г. Хабаровск |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А04-8253/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение от 13.11.2017
по делу N А04-8253/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза"
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (ОГРН 1072801001129, ИНН 2801118992, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 30.08.2017 N ТБ-АВИА-30/08/2017/52 БЛГ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2017 по делу N А04-8253/2017 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.11.2017 по делу N А04-8253/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.09.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств (пункт 5 Порядка).
Завершающим этапом разработки плана обеспечения транспортной безопасности является направление Плана на утверждение в компетентный орган (пункт 6 Порядка) и принятие компетентным органом решения по представленному плану (пункт 8 Порядка). Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
11.11.2015 федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации утвердило План обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств - воздушных судов Ан-2 учреждения в количестве 11 единиц, оценка уязвимости которых утверждена заключением Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта 10.10.2012.
Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации утвердило План обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств - воздушных судов Ми-8Т учреждения в количестве 5 единиц, оценка уязвимости которых утверждена заключением Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта 27.05.2013 за N 40.
Согласно распоряжения от 06.07.2017 должностными лицами управления в период с 14.08.2017 по 23.08.2017 проведена плановая выездная проверка учреждения, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные при разработке планов учреждением. В нарушение требований п. п. 6 пункта 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранс России от 11.02.2010 N 34, в плане обеспечения транспортной безопасности не разработан порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим). В нарушение требований п. п. 7 пункта 4 Порядка в плане отсутствуют сведения количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве). В нарушение требований п. п. 9 пункта 4 Порядка в плане не отражены мероприятия по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр). Учреждением в нарушение требований п. п. 10 пункта 4 Порядка в плане отсутствуют сведения о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности). В нарушение требований согласно п. п. 12 пункта 4 Порядка в плане не разработан порядок накопления, обработки хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации. В нарушение требований п. п. 14 пункта 4 Порядка в плане не разработан порядок выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним. В нарушение требований п. п. 20 пункта 4 Порядка в плане отсутствует план проведения, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, учений и тренировок. У учреждения в нарушение п. п. 5.5 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранс России от 08.02.2011 N 40 (далее - Требования), не образованы (сформированы) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности. В нарушение п. п. 5.6 пункта 5 Требований не разработаны, не приняты и не исполняются внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. В соответствии с нарушением п. п. 5.10 пункта 5 Требований учреждением не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
В нарушение п. п. 5.11 пункта 5 Требований учреждением не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу. На основании нарушения п. п. 5.13 пункта 5 Требований учреждением не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. Учреждением согласно п. п. 5.14 пункта 5 Требований допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не прошедшие аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение п. п. 5.15 пункта 5 Требований, отсутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. В нарушение п. п. 5.16 пункта 5 Требований не проводятся как самостоятельно, как и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий. В нарушение п. п. 5.22 пункта 5 Требований не выделены на ОТИ и ТС и оборудованы в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности, отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте. Согласно п. п. 5.23 пункта 5 Требований учреждением не созданы и не оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие. В нарушение п. п. 5.25 пункта 5 Требований отсутствует видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС. В нарушение п. п. 5.28 пункта 5 Требований не организован пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документам и субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности. Учреждением в нарушение п. п. 5.31.1 - 5.31.23 пункта 5 Требований не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев. В нарушение п. 5.34 Требований не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных. В нарушение п. п. 1 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924 (далее - Требования), не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. п. 2 п. 7 Требований учреждением не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства. Учреждением в нарушение п. п. 4 п. 7 Требований не представлены в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве для категорирования и ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования транспортных средств, установленных Министерством транспорта Российской Федерации. Требования Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставление содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранс России от 19.07.2012 N 243 и приказа Минтранс России от 05.09.2014 N 242 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19.07.2012 N 243". Также учреждением не выполняются требования постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" в части сертификации технических систем и средств сигнализации, технических систем и средств досмотра, технических средств видеонаблюдения, технических средств связи, приема и передачи информации, технических средств оповещения, технических систем сбора и обработки информации.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 23.08.2017, к акту приобщены предписания от 23.08.2017, фотоматериалы проверки, извещения о составлении протоколов, как на юридическое лицо, так и на должностное лицо учреждения, по выявленным нарушениям.
Представитель учреждения с актом проверки ознакомлен, копия акта со всеми приложениями вручена ему в день составления, о чем имеется отметка.
Извещение на рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ назначенного на 25.08.2017 на 10 часов 00 минут вручено законному представителю учреждения.
25.08.2017 в присутствии законного представителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-АВИА-25/08/2017/52 БЛГ, действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
При составлении протокола законному представителю учреждения разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении, копия протокола вручена ему в день составления.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 30.08.2017, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, учреждение, оспорило его в судебном порядке.
По материалам дела установлено, что учреждением проведена оценка уязвимости транспортных средств - воздушных судов Ан-2 и воздушных судов Ми-8Т. Приказом Минтранс России от 12.04.2010 N 87 Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта утверждены результаты оценки, что подтверждается заключениями от 10.10.2012 и от 27.05.2013.
После утверждения результатов оценки уязвимости групп воздушных судов Ан-2 и Ми-8Т учреждение разработало и направило в адрес компетентного органа планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. В соответствии с заключением от 11.11.2015 утверждены планы, разработанные в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Как верно указал суд первой инстанции компетентный орган в рассматриваемом случае нарушений при разработке планов не установил. План обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, является исполнительным документом по обеспечению транспортной безопасности на транспортном средстве. Таким образом, отсутствует состав вмененного учреждению правонарушения.
Отклоняется довод жалобы о фактическом несоответствии содержания планов порядку разработки в результате ненадлежащего исполнения обязанностей должностным лицом уполномоченного органа отклоняется, поскольку каких-либо доказательств признания незаконными указанных выше заключений, утверждения планов обеспечения транспортной безопасности от 11.11.2015 не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для вывода о нарушении учреждением п. п. 6, 7, 9, 10, 12, 14, 20 пункта 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств у управления отсутствовали, указанные нарушения документально не подтверждены, а также событие правонарушения управлением не доказано.
Довод жалобы управления о необоснованном отклонении ходатайства о переходе к разбирательству по общим правилам искового производства не основан на нормах права, поскольку решение принято на основании представленных доказательств, которым дана правовая оценка. Заявление не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, при установлении которых суд обязан перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Правомерность содержания планов, утвержденных и признанных компетентным органом, подтверждает их соответствие законодательству.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13.11.2017 по делу N А04-8253/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8253/2017
Истец: Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза"
Ответчик: УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора
Третье лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта