23 января 2018 г. |
Дело N А21-481/2016 |
Арбитражный суд Северо - Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилсервис Плюс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу N А21-481/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилсервис Плюс" (место нахождения: 238750, Калининградская обл., г. Советск, ш. Калининградское, д.16, ОГРН 1083911000766, ИНН 3911013899; далее - ООО "Жилсервис Плюс") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Янтарьэнергосбыт" (место нахождения: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН3908600865; далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт") и акционерному обществу "Янтарьэнерго" (место нахождения: 236022, Калининград, ул. Театральная, д. 134, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130; далее - АО "Янтарьэнерго") о признании незаконным допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии; запрещении дальнейшей эксплуатации общедомовых приборов учета электроэнергии; признании недействительными расчетов расхода электроэнергии по общедомовым приборам учета (ОДПУ) по адресам: г.Советск, ул.Баумана, д. 12, 14, ул.Сизова, д.3, а также об обязании производить расчеты по оплате электроэнергии по нормативам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Советского городского округа.
Решением от 24.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 24.04.2017 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2017.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Янтарьэнергосбыт" просит оставить решение от 24.04.2017 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2017 без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Жилсервис Плюс" является управляющей организацией многоквартирными жилыми домами N 12, 14 по ул. Баумана и N 3 по ул. Сизова в г. Советске.
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 261-ФЗ) АО "Янтарьэнерго" разработало и 05.08.2010 приняло для реализации программу перспективного развития систем учета электроэнергии.
В рамках данной программы в гор. Советске Калининградской обл. (в том числе в названных многоквартирных домах) производилась установка общедомовых приборов учета электрической энергии в соответствии с инвестиционной программой на 2013 и 2014 годы. Денежные средства на реализацию программы на 2014 год запланированы в объеме 36,689 млн. руб. (без учета НДС). В целях исполнения программы между АО Янтарьэнерго и ООО "Р.В.С." заключен договор от 02.09.2014 N 784 подряда на выполнение работ по установке приборов коммерческого учета, в том числе и в указанных домах.
АО "Янтарьэнерго" предложило определить места установки приборов учета и обеспечить доступ своим представителям АО "Янтарьэнерго" для проведения обследования и установки приборов учета, в пятидневный срок с даты получения письма направить в адрес филиала АО "Янтарьэнерго" в гор. Советске информацию о дате и времени допуска к обследованию мест установки приборов учета отдельно по каждому дому, а также сообщило, что в случае отказа в допуске сотрудников АО "Янтарьэнерго" к местам установки приборов учета или оставлении письма без ответа оно полномочно в соответствии с пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" самостоятельно произвести установку приборов учета в своих сетях в месте, максимально приближенном к границам балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов (о дате и времени установки приборов учета и допуске их в эксплуатацию уведомлялось дополнительно).
В письме указаны многоквартирные жилые дома N 12 и 14 по ул. Баумана в г. Советске, в которых планируется установить общедомовые приборы учета электроэнергии.
Письмо получено ООО "Жилсервис Плюс" 19.09.2013.
Аналогичное письмо с указанием также и дома N 3 по ул. Сизова направлено в адрес истца 22.09.2014.
Согласно материалам дела АО "Янтарьэнерго" установило в упомянутых домах общедомовые приборы учета за свой счет. В дело представлены копии паспортов с гарантийными талонами и руководства по эксплуатации приборов.
АО Янтарьэнерго письмом от 01.12.2014 сообщило истцу об установке в принудительном порядке коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем просило обеспечить возможность осуществления допуска в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, указав, что в противном случае оставляет за собой право самостоятельно провести процедуру допуска в соответствии с действующим законодательством. К письму приложен список перечисленных многоквартирных домов. Письмо получено истцом 08.12.2014.
Поскольку ООО "Жилсервис Плюс" направленные в его адрес письма оставило без внимания, АО Янтарьэнерго 18.12.2014 произвело допуск в эксплуатацию расчетных приборов электроэнергии, отразив это обстоятельство в соответствующих актах от 18.12.2014 N 1, 2, 3. Акты подписаны представителями АО "Янтарьэнерго" и ОАО "Янтарьэнергосбыт".
ООО "Жилсервис Плюс", указав на то, что в спорных домах отсутствовала техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета, вследствие ветхости электросетей, считая, что установка приборов учета произведена без согласования необходимых технических условий и проектной документации, соблюдения норм безопасности, с многочисленными нарушениями действующего законодательства, без должного уведомления управляющей организации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа и иных, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать не только соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности, но и обеспечить их оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (статья 11 Закона N 261-ФЗ).
Представленные в дело акты об отсутствия в спорных домах технической возможности установки приборов учета датированы февралем 2013 года. Составлены путем осмотра (без документального обоснования) и без участия сетевой компании.
Данных о том, что сопротивление изоляции электропроводки в электросетях многоквартирных домов не соответствует требованиям ПТЭЭП судом по материалам дела не выявлено.
Довод об установке приборов учета без согласования технических условий и проектной документации, без соблюдения норм безопасности, опровергается материалами дела, равно как и довод о том, что жилые дома, в которых установлены приборы учета, подлежат капитальному ремонту.
Доказательства того обстоятельства, что собственниками или наймодателями упомянутых многоквартирных домов принимались решения о проведении в них капитального ремонта, либо они признавались ветхими, или аварийными, или подлежащими сносу, в деле отсутствуют.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе ООО "Жилсервис Плюс" в удовлетворении заявленных им исковых требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу N А21-481/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Жилсервис Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-481/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2018 г. N Ф07-15164/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Управляющая организация "Жилсервис плюс"
Ответчик: АО Филиал "Янтарьэнерго" Восточные электрические сети, ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Третье лицо: Администрация Советского городского округа, ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15164/17
23.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14097/17
29.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14097/17
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-481/16