г. Саратов |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А12-34655/2017 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Луговского Н.В.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания"
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 ноября 2017 года по делу N А12-34655/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Е.В. Пономарева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" (404104, Волгоградская область, г. Волжский, пл. Труда, д. 19, пом. ХI, ИНН 3435314255, ОГРН 1143435005042) к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400078, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 102, ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557)
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" с заявлением об оспаривании постановления комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.09.2017 N 13/2300-09-17 о признании общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.06.2017 (вх. N 665ж) в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области поступило обращение Карпова С.О. о захламлении твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки, расположенной на пересечении улиц Германа Титова и улицы Любови Шевцовой. 26 июля 2017 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Черновым П.С. в рамках рассмотрения обращения гражданина Карпова С.О. (вх. N 665/ж от 27.06.2017) осуществлен выезд по адресу: улица Л.Шевцовой, 30, Волгоград, Краснооктябрьский район и с участием представителя МОО "ТОС N 1 поселка Вишневая балка" по доверенности от 18.01.2016 Куликовского Д.В. произведен осмотр контейнерной площадки, расположенной напротив дома N 30 по улице Любови Шевцовой в Краснооктябрьском районе Волгограда, где установлен и зафиксирован факт нарушения Правил благоустройства территории городского округа Волгограда, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091.
Произведенным осмотром установлено, что на территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной у дома N 30 по улице Л.Шевцовой в Краснооктябрьском районе Волгограда, имеются отходы производства и потребления на площадке и за её пределами в непосредственной близости. На момент осмотра на земельном участке установлен один металлический бункер объемом 8 м3, контейнер, прилегающая территория захламлена отходами, состоящими из отходов мебели, из разнородных материалов, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходов упаковочного гофрокартона незагрязненных, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) общим объемом 30 м3. Освещение отсутствует, не имеется ограждение из металлического листа с четырех сторон (с дверьми) на высоту, превышающую емкости для сбора ТКО, исключающее возможность засорения прилегающей территории, отсутствует информация о владельце контейнерной площадки, график вывоза отходов с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз отходов.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра от 26.07.2017 N 13/1930-0717. При проведении осмотра контейнерной площадки фиксация нарушений осуществлялась с использованием фотосъемки.
31 июля 2017 года копия протокола осмотра от 26.07.2017 N 13/1930-07-17 направлена в адрес общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" почтовыми отправлениями с уведомлением (идентификационные номера 40099413249654) и получена юридическим лицом 08.08.2017, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении о вручении.
1 августа 2017 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Черновым П.С. вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, у общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания".
Во исполнение вышеуказанного определения обществом с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" представлена копия договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов от населения от 10.03.2016 N 0703/16, заключенного "Местным Территориальным общественным самоуправлением N 1 поселка Вишневая балка Краснооктябрьского района Волгограда" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" (перевозчик), в соответствии с которым общество обязано: пункт 3.1.5 - осуществлять подбор мусора с контейнерной площадки, непосредственно прилегающей к ней территории и проезжей части, просыпавшегося при погрузке или перемещении отходов, пункт 3.1.7 - обеспечить вывоз КГО по мере их накопления, пункт 3.1.11 - содержать в чистоте контейнерные площадки своими силами, в частности производить зачистку перед вывозом отходов, а также в течение всего времени действия договора.
Административный орган пришел к выводу, что данная контейнерная площадка находится на обслуживании у общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания".
7 сентября 2017 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Черновым П.С. в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" по доверенности от 26.06.2017 Пахучего Н.Ю. по факту выявленных нарушений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" составлен протокол об административном правонарушении N 13/2300-09-17 по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Копия протокола вручена Пахучему Н.Ю., представитель юридического лица уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов данного протокола.
Государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Черновым П.С. при участии представителя общества по доверенности от 26.06.2017 Пахучего Н.Ю. 12.09.2017 вынесено постановление N 13/2300-09-17 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" с постановлением о назначении административного наказания не согласилось и обратилось в арбитражный суд первой инстанции с требованием о признании его незаконным и об отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" является субъектом административного правонарушения, в действиях которого содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Апелляционный суд считает данный вывод ошибочным на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения. Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Волгоград (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории городского округа Волгоград.
Согласно пункту 8.7.3. Правил контейнерные площадки должны иметь ограждение из металлического листа с четырех сторон (с дверьми) на высоту, превышающую емкости для сбора ТКО, исключающее возможность засорения прилегающей территории.
Контейнерные площадки должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части (0,02%). Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук. Для поддержания санитарного состояния площадок контейнеры должны быть установлены не ближе 1 м от ограждения и 0,35 м друг от друга.
Согласно пункту 8.7.4. Правил подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия площадью, достаточной для разворота машины и работы манипулятора.
Согласно пункту 8.7.6. Правил на контейнерной площадке должны быть размещены информация о владельце контейнерной площадки, график вывоза отходов с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз отходов, организаций, осуществляющих контроль за вывозом отходов и содержанием контейнерной площадки.
В соответствии с пунктами 8.12.9, 8.12.10 Правил на территории Волгограда запрещается размещать отходы вне установленных для этого мест. Складировать мусор, грунт и отходы строительного производства вне специально отведенных мест, а также на площадках для сбора и временного хранения ТКО. Не допускается также складирование на открытом воздухе мусора, грунта, отходов строительного производства и сыпучих материалов (грунта, песка, гипса, цемента и т.д.) без их укрытия, препятствующего выветриванию.
Факт нарушения пунктов 8.7.3, 8.7.4, 8.7.6 и 8.12.9 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091, правомерно установлен судом первой инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" (далее - ООО "АДК" является ненадлежащим субъектом вменяемого правонарушения на основании следующего.
Обязанности по организации и (или) производству работ по уборке, очистке и санитарному содержанию прилегающих территорий (земельных участков) возлагаются на организации, а также владельцев частного жилищного фонда при согласовании ими схематических карт, если иное не предусмотрено законом или договором: жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, управляющие и обслуживающие жилищный фонд организации в соответствии с заключенными договорами на основании решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, - территории многоквартирных домов, в том числе территории со стороны уличного фасада многоквартирного дома до проезжей части улицы (пункты 2.6.4, 2.6.4.1 Правил).
Исходя из п. 5.1.22. Правил ответственность за своевременное удаление отходов из урн и контейнеров возлагается на юридическое или физическое лицо, обеспечивающее содержание соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что лицом, принявшим на себя обязательство по содержанию подведомственной территории и своевременному вывозу мусора или заключению соответствующего договора со специализированным организациями, является "Местное Территориальное общественное самоуправление N 1 поселка Вишневая балка Краснооктябрьского района Волгограда".
При этом "Местное Территориальное общественное самоуправление N 1 поселка Вишневая балка Краснооктябрьского района Волгограда" на момент совершения правонарушения являлось управляющей организацией, которой принадлежит контейнерная площадка, расположенная у дома N 30 по улице Л.Шевцовой в Краснооктябрьском районе Волгограда, а, следовательно, лицом, ответственным за соблюдение указанных Правил.
Из представленного в материалы дела договора от 10.03.2016 N 0703/16 следует, что ООО "АДК" не осуществляет эксплуатацию и содержание объектов благоустройства территории городского округа Волгоград, что подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно протоколу и постановлению об административном правонарушении, следует, что административным органом был зафиксирован факт захламления отходами производства и потребления на контейнерной площадке и за её пределами.
В то же время, согласно договору, заключенному между "Местное Территориальное общественное самоуправление N 1 поселка Вишневая балка Краснооктябрьского района Волгограда" и ООО "АДК", последний принял на себя обязательства по вывозу твёрдых коммунальных отходов.
Исходя из вышеназванных Правил, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере отходов, позволяет чётко установить, что твёрдые бытовые отходы, в отношении вывоза которых у ООО "АДК" имеются обязательства, следует разграничивать с отходами производства и потребления.
Так, пунктами 3.1.1., 3.1.10. договора N 0703/16 от 10.03.2016 г. на оказание услуг по вывозу коммунальных твёрдых отходов от населения предусмотрено, что ООО "АДК" обязано осуществлять вывоз "Отходов" с мест дислокации контейнерных площадок согласно графику, согласованному с Заказчиком. Вместе с тем, в силу 2.1.4., 2.1.5., 2.1.6., 2.1.8. договора Заказчик принял на себя следующие обязательства: организовывать и проводить необходимые работы по сбору, временному хранению и подготовке "Отходов" к отгрузке, обеспечить на каждой контейнерной площадке требуемое количество контейнеров, соответствующее объёму накопления и численности пользователей согласно условиям договора, поддерживать в чистоте контейнерные площадки и подъезды к ним, не допускать складирования в контейнерах для сбора "Отходов" веток, предметов домашнего обихода, вышедших из употребления: мебели, бытовой техники и других неделимых предметов, не помещающихся в стандартные контейнеры для "Отходов".
Апелляционный суд приходит к выводу, что ООО "АДК" не является владельцем контейнерных площадок. Указанное прямо подтверждается условиями договора, в частности, в пункте 1.2. Договора указано, что Заказчик обеспечивает эксплуатацию контейнерных площадок, находящихся у него на обслуживании, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 8.1 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны своевременно вывозить мусор и отходы, размещать их в установленном месте или заключать договор на вывоз и (или) размещение бытовых отходов с организациями, осуществляющими на законном основании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны иметь документальное подтверждение вывоза и размещения ТКО.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, положения пунктов 2.6.4, 2.6.4.1 Правил, "Местное Территориальное общественное самоуправление N 1 поселка Вишневая балка Краснооктябрьского района Волгограда" является лицом, ответственным за соблюдение указанных Правил и надлежащее содержание рассматриваемой контейнерной площадки.
Апелляционный суд приходит к выводу, что ООО "АДК" не является субъектом административного правонарушения, что исключает наличие события и состава административного правонарушения.
Привлекая лицо к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая, что отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции считает, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа от 12.09.2017 N 13/2300-09-17.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 ноября 2017 года по делу N А12-34655/2017, принятое в порядке упрощенного производства отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановления комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.09.2017 N 13/2300-09-17 о признании общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская компания" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34655/2017
Истец: ООО "АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ