г. Самара |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А55-22796/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Администрации городского округа Тольятти - Володина И.А., удостоверение,
от ООО "Бизнес Актив" - Сажина Л.В., доверенность от 21.06.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2017 по делу N А55-22796/2017 (судья Кулешова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Актив",
к Администрации городского округа Тольятти,
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Актив" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление главы городского округа Тольятти от 19.06.2017 N 2046-п/1 "Об отказе в предоставлении ООО "Бизнес Актив" в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством", ссылаясь на соблюдение установленной процедуры для обращения за предоставлением земельных участков.
В порядке устранения администрацией его нарушенных прав заявитель с учетом уточнения, принятого судом, просит суд обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить в установленном порядке в аренду сроком на 39 лет для целей, не связанных со строительством, для оказания услуг розничной торговли, следующие земельные участки :
- 63:09:0101152:12266, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 15 квартал, между домами, имеющими адреса: б-р Космонавтов, 3, б-р Космонавтов, 5;
- 63:09:0101152:12254, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 15 квартал, между домами, имеющими адреса: б-р Космонавтов, 26, б-р Космонавтов, 24;
- 63:09:0101165:9200, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 5 квартал, возле дома, имеющими адреса: ул. Юбилейная, 21;
- 63:09:0101154:7422, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 17 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. Тополиная, 49 и ул. Тополиная, 41;
- 63:09:0101180:10597, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 8 квартал, между домами, имеющими адреса: б-р Приморский, 9, б-р Приморский, 15;
- 63:09:0101150:12788, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 12 квартал, территория ТП, имеющего адрес: ул. Автостроителей, 84А;
- 63:09:0101162:10975, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 10 квартал, возле дома, имеющего адрес: булл. Свердлова, 24;
- 63:09:0201060:15884, Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, южнее ул. Гидротехническая, 41;
- 63:09:0101165:9199, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 5 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. Свердлова, 19 и ул. Свердлова, 29;
- 63:09:0101163:8911, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 1 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. Революционная, 44 и ул. Революционная, 40;
- 63:09:0101156:9995, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 19 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. 70 лет Октября, 54 и ул. 70 лет Октября, 52;
- 63:09:0101151:5876, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 14 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. Автостроителей, 53А и ул. Автостроителей, 41;
- 63:09:0101157:12654, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 20 квартал, между домами, имеющими адреса: ул. 70 лет Октября, 22 и ул. 70 лет Октября, 26;
- 63:09:0101159:9487, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 2 квартал, возле торгового центра, имеющего адрес: бул. Кулибина, 15;
- 63:09:0301158:2421, Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-восточнее здания, имеющего адрес: ул. К. Маркса, 68;
- 63:09:0101166:10243, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, восточнее здания, имеющего адрес: ул. Ворошилова, 32А;
- 63:09:0101180:10590, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, севернее здания, имеющего адрес: проспект Степана Разина, 86а;
- 63:09:0101158:4743, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, юго-восточнее здания, имеющего адрес: ул. Льва Яшина, 9А;
- 63:09:0101153:14399, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, северо-западнее здания, имеющего адрес: ул. Дзержинского, 18;
- 63:09:0101157:12647, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, южнее здания, имеющего адрес: бульвар Рябиновый, 7;
- 63:09:0101161:9038, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, южнее здания, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 9В;
- 63:09:0101153:15091, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, восточнее здания, имеющего адрес: ул. 70 лет Октября, 35а.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Тольятти просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Актив" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Актив" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 07.12.2016 N 4134-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" был утвержден перечень 56 земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 07.12.2016 N 4133-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" был утвержден перечень 34 земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством.
В указанные перечни были включены спорные земельные участки.
Мэрией г.о. Тольятти в газете "Городские ведомости" N 87 от 09.12.2016 опубликована соответствующая информация о земельных участках, передаваемых в аренду, для целей не связанных со строительством, предполагаемых к размещению объектов по оказанию услуг розничной торговли.
ООО "Бизнес Актив" обратилось в Мэрию г.о. Тольятти с заявлениями от 12.12.2016 и 14.12.2016 о предоставлении 90 земельных участков в соответствии с названными выше Постановлениями в аренду сроком на 39 лет для целей, не связанных со строительством, предполагаемых к размещению объектов по оказанию услуг розничной торговли. Перечень земельных участков указан в заявлениях.
Письмом от 24.05.2017 г. N б/н в дополнение к названным заявлениям ООО "Бизнес Актив" направило в Мэрию г.о. Тольятти кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки.
Письмом от 26.04.2017 г. ООО "Бизнес Актив" обратилось в мэрию г.о. Тольятти с просьбой о принятии мер по обеспечению включения 90 земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Мэрия г.о. Тольятти письмом от 25.05.2017 г. сообщила, что администрацией г.о. Тольятти проводится работа по приведению схемы нестационарных торговых объектов г.о. Тольятти в соответствии с требованиями приказа и включению в схему земельных участков, в том числе предоставленных ООО "Бизнес Актив".
Протоколом заседания комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти от 20.02.2017 г. N 8-прт/1 принято решение о включении в Схему размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти указанных земельных участков (90 земельных участков), предполагаемых к размещению объектов по оказанию услуг розничной торговли по продаже питьевой воды.
Постановлениями Администрации г.о. Тольятти от 04.04.2017 N 1180-п/1, от 07.04.2017 N 1232-п/1, от 03.04.2017 N 1158-п/1 были предоставлены ООО "Бизнес Актив" для целей не связанных со строительством, а именно для оказания услуг розничной торговли, в аренду сроком на 39 лет земельные участки в количестве 62 из 90 указанных в заявлении, с кадастровыми номерами, указанными в постановлениях.
Постановлением от 19.06.2017 N 2046-п/1 Администрация г.о. Тольятти отказала ООО "Бизнес Актив" в предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством в связи с тем, что земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, утвержденной Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 06.04.2012 N 1109-п/1.
Полагая, что заинтересованное лицо без установленных законом оснований в предусмотренный законом срок не совершило действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельных участков, ООО "Бизнес Актив" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент обращения общества с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков для размещения нестационарных объектов регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015.
В силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018, на спорные правоотношения не распространяются.
Как следует из преамбул Постановлений Мэрии г.о. Тольятти от 07.12.2016 N 4134-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" и от 07.12.2016 N 4133-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" все 90 испрашиваемых заявителем земельных участков были включены в утвержденные до 01.03.2015 схемы расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий.
Следовательно, данные правоотношения регламентируются 34 (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) статьей Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Кроме того, указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) в указанном в пункте 2 данной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ (в той же редакции) предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Во исполнение пункта 1 статьи 34 ЗК РФ постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п утверждено Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение), а постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 06.06.2012 N 1648-п/1 утвержден Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти.
Пунктом 21 Положения предусмотрено, что в случае если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет, Мэрия или по ее поручению соответствующая землеустроительная организация на основании принятого заявления (заявлений) в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и утверждает ее.
Согласно пункту 18 Положения заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, этим Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим.
Как указано в дополнениях к отзыву на заявление Администрацией г.о. Тольятти было отказано обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что 22 земельных участка не были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, со ссылкой на п. 18 Регламента.
Однако данные доводы администрации суд первой инстанции обоснованно посчитал не состоятельными.
Как указано ранее, в преамбулах Постановлений Мэрии г.о. Тольятти от 07.12.2016 N 4134-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" и от 07.12.2016 N 4133-п/1 "Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством" указано, что все 90 испрашиваемых заявителем земельных участков были включены в утвержденные до 01.03.2015 схемы расположения земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий.
Заявления общества от 12.12.2016, 14.12.2016 и 24.05.2017 г. о предоставлении 90 земельных участков соответствуют требованиям ст. 34 ЗК РФ и установленному мэрией г.о. Тольятти порядку.
Согласно пункту 18 Положения, регламентирующего порядок в г.о. Тольятти, заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, этим Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Данный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае основания указанные в 18 пункте Положения, регламентирующего порядок в г.о. Тольятти отсутствуют. Процедура публикации, порядок обращения с заявлением, содержание заявления, сроки подачи заявления, наличие кадастровых паспортов на земельные участки, отсутствие аналогичных заявлений от иных лиц, подтверждают этот вывод суда.
Более того, 19.06.2017 администрацией г.о. Тольятти было принято постановление N 2050-п/1 об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти", которым утверждены схемы расположения нестационарных торговых объектов, в т.ч. на спорных земельных участках. Данное постановление свидетельствует об отсутствии законных оснований для отказа в тот же день в предоставлении заявителю 22 земельных участков из заявленных 90.
Кроме того, Постановлениями Администрации г.о. Тольятти от 04.04.2017 N 1180-п/1, от 07.04.2017 N 1232-п/1, от 03.04.2017 N 1158-п/1 были предоставлены ООО "Бизнес Актив" земельные участки в количестве 62 из 90 на основании тех же документов.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела администрацией в нарушение требований ст. 200 АПК РФ не представлены доказательства наличия законных оснований для отказа заявителю в предоставлении 22 земельных участков.
Суд первой инстанции обоснованно расценил ссылку в оспариваемом постановлении только на заявление ООО "Бизнес Актив" от 24.05.2017 как техническую ошибку при изготовлении ненормативного акта, поскольку обращение заявителя от 24.05.2017 сделано в рамках рассмотрения администрацией заявлений от 12.12.2016 и 14.12.2016. Этот вывод подтверждается также пояснением администрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование заявителя о признании недействительным Постановления Главы городского округа Тольятти от 19.06.2017 N 2046-п/1 "Об отказе в предоставлении ООО "Бизнес Актив" в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством", является обоснованным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были правомерно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2017 года по делу N А55-22796/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22796/2017
Истец: ООО "Бизнес Актив"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти, Мэрия городского округа Тольятти Самарской области