г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А56-54397/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: Муравьев А.О. по доверенности от 22.12.2017 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Рябенко Г.О. по доверенности от 22.11.2017 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28097/2017) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2017 по делу N А56-54397/2017 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - ПАО "Ленэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) N 92-05-Ш/2017 от 05.07.2017, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.10.2017 суд первой инстанции изменил постановление УФАС о привлечении к административной ответственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" по делу об административном правонарушении N 92-05-Ш/17 от 05.07.2017 в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 400 000 рублей, в остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае пункт 15 Правил N 861 не подлежит применению, поскольку отказы заявителя от подписания договора являлись немотивированным, проект договора ПАО "Ленэнерго" соответствовал Правилам технического присоединения.
В судебном заседании 16.01.2018 представитель ПАО "Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении дополнений к апелляционной жалобе, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд, совещаясь на месте определил приобщить к материалам дела дополнение к апелляционной жалобе.
В судебном заседании 16.01.2018 объявлен перерыв до 17.01.2018.
Судебное заседание апелляционного суда продолжено 17.01.2018 в том же составе суда, с участием представителей сторон. Стороны поддержали изложенные ранее позиции по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС поступили заявления гр. Головановой В.В. (вх. N 3877 от 11.05.2017 и N 2598 от 03.04.2017) (далее- Заявитель, гражданин) на нарушение ПАО "Ленэнерго" требований пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Управлением определением от 07.06.2017 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 92-05-Ш/17 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что гр. Голованова В.В. 10.02.2017 подала заявку N 17-4843 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям принадлежащего ей земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Сосновское сельское поселение, пос. Сосново, ул. Заветная, кадастровый номер: 47:03:1207002:934.
22.02.2017 заявителем получен проект Договора с обществом на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-ВЭС-3870-17/4843-Э-17 (далее- Договор) и Технических условий для присоединения к электрическим сетям (Технические условия), которые, по мнению гр. Головановой В.В., не соответствовали Правилам присоединения.
27.02.2017 гр. Головановой В.В. на основании пункта 15 Правил присоединения в адрес ПАО "Ленэнерго" предоставлен мотивированный отказ N 1 (вх. N ЭСКЛ/16-23/19 от 27.02.2017) от подписания проекта Договора и Технических условий, с одновременным предложением внести в них изменения и привести их в соответствие с Правилами присоединения.
По истечение 29 рабочих дней (по состоянию на 10.04.2017) со дня получения ПАО "Ленэнерго" мотивированного отказа N 1 новая редакция проекта Договора и проекта Технических условий направлены гр. Головановой В.В.
ПАО "Ленэнерго" превышен срок представления новой редакции проекта Договора и Технических условий заявителю на 24 рабочих дня, тем самым нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами присоединения.
По мнению гр. Головановой В.В., представленные ПАО "Ленэнерго" редакции проекта Договора и Технических условий вновь не соответствовали Правилам присоединения, так как замечания гр. Головановой В.В. со стороны ПАО "Ленэнерго" были удовлетворены лишь частично.
В связи с этим, 21.04.2017 гр. Головановой В.В. на основании пункта 15 Правил присоединения в адрес ПАО "Ленэнерго" предоставлен мотивированный отказ N 2 от подписания проекта Договора и Технических условий, с одновременным предложением внести в них изменения и привести их в соответствие с Правилами присоединения.
Гр. Голованова В.В. была уведомлена ПАО "Ленэнерго" посредством СМС-информирования о готовности новой редакции проекта Договора и Технических условий.
ПАО "Ленэнерго" превышен срок представления новой редакции проекта Договора и Технических условий заявителю на 2 рабочих дня, тем самый вновь нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами присоединения.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-ВЭС-3870-17/4843-17 и технические условия к нему подписаны между Головановой В.В. и ПАО "Ленэнерго" 22.11.2017.
Управление пришло к выводу о том, что указанные действия общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами технологического присоединения, а именно обществом не учтены требования подпункта "а" пункта 25(1) Правил технологического присоединения и выводы, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18.05.2011 по делу NА53-4325/2010 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 NАПЛ14-12, а также нарушены требования пункта 15 Правил технологического присоединения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.06.2017 по делу N 92-05-Ш/17; действия общества квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 05.07.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 92-05-Ш/17 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено. Вместе с тем, суд, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии оснований для снижения назначенного обществу обжалуемым постановлением размера административного штрафа до 400 000 руб. В связи с изложенным, постановление УФАС от 05.07.2017 изменено судом первой инстанции в части назначения наказания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями также урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно положениям пункта 15 Правил N 861 технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции и антимонопольным органом, ПАО "Ленэнерго" нарушило порядок предоставления гражданину проекта договора с нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил N 861.
Также суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии пунктов 7 и 11.5 Технических условий пункту 25(1) Правил N 861.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагается (будут располагаться) энергопринимающее устройство заявителя.
Правила технологического присоединения устанавливают, что в части распределения обязанностей по выполнению мероприятий по технологическому присоединению на заявителей, указанных в пункте 14 Правил N 861, не могут быть возложены обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ земельного участка заявителя. Также Правила устанавливают, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка заявителя. При этом норм, указывающих на то, что точка присоединения должна располагаться в пределах границ участка заявителя, Правила не содержат.
Из логического толкования пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 Правил N 861 следует, что установление точки присоединения не влияет на обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, установленные в пункте 16.3 Правил, согласно которым заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, независимо от того, где будет определена точка присоединения (в зависимости от конкретных обстоятельств - либо границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что технические условия, устанавливающие расположение точки присоединения в пределах 25 метров от границы земельного участка заявителя, соответствуют Правилам N 861, исходя из чего Управление необоснованно посчитало ПАО "Ленэнерго" нарушившим действующее законодательство.
Из текста оспариваемого постановления следует, что обществу вменено, в том числе, нарушение пункта 15 Правил N 861, выразившееся в нарушении срока направления проекта договора присоединения в ответ на мотивированные разногласия заявителя.
Поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества, признав доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного обществу административного штрафа до 400 000 руб., применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки. В отзыве Управления также не содержатся возражения относительно применения судом статьи 4.1 КоАП и снижения штрафа ниже низшего предела.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае пункт 15 Правил N 861 не подлежит применению, поскольку отказы заявителя от подписания договора являлись немотивированным, проект договора ПАО "Ленэнерго" соответствовал Правилам технического присоединения N 861, подлежит отклонению апелляционным судом.
Согласно пункту 15 Правил N 861 при несогласии заявителя с каким-либо условием проекта договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, содержание которого установлено Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, по причине несоответствия формулировки такого условия формулировке, предусмотренной указанными Правилами, либо при его несогласии с каким-либо условием договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, содержание которого в соответствии с указанными Правилами может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить в сетевую организацию предложение о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на иных условиях.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, гр. Голованова В.В 27.02.2017 направила мотивированный отказ от договора, по которому ей заявлено 25 замечаний, из них 14 приняты ПАО "Ленэнерго". При этом новый проект договора направлен обществом с нарушением срока в 29 дней.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ПАО "Ленэнерго" мотивированные отзывы N N 1 и 2 Гловановой В.В. от подписания договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям содержат не только ссылки на несоблюдение ПАО "Ленэнерго" формальных требований к форме договора, но и указание на его несоответствие требованиям Правил N 861, а так же судебной практике по вопросу заключения договоров технологического присоединения.
При изложенных обстоятельства, доводы ПАО "Ленэнерго" отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 октября 2017 года по делу N А56-54397/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54397/2017
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области