город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2018 г. |
дело N А53-27215/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ильина М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2017 по делу N А53-27215/2017 (резолютивная часть) (судья Твердой А.А.),
по иску Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 26
к акционерному обществу "Шахтоуправление "Обуховская"
о взыскании излишне перечисленной суммы пособия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 26 обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Шахтоуправление "Обуховская" о взыскании излишне перечисленных денежных средств в размере 15512,65 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2017 исковые требования удовлетворены.
АО "Шахтоуправление "Обуховская" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что работник АО "Шахтоуправление "Обуховская" Галенко Михаил Владимирович, СНИЛС 184-698-338 35, с 27.04.2016 по 04.05.2016 находился на больничном листе. Письмом от 31.01.2017 N 15/365 Филиал N 26 ГУ РРО ФСС РФ был уведомлен, что его стаж на 27.04.2016 (на дату открытия больничного листа) составлял 1 год. На указанную в письме дату (27.04.2017) Галенко М.В. не имел ребенка. Ребенок (сын Олег) родился 05.05.2016. Иностранные граждане, имеющие свидетельство о предоставлении временного убежища, признаются временно пребывающими в РФ, что подтверждается Письмом Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684. Таким образом, решение Арбитражного суда от 25.10.2017 является необоснованным и незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, страхователь - АО "Шахтоуправление "Обуховская" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 26 ГУ- Ростовского РО ФСС РФ с 27.12.2002.
31.01.2017 в адрес филиала N 26 отделения Фонда АО "Шахтоуправление "Обуховская" представило электронный реестр (письмо N 15/365 от 31.01.2017) для назначения застрахованному Галенко М.В. единовременного пособия на рождение ребенка (Галенко Олега Михайловича, 05.05.2016 года рождения).
На основании полученного реестра филиалом N 26 отделения Фонда было назначено единовременное пособие на рождение ребенка в размере 15512,65 руб.
Данные денежные средства были перечислены страховщиком на лицевой счет застрахованного лица Галенко М.В. платежным поручением N 551133 от 01.06.2016.
В результате мониторинга сотрудником филиала N 26 отделения Фонда было выявлено нарушение части 4.1. ст. 2 ФЗ N 225-ФЗ от 29.12.2006, о чем страхователь был уведомлен письмом N 26-10-07/11/2988 от 24.05.2017.
В связи с установлением необоснованной выплаты единовременного пособия на рождение ребенка страховщик в лице филиала N 26 отделения Фонда предложил страхователю в срок до 23.06.2017 возвратить излишне перечисленную по его вине сумму пособия в размере 15512,65 руб.
Поскольку в добровольном порядке указанная сумма возвращена не была, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проект.
В силу пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно статье 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Сфера действия указанного Закона распространяется, в том числе, на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
Статус иностранных работников для этих целей определяется в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), согласно которой временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Для законного пребывания или проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации у него должны быть соответствующие документы, получаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для временного проживания на территории Российской Федерации иностранный гражданин обязан иметь разрешение на временное проживание.
Таким образом, иностранные граждане, получившие статус беженца или временное убежище в Российской Федерации, в соответствии с правовым положением являются временно пребывающими в России, а с момента получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации приобретают правовое положение временно проживающих в Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1) под понятием "временное убежище" понимается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 данного Закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы, которое является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 17-3/10/В-5684 лицо, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, получает статус иностранного гражданина или лица без гражданства, временно пребывающего на территории Российской Федерации. Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане признаются застрахованными лицами только в системе обязательного пенсионного страхования на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и при условии заключения трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ ) предусмотрено, что нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 упомянутого закона.
На основании п.п. "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством в соответствии с названным Федеральным законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N П5-ФЗ), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Следовательно, лица, имеющие свидетельство о временном убежище, права на получение страхового обеспечения при рождении ребенка не имеют.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Галенко М.В. является временно пребывающим на территории Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. Поскольку разрешение на временное проживание выдано не было, постольку Галенко М.В. не имеет статус резидента.
Поскольку общество представило фонду недостоверные сведения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возмещении обществом излишне выплаченного фондом пособия в размере 15512,65 руб.
Доводы ответчика о том, что Галенко MB. находился на больничном листе с 27.04.2016 по 04.05.2016 и имеет право на пособие по временной нетрудоспособности филиалом N 26 отделения Фонда не оспариваются, так как в соответствии с ч.4,1. ст.2 Закона N 255-ФЗ временно пребывающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пособие по временной нетрудоспособности, но он не имеет право на получение пособия на рождение ребенка, так как не обладает статусом временно или постоянно проживающим на территории РФ иностраннным гражданином.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2017 по делу N А53-27215/2017 (резолютивная часть) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская" (ОГРН 1026102081686/ ИНН 6146004404) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27215/2017
Истец: ГУ - РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ N26, ГУ Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N26
Ответчик: АО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "ОБУХОВСКАЯ"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19264/17