г. Москва |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А40-160975/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б. Красновой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ФГУП "Почта России" в лице УФСП Белгородской области - филиала ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2017
принятое судьей И.А. Блинниковой
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-160975/17
по заявлению Управления Роскомнадзора по Белгородской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 21.08.2017 N АП-31/3/428,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий по Белгородской области (далее - Управление Роскомнадзора по Белгородской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", ответчик) к административной ответственности по части 3 статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении N АП-31/3/428 от 21.08.2017.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2017 указанное заявление удовлетворено: ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "Почта России" в лице УФСП Белгородской области - филиала ФГУП "Почта России" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В суд апелляционной инстанции поступил мотивированный отзыв административного органа на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2017 подлежит отмене.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи). Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В силу статьи 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг.
Согласно пункту 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи.
Управлением Роскомнадзора по Белгородской области было рассмотрено обращение Кобзаревой О.Н. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
При рассмотрении обращения было установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи - с нарушением пункта 5 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, пункта 1 статьи 46 Закона о связи, подпункт "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи.
Нарушение выразилось в не обеспечении ФГУП "Почта России" оказания услуг почтовой связи по пересылке почтового отправления (посылки) N 30800413544884 в контрольный срок.
В соответствии абзацем 3 статьи 16 Закона о почтовой связи, подпунктом "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, ФГУП "Почта России" распоряжением N 14-р от 31.03.2016 (далее - Распоряжение N 14-р) утвердило контрольные сроки пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений.
В соответствии с пунктом 6 таблицы приложения к Распоряжению N 14-р контрольный срок пересылки посылок (без учета дня приема, нерабочих и праздничных дней) из отделения почтовой связи г. Белгород в отделение почтовой связи г. Омск составляет 6 дней.
Из представленного ответа ФГУП "Почта России" (вх. N 3416/31 от 14.08.2017) выявлено, что почтовое отправление N 30800413544884 принято 20.07.2017 в ОПС Белгород 308004. По состоянию на 11.08.2017 посылка N 30800413544884 находится в пути.
Исходя из контрольного срока с учетом дня приема, нерабочих и праздничных дней, датой поступления указанного почтового отправления в адресное ОПС Омск 644023 является 28.07.2017.
Таким образом, судом установлено, что контрольный срок пересылки почтового отправления N 30800413544884 нарушен.
На основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ специалистом-экспертом отдела контроля надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Белгородской области в отношении ФГУП "Почта России" был составлен протокол об административном правонарушении N АП-31/3/428 от 21.08.2017 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, который явился основанием подачи заявления в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП "Почта России" не были приняты меры по соблюдению (исполнению) соответствующих правил, норм нормативов и лицензионных условий в соответствии с пунктом 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Суд первой инстанции, полагая, что факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, процедура привлечения ФГУП "Почта России" не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, пришел к выводу об обоснованности заявления управления о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде взыскания штрафа.
Оспаривая законность принятого судом первой инстанции решения, ответчик ссылается на отсутствие у Управления Роскомнадзора по Белгородской области полномочий на составление протокола об административном правонарушении, поскольку нарушение было совершено за пределами Белгородской области.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на ответ ФГУП "Почта России" от 11.08.2017 N 1.4.5-03/3730, согласно которому посылка N 30800413544884 из ПЖДП при Казанском вокзале, в нарушение плана направления, была сдана в Оренбург МСЦ, откуда 26.07.2017 в прямой емкости возвращена в ОПС Белгород 308004, без указания причины возврата. При этом нарушение порядка обработки почтового отправления произошло по вине УФПС г.Москвы (ПЖДП при Казанском вокзале) и УФПС Оренбургской области (Оренбург МСЦ) - филиалов ФГУП "Почта России" из-за нарушения плана направления РПО и неверно оформленного досыла.
Апелляционная коллегия, поверив обстоятельства дела, изучив представленные доказательства, соглашается с доводами заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части первой данной статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, полномочия административного органа, составившего протокол.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 N 73 утверждено Положение об Управлении Роскомнадзора по Белгородской области, в пункте 6 которого определено, что оно осуществляет деятельность на территории Белгородской области.
Таким образом, составление должностными лицами Управлении Роскомнадзора по Белгородской области протокола об административном правонарушении, совершенном на территории города Москвы, города Оренбурга является нарушением территориальной подсудности, и вышло за пределы компетенции Управлении Роскомнадзора по Белгородской области, что противоречит части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а ФГУП "Почта России" не может быть привлечено к административной ответственности на основании протокола Управления Роскомнадзора по Белгородской области от 21.08.2017 N АП-31/3/428.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2017 по делу N А40-160975/17 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий по Белгородской области о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160975/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП "Почта России" в лице УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России"