г. Пермь |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А60-41160/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Уральское карьероуправление" (ИНН 6627017300, ОГРН 1069627005832) - Давыдова Т.А., паспорт, доверенность от 26.09.2017 года;
от заинтересованного лица Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10) - паспорт, доверенность от 25.12.2017 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2017 года
по делу N А60-41160/2017, принятое судьей И.В. Хачёвым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральское карьероуправление" (ИНН 6627017300, ОГРН 1069627005832)
к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уральское карьероуправление" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10) (далее - заинтересованное лиц, Фонд) о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 10) N 737 от 10.07.2017 об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя и об обязании установить ООО "Уральское карьероуправление" финансовое обеспечение в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в размере 277 124 руб., в том числе: 137 124 руб. на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; 140 000 руб. на приобретение средств индивидуальной защиты (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены, приказ Фонда N 737 от 10.07.2017 признан недействительным. Суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В порядке распределения судебных расходов с Фонда в пользу общества взыскано 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов обстоятельствам дела. Фонд указывает на то, что наличие задолженности общества подтверждено вступившим в законную силу Определением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-44861/2015 от 18.02.2016 года, следовательно, приказ Фонда N 737 от 10.07.2017 об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, обоснован.
Из представленного в материалы дела Приказа Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.10.2017 года N 2213 о внесении изменений в структуру и штатное расписание Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, следует, что Филиал N 10 исключен из структуры Фонда с передачей функций в Филиал N13.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.05.2017 года ООО "Уральское карьероуправление" обратилось в филиал с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на 2017 год.
23.05.2017 года приказом N 488 филиала страхователю ООО "Уральское карьероуправление" отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер, в связи с наличием непогашенной задолженности, по которой филиалом проводились камеральные проверки.
26.06.2017 года ООО "Уральское карьероуправление" вновь направило заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Приказом N 737 от 10.07.2017 года в удовлетворении заявления ООО "Уральское карьероуправление" о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на 2017 год филиалом N 10 вновь отказано, основанием для отказа послужило наличие непогашенной задолженности в размере 688292 руб. 09 коп. (в данном приказе ошибочно указана сумма задолженности в размере 15712 руб. 02 коп., указанная задолженность была погашена до подачи заявления) в отношении которой, филиалом проводились камеральные проверки.
Не согласившись, с указанным приказом Общество обратилось с жалобой в Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Письмом от 06.07.2017 года N 07-32/6607-2177 Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Обществу разъяснено, что основания для удовлетворения заявления у филиала отсутствовали, так как на момент подачи заявления имелась непогашенная недоимка, пени.
Не согласившись с указанным приказом N 737 от 10.07.2017, общество с ограниченной ответственностью "Уральское карьероуправление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что отказ в финансировании в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя является необоснованным и незаконным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году Фонд вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Пункт 9 Правил N 580н предусматривает, что решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).
В силу п. 10 Правил территориальный орган Фонда вправе отказать в финансовом обеспечении в случаях, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; представленные документы содержат недостоверную информацию; предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; при предоставлении страхователем неполного комплекта документов.
Перечень оснований об отказе в финансовом обеспечении является исчерпывающим.
Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", зарегистрированным в МинЮсте РФ 01.08.2016, вступившим в силу 12.08.2016, внесены изменения, в том числе в подпункт "а" п. 10 Правил, а именно:
- вместо "Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации"
- стало "Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки".
Как следует из материалов дела, приказом N 488 от 23.05.2017 Фонд отказал ООО "Уральское карьероуправление" в финансовом обеспечении в 2017 году в связи с наличием у страхователя пеней, выявленных в ходе камеральных проверок за 2015 год - 688 292 руб. 09 коп., за 2016 год - 15 712 руб. 02 коп., в 2017 году - 2 205 руб. 41 коп.
Пени, выявленные в ходе камеральных проверок за 2016 - 2017 года были полностью оплачены платежными поручениями N 73 от 07.12.2017, N 1379 от 01.06.2017, N 1380 от 01.06.2017 до подачи данного заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.
Судом первой инстанции установлено, что Определением Арбитражного суда Свердловской области 28 октября 2015 года по делу N А60-44861/2015 в отношении ООО "Уральское карьероуправление" было введено наблюдение.
23 марта 2016 года процедура наблюдения была прекращена и в отношении ООО "Уральское карьероуправление" была введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев - до 14 сентября 2017 года.
Определением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-44861/2015 от 18.02.2016 года пени, выявленные в ходе камеральных проверок за 2015 год в размере 688 292 руб. 09 коп. включены в реестр требований кредиторов ООО "Уральское карьероуправление" в составе третьей очереди.
Таким образом, на дату подачи ООО "Уральское карьероуправление" вышеуказанного заявления о финансовом обеспечении пени за 2015 год, включенные в реестр требований кредиторов ООО "Уральское карьероуправление" в составе третьей очереди по делу N А60-44861/2015, не могли быть погашены заявителем в силу норм ст. 120-121 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми, расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае, Обществом соблюдены предусмотренные Правилами N 580н требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер в текущем 2017 году, а, вынесение Филиалом N 10 решение об отказе в финансовом обеспечении ввиду задолженности за 2015 год, включенной в реестр требований кредиторов по делу NА60-44861/2015, является необоснованным и не соответствующим вышеуказанному Приказу.
Таким образом, отказ в финансировании в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя является необоснованным и незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд правомерно указал на то, что допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика подлежат восстановлению путем предоставления заявителю заинтересованным лицом финансового обеспечения предупредительных мер в пределах ранее представленной заявки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2017 года по делу N А60-41160/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41160/2017
Истец: ООО "УРАЛЬСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал N10