г. Пермь |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А60-42401/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Элькор-2",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 октября 2017 года по делу N А60-42401/2017,
принятое судьей Трухиным В.С.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элькор-2" (ИНН 6652018178, ОГРН 1046602425803)
к Администрации Сысертского городского округа (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151)
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элькор-2" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Сысертского городского округа (заинтересованное лицо, Администрация) N 15-05635 от 24.07.2017 об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 1910.2017 (резолютивная часть объявлена 18.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что Администрацией отказ во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов надлежащим образом не мотивирован.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.07.2017 общество "Элькор" обратилось в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона ритуальных услуг и реализации похоронных принадлежностей в г. Сысерть по ул. Декабристов, Сысертское городское кладбище.
24.07.2017 Администрацией принято решение об отказе обществу во включении места размещения павильона ритуальных услуг и реализации похоронных принадлежностей, площадью 20-30 кв.м. в г. Сысерть по улице Декабристов, Сысертское городское кладбище, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сысертского городского округа на 2017 - 2018 годы, утвержденную постановлением Администрации Сысертского городского округа от 28.11.2016 N 3232 (далее - Схема).
Решение об отказе мотивировано отсутствием в заявлении общества экономического обоснования для включения объекта в Схему со ссылкой на пункт 18 Постановления Правительства Свердловской области N 295 - ПП от 27.04.2017 "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области".
Общество, полагая, что отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции отказ в удовлетворении требований мотивировал выводами об отсутствии совокупности оснований, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Положениями ч. 2 ст. 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу п. 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка определены цели разработки Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования: 1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; 2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; 3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; 4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке Схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; 6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Как следует из пункта 18 Порядка, схема размещения нестационарных торговых объектов основывается на: 1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
Согласно п. 32 Порядка основаниями для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в Схему размещения являются:
1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, повлекших изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) заявление от жителей, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что для разработки, внесения изменений в Схему необходимо руководствоваться, в числе прочего, таким критериями как потребность населения в товарах (услугах), соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сысертского городского округа на 2017 - 2018 годы утверждена Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 28.11.2016 N 3232.
Порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Сысертского городского округа утвержден Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 17.05.2017 N 1295.
Отказывая заявителю, заинтересованное лицо сослалась на пункт 18 Порядка, утвержденного Постановлением N 295-ПП, указав на отсутствие экономического обоснования включения объекта общества в Схему.
Поскольку экономическую целесообразность размещения нестационарного объекта по указанному адресному ориентиру общество не обосновало, не доказано, что размещение объекта направлено на достижение целей, указанных в п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением N 295-ПП.
Иного из материалов дела не следует, заявителем по делу не доказано.
Вывод суда о том, что само по себе не включение (отказ во включении) места размещения нестационарного объекта в Схему размещения нестационарных объектов не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в отсутствие доказательств, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности апелляционным, апелляционный суд считает обоснованным.
Включение в схему размещения нестационарной торговли объектов, по которым отсутствует потребность в обеспечении жителей города торговыми площадями, не является обязанностью органа местного самоуправления.
Кроме того, при наличии экономического обоснования для включения нестационарного объекта в Схему общество не ограничено в праве обратиться за внесением соответствующих изменений.
Нарушений, являющихся в соответствии со ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2017 года по делу N А60-42401/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЬКОР-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42401/2017
Истец: ООО "ЭЛЬКОР-2"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА