Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2018 г. N Ф05-4736/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А41-9613/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, АО "Ногинское ППЖТ": Терехова В.В. по доверенности от 11.04.17 N 37; Короткова Н.А. по доверенности от 22.08.17 N 82;
от ответчиков, Министерства строительного комплекса Московской области: Акопян Р.Р. по доверенности от 20.11.17 N 103;
Главного управлению архитектуры и градостроительства Московской области: Семионичев А.С. по доверенности от 28.03.17 N 31Исх-25241/11-28;
от 3-их лиц, Комитета лесного хозяйства Московской области: Дюдяков Д.И. по доверенности от 14.12.17 N 27ДОВ-572;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2017 года по делу N А41-9613/17, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению Акционерного общества "Ногинское ППЖТ" к Министерству строительного комплекса Московской области; Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании действий по выдаче градостроительного плана N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 с ограничениями по использованию незаконными; обязании внести изменения в градостроительный план,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ногинское ППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с требованиями (с учетом принятых судом уточнений): - признать действия Министерства строительного комплекса Московской области по утверждению и выдаче градостроительного плана N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 с ограничениями по использованию, незаконными;
- обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует Министерство строительного комплекса Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области заявленные Акционерным обществом "Ногинское ППЖТ" требования удовлетворены.
Признаны действия Министерства строительного комплекса Московской области по утверждению и выдаче градостроительного плана N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 с ограничениями по использованию, незаконным.
Суд обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434.
Не согласившись с решением суда, Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалобы поддержал доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель АО "Ногинское ППЖТ" возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
25.11.2016 ЗАО "Ногинское ППЖТ" направило в Министерство строительного комплекса Московской области заявление на подготовку и утверждение градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434, для строительства автозаправочного комплекса.
Заявитель указал, что документы на подготовку и утверждение градостроительного плана земельного участка поданы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области"", утв. Постановлением Правительства Московской области N 462/17 от 20.06.2016, что подтверждается Выпиской N М503-4849035897-3794008 от 25.11.2016 из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг.
15.12.2016 распоряжением N Г64/4360 Министерства строительного комплекса Московской области, градостроительный план N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434, общей площадью 5744 кв. м, подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, был утвержден.
Однако, в. п п. 2.1., 2.2. градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) указано, что земельный участок полностью расположен в границах лесного фонда и размещение объектов капитального строительства не предусмотрено.
В Памятке N 17, направленной заявителю вместе с ГПЗУ отражено, что земельный участок, предполагаемый к застройке, в соответствии с письмом Комитета лесного хозяйства Московской области имеет наложение на земли лесного фонда и при разработке проектной документации необходимо учесть, что отображенная на чертеже выданного градостроительного плана земельного участка как земли лесного фонда часть участка не подлежит застройке.
Заявитель, считая действия Министерства строительного комплекса Московской области по утверждению и выдаче градостроительного плана N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 с ограничениями по использованию, незаконными, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, а также положений ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, исходил из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101038:434, площадью 5 744 кв. м относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, поставлен на кадастровый учет 25.03.2016, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 25.10.2016 г. N МО-16/ЗВ-3043982, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и сведений о пересечениях данного участка с иными участками в ГКН не имеется, что подтверждается письмом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 05.10.2016 г., за N 40-1-11897.
Указанный земельный участок находится в собственности АО "Ногинское ППЖТ", что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 10.11.2016.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка в материалы дела не представлено.
Законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 в установленном законом порядке не оспорена.
При этом, определением суда от 13.07.2017 была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертного заключения, западная часть исследуемого ЗУ, занимающая 40% территории участка, накладывается на полосу отвода железной дороги. Именно на ней расположена построенная ещё в советские времена погрузочно-разгрузочная площадка, эксплуатируемая по сей день. Близкая по форме к треугольнику восточная часть исследуемого ЗУ накладывается на земли ГЛФ, а именно на земли 41-го выдела 15-го квартала Ямкинского участкового лесничества Ногинского лесничества.
Площадь наложения ЗУ с КN 50:16:0101038:434 на земли ГЛФ составляет 3426 м2, геоданные площади наложения ЗУ с КN 50:16:0101038:434 на 41-й выдел 15-го квартала Ямкинского участкового лесничества представлены в таблице 2, на листе 14 настоящего заключения и в приложении 3, лист 4.
Площадь земельного участка 50:16:0101038:434 после исключения из его границ территории земельного участка, определённой при ответе на вопрос N 2, т.е. площадь наложения ЗУ с КN 50:16:0101038:434 на полосу отвода ЖД соответственно составляет 2318 кв. м. По инициативе эксперта был разработан представленный в приложении 4 вариант урегулирования земельного спора с учётом необходимости наличия двух (существующих на местности с советских времён) подъездных путей к погрузочно- разгрузочной площадке. Площадь погрузочно-разгрузочной площадки и подъездных путей к ней составляет 2512 кв. м. Площадь массива земель ГЛФ - 3034 кв. м. Ещё 198 кв. м приходится на массив лесной растительности, расположенный в южной части ЗУ с КN 50:16:0101038:434 за пределами земель ГЛФ в зоне отвода ЖД ветки Ногинск - Черноголовка, однако, т.к. он, согласно ГОСТ СССР 17.5.3.02-90 "Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог" и п.п. 36, п. 2, ст. 102 Лесного кодекса РФ, является придорожным защитным лесом, он так же должен быть включён в состав земель ГЛФ.
Оценив экспертное заключение ООО "ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действия Министерства строительного комплекса Московской области по утверждению и выдаче градостроительного плана N RU50326000-MSK005997 земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101038:434 с ограничениями по использованию, при этом не обосновав принятое решение со ссылкой на экспертное заключение.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не учтены обстоятельства установленные экспертным заключением о наложении спорного земельного участка на земли ГЛФ.
Согласно части 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Так, согласно экспертного заключения, западная часть исследуемого ЗУ, занимающая 40% территории участка, накладывается на полосу отвода железной дороги. Именно на ней расположена построенная ещё в советские времена погрузочно-разгрузочная площадка, эксплуатируемая по сей день. Близкая по форме к треугольнику восточная часть исследуемого ЗУ накладывается на земли ГЛФ, а именно на земли 41-го выдела 15-го квартала Ямкинского участкового лесничества Ногинского лесничества.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69, 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, статьях 67-69 Лесного кодекса РФ)
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации (представлена в материалы дела), которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
На основании таких документов, наложение земельного участка с КН 50:16: 0101038:434 на земли лесного фонда подтверждено проведенной по делу землеустроительной экспертизой.
Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (в редакции действовавшей на момент подготовки ГПЗУ - далее приведены статьи ГрК РФ в указанной редакции).
ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
ГПЗУ необходим для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительства (ст. ст. 48, 51 ГрК РФ).
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 400/пр (действовала на момент подготовки ГПЗУ).
В соответствие с ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка в частности указываются:
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента);
- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный
участок не устанавливается градостроительный регламент).
Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ).
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства заполняется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. При этом указывается наименование органа (органов), издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт (раздел 4 Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утв. приказом Минрегионразвития РФ от 11.08.2006 N 93).
Согласно п. 10.2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 20.06.2016 N 462/17, в целях предоставления государственной услуги Главным управлением в отношении рассматриваемого земельного участка запрашиваются сведения о наличии наложения земель лесного фонда на границы указанного земельного участка.
В оспариваемом ГПЗУ указано о расположении земельного участка в границах лесного фонда и в связи с этим отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства, в п. п. 2.2.2 и 2.2.3 проставлены нулевые параметры, так как отсутствуют градостроительные регламенты.
Следовательно, размещение объектов капитального строительства не предусмотрено.
Так, в ГПЗУ заинтересованным лицом так же отражен правовой режим, действующий для земель лесного фонда.
Так согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛK РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч. 1 ст. 10 Ж РФ).
В соответствии со ст. 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
Таким образом, с учетом обстоятельств установленных судебной экспертизой, о наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда, у Министерства отсутствовала возможность указания параметров, позволяющих разрабатывать проектную документацию в целях строительства автозаправочного комплекса, следовательно, ограничения содержащиеся в спорном ГПЗУ установлены заинтересованным лицом обоснованно.
Следовательно, оснований для признания незаконными действий Министерства строительного комплекса Московской области по утверждению и выдаче градостроительного плана с ограничениями по использованию, не имеется.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года подлежит отмене, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2017 года по делу N А41-9613/17 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9613/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2018 г. N Ф05-4736/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Ногинское ППЖТ", КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство строительного комплекса Московской области