г. Саратов |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А12-22200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2017 года по делу N А12-22200/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича (400059, г. Волгоград)
к Администрации Центрального района Волгограда (ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169, 400066, г. Волгоград, пр-т Им В.И. Ленина, д. 15)
третьи лица: Департамент экономического развития администрации Волгограда (ОГРН 1143443004913, ИНН 344421236, 400005, г. Волгоград, ул. 13-Й Гвардейской, д. 12 2),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900, 400131, г. Волгоград, пр-т Им. В.И. Ленина, 15),
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (ОГРН 1173443004921, ИНН 3444263286, 400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19, эт. 5)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Шулятев Вадим Витальевич (далее - заявитель, ИП Шулятев В.В., предприниматель) с заявлением о признании незаконными действий Администрации Центрального района Волгограда по вынесению решения о фиксации самовольно установленного объекта - киоска в составе торгово-остановочного комплекса с вывеской "Веселый беляшик"; холодильного оборудование "Pepsi" (размер 0,9-м х 1,4 м. площадь 1,3 кв.м.), расположенного на земельном участке по пр. им. В.И. Ленина (четная сторона, остановка "Площадь В.И. Ленина") в Центральном районе Волгограда (Цвет: серый с белым; размер 3,1-м. х 3,1-м. х 1,2-м. х 0,8-м. х 2-м. х 3,9 м. площадь: 11 кв.м.), и о его демонтаже.
Решением от 17 октября 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области требования индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича оставил без удовлетворения.
Суд также отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2017 по делу N А12-22200/2017.
ИП Шулятев В.В. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация Центрального района Волгограда просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.12.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.05.2017 должностными лицами Департамента земельных ресурсов, Департамента экономического развития администрации Волгограда и администрации Центрального района Волгограда составлен акт обследования N 4/306-17-ДЗР.
В рамках обследования выявлено, что на земельном участке по пр. Ленина, в составе торгово-остановочного комплекса имеется киоск с вывеской "Веселый беляшик"; холодильное оборудование "Pepsi" площадью 13 кв.м. без оформленных законных правоотношений. Договор на размещение N 04/59-17 от 16.12.2016 прекращен в связи с окончанием срока действия 28.02.2017.
Поскольку у Предпринимателя на момент обследования отсутствовали правовые основания для размещения торгового киоска, в уведомлении о фиксации от 22.06.2017 N 4 ИП Шулятеву В.В. предложено в срок до 29.06.2017 в добровольном порядке демонтировать объект и обеспечить и вывоз с места его размещения.
Полагая, что действия Администрации по вынесению решения о фиксации самовольно установленного объекта - киоска в составе торгово-остановочного комплекса с вывеской "Веселый беляшик"; холодильного оборудование "Pepsi" (размер 0,9-м х 1,4 м. площадь 1,3 кв.м.), расположенного на земельном участке по пр. им. В.И. Ленина (четная сторона, остановка "Площадь В.И. Ленина") в Центральном районе Волгограда (Цвет: серый с белым; размер 3,1-м. х 3,1-м. х 1,2-м. х 0,8-м. х 2-м. х 3,9 м. площадь: 11 кв.м.), и о его демонтаже, являются незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что поскольку у предпринимателя на момент обследования земельного участка отсутствовали документы, подтверждающие легитимность размещения нестационарного объекта на спорном земельном участке, оспариваемые действия Администрации Центрального района Волгограда соответствуют требованиям законодательства, не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 4 февраля 2016 года N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, нестационарный торговый объект - киоск в составе торгово-остановочного комплекса с вывеской "Веселый беляшик"; холодильное оборудование "Pepsi" (размер 0,9-м х 1,4 м. площадь 1,3 кв.м.), расположенный на земельном участке по пр. им. В.И. Ленина (четная сторона, остановка "Площадь В.И. Ленина") в Центральном районе Волгограда, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", не включены.
Довод предпринимателя о том, что в настоящее время спорный объект входит в схему размещения нестационарных торговых объектов, опровергается названной схемой, утвержденной постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132.
В соответствии с п. 2.9 Решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 (ред. от 28.06.2017) "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда" Договор на размещение заключается на срок, установленный пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и не превышающий срок действия Схемы.
Ранее, между Администрацией Центрального района Волгограда и ИП Шулятевым В.В. был заключен договор на право размещения нестационарного торгового объекта N 04/168-15 от 25.07.2016 - киоска по реализации общественного питания, расположенного по адресу: пр-кт им. В.И. Ленина (четная сторона) (остановка "Площадь им. Ленина", площадью 10 кв.м., сроком 31.12.2016.
Как указывают стороны, 16.12.2016 между Администрацией и предпринимателем был заключен договор N 04/59-17 на право размещения спорного нестационарного торгового объекта сроком до 28.02.2017.
Поскольку спорный нестационарный торговый объект не был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", новый договор на право размещения спорного нестационарного торгового объекта с предпринимателем заключен не был.
Таким образом, действующего договора на право размещения спорного нестационарного торгового объекта на момент оспариваемых действий у предпринимателя не имелось.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на договор краткосрочной аренды земельного участка N 4/169/11 от 22.12.2011 и дополнительное соглашение N 1 к нему от 14.02.2013 (согласно которому срок аренды участка - до 09.11.2015), отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Поскольку сторонами в силу действующего законодательства заключены новые договоры на право размещения спорного нестационарного торгового объекта, договор краткосрочной аренды земельного участка прекратил свое действие.
Договоры на право размещения нестационарного торгового объекта не являются договорами аренды, нормы статьи 621 АПК РФ к нему не применимы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные нестационарные объекты эксплуатируются заявителем без правовых оснований на их размещение.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
В соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 г. N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" распоряжением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 19.11.2015 N 229-15-р создана комиссия по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории района.
Порядок демонтажа регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа объекта. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
Согласно пункту 6 Порядка, на основании решения комиссии, администрации в 7-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже объекта. В день издания распоряжения администрации о демонтаже объекта администрация размещает его на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" и направляет в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда до 15.00 час. дня, предшествующего выходу официального муниципального печатного издания. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда публикует распоряжение администрации о демонтаже объекта в ближайшем выпуске официального средства массовой информации, публикующего муниципальные правовые акты.
Как указано выше, в рамках настоящего дела заявитель оспаривает действия Администрации Центрального района Волгограда по вынесению решения о фиксации самовольно установленного объекта - киоска в составе торгово-остановочного комплекса с вывеской "Веселый беляшик"; холодильного оборудование "Pepsi" (размер 0,9-м х 1,4 м. площадь 1,3 кв.м.), расположенного на земельном участке по пр. им. В.И. Ленина (четная сторона, остановка "Площадь В.И. Ленина") в Центральном районе Волгограда (Цвет: серый с белым; размер 3,1-м. х 3,1-м. х 1,2-м. х 0,8-м. х 2-м. х 3,9 м. площадь: 11 кв.м.), и о его демонтаже.
В данном случае, поскольку судами установлено, что спорные нестационарные объекты эксплуатируются заявителем без правовых оснований на их размещение, оспариваемые действия Администрации являются правомерными и не нарушают прав предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Шулятева Вадима Витальевича удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2017 года по делу N А12-22200/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22200/2017
Истец: ИП Шулятев В.В., Шулятев Вадим Витальевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Департамент экономического развития адмигнистрации Волгограда, Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области