Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2018 г. N Ф08-1768/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2018 г. |
дело N А32-15333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2017 по делу N А32-15333/2017 (принятое в составе судьи Левченко О.С.),
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лушникова Алексея Станиславовича (ОГРНИП 304234624500032, ИНН 234605636509),
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 10223011228399, ИНН 2308077553),
при участии третьего лица администрации муниципального образования Павловский район (ОГРН 1022304478261, ИНН 2346003785),
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
глава КФХ Лушников А.С. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента, выраженного в письме от 19.01.2017 N 52-1210/17-32-20 в предоставлении государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601002:49, площадью 236 547 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Незамаевское", участок N 701/В; о возложении на департамент обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес Лушникова А.С. содержащий все существенные условия для договора такого вида, подписанный со стороны публичного органа уполномоченным лицом проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601002:49, площадью 236 547 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Незамаевское", участок N 701/В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, просил отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований главы КФХ Лушникова А.С. Жалоба мотивирована тем, что является неверным вывод суда о направлении Лушниковым А.С. заявления о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов до истечения срока действия договора аренды от 19.12.2011 N 8824000244. Не соответствует представленным в дело доказательствам вывод суда об отсутствии достаточных и достоверных доказательств расположения в границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601002:49 водного объекта. Согласно п.п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:24:0601002:49, площадью 236547 кв. м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Незамаевское", участок N 701/В (далее - спорный земельный участок), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.06.2017 (запись государственной регистрации от 22.10.2010 N 23-23-30/037/2010-301).
Согласно указанной выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок сформирован, границы спорного земельного участка определены.
На основании постановления администрации муниципального образования Павловский район от 09.12.2011 N 2485 "О предоставлении земельных участков в аренду", 19 декабря 2011 года между администрацией (арендодателе), действующей на основании закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" и главой КФХ (арендатор) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8824000244 (далее - договор), согласно которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0601002:49, площадью 23,6547 га (236 547 кв. м), расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Незамаевская", участок N 701/В, для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 7.2 договора установлено, что договор действует в течение 5 лет, до 09.12.2016.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.06.2017.
Заявитель в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, 05.12.2016 направил в адрес департамента заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Письмом от 19.01.2017 N 52-1210/17-32-20 департамент отказал в заключении договора аренды земельного участка. Отказ мотивирован тем, что на момент поступления заявления главы КФХ в департамент, срок аренды, установленный договором от 19.11.2011 N 8824000244, истек, в связи, с чем заявитель утратил право на заключение договора аренды без проведения торгов.
Глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что отказ департамента от 19.01.2017 N 52-1210/17-32-20 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при обращении в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка глава КФХ приложил договор аренды от 19.12.2011.
Пунктом 7.2 договора установлено, что договор действует в течение 5 лет, до 09.12.2016.
Согласно почтовой квитанции ФГУП "Почта России" заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду направлено главой КФХ 05.12.2016, то есть до истечения срока действия договора от 19.12.2011.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды заключается на срок, определенный договором. В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Доказательства ненадлежащего использования спорного земельного участка в указанный период в материалы дела не представлены.
Довод департамента о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, в силу того, что в состав земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601002:49 входят дороги протяженностью 0,5 га, подлежит отклонению.
Спорный земельный участок относится к категории - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статья 7 названного Кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Доказательства нахождения на спорном участке автомобильных дорог, как объектов транспортной инфраструктуры, конструктивных элементов и дорожных сооружений, в дело не представлены.
Нахождение на участке с кадастровым номером с кадастровым номером 23:24:0601002:49 внутрихозяйственных дорог, не свидетельствует о придании таким дорогам статуса автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Размещение на землях сельскохозяйственного назначения внутрихозяйственных дорог предусмотрено пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку участки, занятые внутрихозяйственными дорогами, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, внутрихозяйственные дороги, в границах участка в утвержденных перечнях дорог общего пользования не значатся, а также принимая во внимание отсутствие каких либо законных оснований, устанавливающих запрет на предоставление в аренду земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в его состав входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, суд пришел к выводу, что спорный участок не может быть отнесен к землям, ограниченным в обороте.
В материалах дела отсутствую достаточные и достоверные доказательства расположения в границах спорного земельного участка водного объекта. Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.04.2017 следует, что балка является безводной (том 1 л.д. 51).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов, и подлежат отклонению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2017 по делу N А32-15333/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15333/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2018 г. N Ф08-1768/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лушников Алексей Станиславович, КФХ Глава Кфх Лушников Алексей Станиславович
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Павловский район
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20955/18
15.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1768/18
26.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20477/17
26.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15333/17