г. Воронеж |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А08-5255/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от акционерного общества "Белгородская ипотечная корпорация": Миронов С.С. - представитель по доверенности от 15.06.2016 (сроком до 01.02.2019);
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах;
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Белгородская ипотечная корпорация" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.10.2017 по делу N А08-5255/2017 (судья Мироненко К. В.), по заявлению акционерного общества "Белгородская ипотечная корпорация" (ИНН 3123083370, ОГРН 1023101640528) о признании незаконным предписания Управления Росприроднадзора по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 02.05.2017 N8/4850,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Белгородская ипотечная корпорация" (далее - АО "БИК", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Росприроднадзора по Белгородской области (далее- Управление) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 02.05.2017 года N 8/4850
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "БИК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснования заявленных требований, заявитель ссылается на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 08.12.2016 N 12-609/2016.
Указывает, что недоказанность вины по административному делу свидетельствует, что заявитель не является лицом, которое обязано устранять нарушения в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований по вынесенным Управлением предписаниям от 15.04.2016 N 5/4850, от 02.05.2017 N8/4850.
Представитель акционерного общества "Белгородская ипотечная корпорация" поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший через канцелярию суда по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Управления Росприроднадзора по Белгородской области.
В судебное заседание Управление Росприроднадзора по Белгородской области явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
От Управления Росприроднадзора по Белгородской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании распоряжения от 01.04.2016 N 102 Управлением Росприроднадзора по Белгородской области была осуществлена плановая выездная проверка АО "Белгородская ипотечная корпорация" в период с 12.04.2016 по 14.04.2016.
В ходе проверки установлено, что АО "Белгородская ипотечная корпорация" осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно: временное накопление отходов в специально оборудованных местах, передачу отходов организации, имеющей лицензию, для их захоронения на полигоне ТБО. Одно из мест временного накопления отходов - металлический контейнер с крышкой, установленный на твердом покрытии на территории базы отдыха АО "Белгородская ипотечная корпорация" в с.Новая Таволжанка Шебекинского района. Передача отходов осуществляется ШМБУ "Коммунальная служба сервиса" на основании договора. Второе место временного накопления отходов на территории базы отдыха - выгребная яма для временного накопления жидких бытовых отходов. Договор со специализированной организацией на оказание услуг по удалению и обезвреживанию жидких бытовых отходов и документы, подтверждающие выполнение этих услуг, юридическим лицом не предоставлены.
АО "Белгородская ипотечная корпорация" не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате служебной, хозяйственной деятельности; отсутствуют материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законодательством; не составлены паспорта отходов; не разработаны нормативы образования отходов; отсутствуют лимиты на размещение отходов.
По результатам проверки составлен акт N 15/4850/4856 от 15.04.2016.
15.04.2016 Обществу выдано предписание N 5/4850 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которым Общество обязано: выполнить работу по отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности в соответствии с установленными требованиями, оформить паспорта отходов, разработать нормативы образования отходов и получить лимиты на размещение отходов в срок до 09.09.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области.
Решением арбитражного суда от 20.09.2016 по делу N А08- 2877/2016, вступившим в законную силу, требования общества о признании незаконным и отмене предписания N 5/4850 от 15.04.2016 оставлены без удовлетворения.
С целью проверки фактов выполнения предписания от 15.04.2016 N 5/4850 на основании распоряжения от 25.04.2017 N 74 управлением проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания N 5/4850 от 15.04.2016.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 02.05.2017 N 16/4850в.
АО "БИК" выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 02.05.2017 N 8/4850, которым предписано обществу обеспечить выполнение предписания от 15.04.2016 N 5/4850 в полном объеме.
Не согласившись с предписанием от 02.05.2017 N 8/4850, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 11 и пунктом 3 статьи 18 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с отходами.
На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ паспортом отходов является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности.
Составление паспорта опасных отходов имеет конечной целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (далее - постановление N 712).
Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением N 712.
Общество является лицом, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, следовательно, оно обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Общество производит накопление отходов в специально оборудованных местах с последующей передачей организации, имеющей лицензию для их захоронения на полигоне ТБО.
Одно из мест временного накопления отходов - металлический контейнер с крышкой, установленный на твердом покрытии на территории базы отдыха АО "Белгородская ипотечная корпорация" в с. Новая Таволжанка Шебекинского района. Второе место временного накопления отходов на территории базы отдыха - выгребная яма для временного накопления жидких бытовых отходов.
Образование отходов I - IV класса опасности подтверждается Договорами от 02.02.2015 N 0105/2015 и от 29.12.2015 N 0105/2016 на оказание услуг по транспортировке (вывозу) ТБО III - IV класса опасности с последующим их захоронением на полигоне ТБО Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса".
Договор со специализированной организацией на оказание услуг по удалению и обезвреживанию жидких бытовых отходов и документы, подтверждающие выполнение этих услуг в материалы дела не представлены.
К доказательствам образования отходов относятся, также, ответы на запросы от 30.03.2016 N 349 и от 21.04.2016 N 456 за 2015 год с территории базы отдыха АО "БИК" ШМБУ "Коммунальная служба сервиса" было вывезено и захоронено на полигоне г. Шебекино -9,75 куб. м отходов.
Право собственности на отходы принадлежит АО "Белгородская ипотечная корпорация". Вышеуказанными договорами право собственности на отходы производства и потребления не передавалось.
Таким образом, общество обязано проводить инвентаризацию отходов, составлять документы подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, паспорта отходов, разрабатывать нормативы образования отходов, лимиты на размещение отходов.
Предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 15.04.2016 N 5/4850 выдано Обществу правомерно.
Указанные обстоятельства, а также законность предписания от 15.04.2016 N 5/4850 установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А08-2877/2016.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С целью проверки фактов выполнения предписания от 15.04.2016 N 5/4850, срок для исполнения которого истек, Управлением была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания, 15.04.2016 N 5/4850, что послужило законным основанием для вынесения предписания от 02.05.2017 года N 8/4850.
Порядок проведения проверки в отношении общества административным органом не нарушен.
Таким образом, предписание от 02.05.2017 года N 8/4850 выдано Управлением правомерно, в пределах полномочий и в соответствии с законодательством.
Оспариваемое предписание является реально исполнимым и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 08.12.2016 N 12-609/2016 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в силу с части 3 статьи 69 АПК РФ, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.04.2007 N 13988/06 и от 17.07.2007 N 11974/06, пункта 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", постановления Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N 310-АД15-7716, решение суда общей юрисдикции, принятое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, не имеет преюдициального значения при рассмотрении дела арбитражным судом.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.10.2017 по делу N А08-5255/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5255/2017
Истец: АО "Белгородская ипотечная корпорация"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области