город Чита |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А19-16620/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области, принятое путем подписания резолютивной части от 20 октября 2017 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-16620/2017 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1038500601314, ИНН 8506008175) к муниципальному общеобразовательному учреждению Корсукской средней общеобразовательной школе (ОГРН 1028500600908, ИНН 8506006241) о взыскании штрафа в сумме 24 500 руб. по требованию от 06.04.2017 N 048S01170210595 за представление неполных и (или) недостоверных сведений,
(суд первой инстанции - Ананьина Г.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению Корсукской средней общеобразовательной школе (далее МОУ Корсуксая СОШ, страхователь) о взыскании штрафа в сумме 24 500 руб. по требованию от 06.04.2017 N 048S01170210595 за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта. Полагает, что оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось. На момент несвоевременного представления заявителем сведений на застрахованное лицо - 26.01.2017 действовала Инструкция N 766н, пункт 37 которой предусматривает устранение ошибок в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления. Названные положения страхователем соблюдены не были.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 01.12.2017.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.01.2017 страхователем в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 на 49 застрахованных лиц.
Пенсионным фондом отчет не принят в связи с допущенными ошибками, в связи с чем 12.01.2017 в адрес МОУ Корсукская СОШ Пенсионным фондом направлено уведомление о необходимости устранить имеющиеся расхождения (ошибки) в 2-х недельный срок.
26.01.2017 МОУ Корсукская СОШ представило в Пенсионный фонд дополняющую форму СЗВ-М.
По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, органом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.02.2017 N 048S18170003320 и принято решение от 16.03.2017 N 048S19170004918, в соответствии с которым МОУ Корсукская СОШ привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 стать 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 24 500 руб.
Требование об уплате штрафа от 06.04.2017 N 048S01170210595, направленное страхователю, в установленный срок не исполнено.
В связи с неуплатой суммы штрафных санкций в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции признает правильным и обоснованным решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что страхователь своевременно (10.01.2017) представил в орган Пенсионного фонда сведения на 49 застрахованных лица по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года с типом формы "исходная".
В последующем, МОУ Корсукская СОШ после получения уведомления (12.02.2017) об исправлении ошибок 26.01.2017 направило в Пенсионный фонд дополняющую форму СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Пенсионный фонд, расценив данные действия страхователя, как представление страхователем неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку корректная форма СЗВ-М (исходная) за отчетный период - декабрь 2016 года представлена за пределами пятидневного срока, установленного для исправления недостатков.
Суд апелляционной инстанции признает позицию Пенсионного фонда ошибочной в связи со следующим.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), МОУ Корсукская СОШ является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования и 24.11.2008 зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ Общество обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей в спорный период, далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п. Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п). Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, действовавшей в спорный период.
Согласно пункту 34 названной Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
То есть, пункты 34, 41 Инструкции N 987н не запрещают представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно выражает официальную позицию Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа по отношению к Управлению Пенсионного фонда) относительно приведенной правовой ситуации.
Указанные выше положения закреплены также в пункте 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017) согласно которому в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что исходная форма СЗВ-М в отношении 49 застрахованных лиц за декабрь 2016 года представлена в Управление пенсионного фонда 10.01.2017, то есть в установленный законом срок, что подтверждается извещением о доставке.
Дополняющая форма СЗВ-М за спорный период представлена в Управление пенсионного фонда 26.01.2017, по требованию от 12.01.2017, то есть в пределах предусмотренного Инструкцией N 987н двухнедельного срока со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, МОУ Корсукская СОШ отражены сведения, которые в исходной форме отсутствовали.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Таким образом, учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для исполнения требования об уплате штрафа от 06.04.2017 N 048S01170210595.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения Инструкции N 766н относительно срока, в течение которого подлежат исправлению ошибки, поскольку на момент подачи первоначальных сведений действовала инструкция 987н, то есть, заявитель имел основания полагать о наличии у него именно такого срока на исправление ошибок.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области, принятое путем подписания резолютивной части, от 20 октября 2017 года по делу N А19-16620/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16620/2017
Истец: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (Межрайонное)
Ответчик: Муниципальное общеобразовательное учреждение Корсукская средняя общеобразовательная школа
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6721/17