 N 417, согласно приказу от 12.12.2016 N 456, после указанных выше действий, с нарушением требований законодательства, в том числе частей 3, 4, 5 статьи 79 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 71 ЛК РФ (в редакции здесь и далее на момент возникновения рассматриваемых отношений) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.
Требования к организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений установлены статьей 79 ЛК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 ЛК РФ извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно части 4 статьи 79 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней;
4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а в случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса не ниже размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определяемой в соответствии с частью 5 статьи 76 настоящего Кодекса;
5) об официальном сайте торгов, на котором размещена документация об аукционе;
6) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 5 статьи 79 ЛК РФ организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
В соответствии с частью 6 статьи 79 ЛК РФ Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона");
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка.
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Соблюдение приведенных выше положений законодательства необходимо для достижения целей правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, обеспечения гласности и прозрачности торгов. Отступление от указанных требований создает условия для ограничения круга потенциальных участников закупки, влечет нарушение публичных интересов ввиду несоответствия установленному порядку привлечения субъектов на товарный рынок.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд на основании достаточной совокупности доказательств, которым при правильном применении статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка, правомерно согласился с выводами УФАС о нарушении Департаментом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из материалов настоящего дела следует, что Департаментом как организатором торгов было принято решение о выставлении лесных участков на аукцион по продаже права на заключение договора аренды, о чем издан приказ от 08.11.2016 N 417, размещено извещение о проведении рассматриваемого аукциона.
В извещении о проведении спорного аукциона организатором торгов определены: дата проведения аукциона - 15.12.2016, дата начала приема заявок на участие в аукционе - 14 ноября 2016 года, дата окончания приема заявок - 29 ноября 2016 года.
Результаты приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка оформлены Департаментом протоколом от 29.11.2016.
08.12.2016 в адрес Департамента от участника аукциона - ООО "Унжа Док" поступила информация о несоответствии информации, указанной в проекте договора аренды лесного участка и таксационного описания, содержащимся в проектной документации (а именно в приложении N 2, 5 договора аренды в части распределения площадей) (т.2 л.д.10).
При этом поступившее в адрес организатора торгов письмо не содержало указания на несоответствие конкретной информации в части распределения площадей, в связи с чем правомерно было признано антимонопольным органом немотивированным, необоснованным. Из материалов дела видно, что лесные участки по предмету рассматриваемого аукциона были определены с учетом заявления одного хозяйствующего субъекта - ООО "Унжа Док", осуществлявшего, в том числе, подготовку межевого плана и кадастрового паспорта (т.2 л.д.70).
Ввиду поступления указанной информации организатором торгов принято решение о переносе сроков проведения аукциона, оформленное приказом от 09.12.2016 N 452: дата проведения аукциона - 30.12.2016, дата окончания приема заявок - 28.12.2016. По результатам проверки аукционной документации информация, поступившая от ООО "Унжа Док", не подтвердилась.
Между тем анализ вышеизложенных норм законодательства, по правомерному замечанию арбитражного суда, не свидетельствует о возможности переноса сроков проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, установления даты окончания приема заявок на участие в аукционе после первоначальной установленной даты окончания приема заявок и составления протокола приема соответствующих заявок. Процедура по установлению срока подачи заявок на участие в аукционе предусматривает указание начала и окончания срока подачи заявок, возможность продления срока подачи заявок участниками аукциона после составления протокола приема заявок, положения статьи 79 ЛК РФ не содержат, иная позиция организатора торгов не основана на нормах права.
Фактически Департамент установил новый срок подачи заявок после составления протокола приема заявок на участие в аукционе от 29.11.2016, что противоречит требованиям к процедуре проведения аукциона, предусмотренной положениями лесного законодательства.
В последующем организатором торгов издан приказ от 12.12.2016 N 456 об отказе от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Принятие указанного решения, как поясняет заявитель, было обусловлено необходимостью учета интересов местного населения путем резервирования лесных кварталов в целях обеспечения населения Макарьевского муниципального района древесиной для собственных нужд. В обоснование позиции заявитель представил письмо администрации Макарьевского муниципального района от 12.12.2016 N 2736 (т.2 л.д.15).
Оценивая указанные доводы Департамента, апелляционный суд соглашается с позицией антимонопольного органа, поддержанной судом первой инстанции, об отсутствии в материалах настоящего дела бесспорных, объективных доказательств использования населением выделенных кварталов для собственных нужд, необходимости выделения для таких целей дополнительных кварталов после объявления соответствующих торгов.
При этом при оценке соответствующих доводов организатора торгов, безусловно, заслуживают внимания положения пункта 40 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516, требующие учет интересов местного населения и обеспечение права граждан на свободный доступ в леса еще на стадии проектирования лесных участков.
Из письма администрации Макарьевского муниципального района от 12.12.2016 N 2736 следует, что Департаменту предложено отказаться от предоставления в аренду следующих лесных кварталов NN 41, 42, 54, 69, 70, 75 Ануфриевского участкового лесничества в целях обеспечения местного населения древесиной.
В ответе на запрос Управления администрация Макарьевского муниципального района поясняла, что вывод о необходимости резервирования указанных кварталов был сделан на основании ходатайства главы Шемятинского сельского поселения Макарьевского муниципального района, что и послужило причиной обращения в Департамент (т.3 л.д.122).
Между тем из пояснений ОГКУ "Макарьевское лесничество", представленных в антимонопольный орган, следует, что 02.02.2016 в Департамент была направлена сформированная документация по лесному участку Ануфриевского участкового лесничества по кварталам N N 11, 14, 22, 23, 28, 30, 35, 38, 39, 41, 42, 47, 48, 50, 54-57, 59, 66-70, 74, 78, 79, 81. При этом в состав формируемого участка не были включены кварталы N 23, 43-45, 51, 52, 61, 62 Ануфриевского участкового лесничества, оставляемые для обеспечения потребностей местного населения в древесине (т.3 л.д.130).
Письмом от 20.04.2017 N 328 ОГКУ "Макарьевское лесничество" сообщило, что при формировании спорного лесного участка, выставленного на торги, учитывались потребности местного населения в заготовке древесины. В период с 2015 года по 01.04.2017 с целью заготовки древесины для собственных нужд в лесных кварталах N 23, 43-45, 51, 52, 61, 62 Ануфриевского участкового лесничества производится отпуск древесины местному населению (т.3 л.д.71-76).
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд признает доводы Департамента о том, что при проектировании спорного лесного участка не были учтены интересы населения, безосновательными, противоречащими материалам дела. Надлежащих доказательств в подтверждение занятой по делу позиции организатором торгов, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Рассмотренные действия Департамента, безусловно, содержат антиконкурентную составляющую, создают возможность исключить равное соперничество хозяйствующих субъектов и нарушают требования части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ. При таких обстоятельствах решение УФАС от 26.05.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 04-05/1328 (в полном объеме изготовлено 02.06.2017), которым установлен факт нарушения указанного антимонопольного запрета, является законным и обоснованным.
Из содержания выданного на основании данного решения подлежащего исполнению предписания не усматривается, что на Департамент возложено исполнение каких-либо иных обязанностей, чем те, которые прямо предусмотрены действующим законодательством. Указание на необходимость исключения случаев нарушений путем принятия мер, направленных на проведение аукционов в соответствии с требованиями закона представляется возможным рассматривать как требование исполнения в дальнейшем обязанностей, предусмотренных частями 3, 4, 5 статьи 79 ЛК РФ в соотношении с иными положениями законодательства о торгах.
С учетом изложенного следует признать, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств несоответствия решения и предписания УФАС закону или иному нормативному акту, а также нарушения прав и законных интересов Департамента вследствие их принятия, незаконного возложения на заявителя каких-либо обязанностей.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Ссылка заявителя на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица администрации Макарьевского муниципального района является несостоятельной. Предметом рассматриваемого дела являются требования Департамента о признании недействительными решения, которым в действиях заявителя установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, и выданного на его основе предписания. Каких-либо выводов о правах и обязанностях указанного заявителем лица оспариваемое решение не содержит, в связи с чем обжалуемый судебный акт не может повлиять на права и законные интересы данного лица, что исключает необходимость привлечения администрации Макарьевского муниципального района к участию в настоящем деле.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требования заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2017 по делу N А31-6908/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос об уплате заявителем государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2017 по делу N А31-6908/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6908/2017
Истец: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Третье лицо: Костромской районный суд Костромской области, УФАС по КО