Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2018 г. N Ф01-1906/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А28-8720/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Целищевой Н.Н., по доверенности от 16.03.2017, Зайкова Н.И. - по доверенности от 12.08.2016,
ответчика - Уваровой Н.Н., по доверенности от 07.06.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства", ИНН 4345269930, ОГРН 1094345021946
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06 октября 2017 года по делу N А28-8720/2017, принятое судом в составе судьи Вычугжанина Р.А.
по иску акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ИНН 4345230965 ОГРН 1084345012454)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (ИНН 4345269930 ОГРН 1094345021946)
о понуждении провести поверку общедомовых приборов учета,
установил:
акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - Управление, ответчик, заявитель) об обязании последнего в течение 60 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить поверку общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. Казанская, д. 65; ул. Красной Звезды, д. 10 "б"; ул. Красной Звезды, д. 9 "б"; ул. Красной Звезды, д. 9 "в"; ул. Красноармейская, д. 1; ул. Ленина, д. 123; ул. Ленина, д. 59; ул. Ленина, д. 78; ул. Московская, д. 26 "б"; ул. Орловская, д. 32; ул. Пролетарская, д. 23 "а"; ул. Пролетарская, д. 26; ул. Пролетарская, д. 28; ул. Розы Люксембург, д. 34; ул. Розы Люксембург, д. 68 "а"; ул. Свободы, д. 36; ул. Свободы, д. 96; ул. Спасская, д. 16; ул. Спасская, д. 33; ул. Орловская, д. 27, а также присудить денежные средства на случай неисполнения решения суда об обязании обеспечить поверку приборов учета в размере 10 000 руб. в отношении каждого прибора учета, в отношении которого не была обеспечена поверка, за каждый день в котором не обеспечена поверка по истечении 60 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06 октября 2017 года исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ответчика обеспечить поверку общедомовых приборов учета холодной воды в спорных многоквартирных домах в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу, а также в случае неисполнения присужденной настоящим решением к исполнению обязанности обеспечить поверку общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу указано на взыскание с Управления в пользу Общества судебную неустойки в размере 500 руб. в отношении каждого общедомового прибора учета холодной воды, обязанность по обеспечению поверки которого не исполнена, за каждый день неисполнения данной обязанности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, кроме того, судом неправильно применена норма материального права. Судом не учтено, что в ряде домов, находящихся в управлении ответчика общедомовые приборы учета являются поверенными, то есть пригодными для коммерческого учета воды. Обязание ответчика еще раз поверять указанные приборы учета повлечет за собой дополнительные расходы ответчика. Возложение обязанности по поверке приборов учета на управляющую компанию не соответствует федеральному закону. Кроме того, взыскание неустойки в данном случае является незаконным и необоснованным.
Истец в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 06 октября 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
07.12.2010 Общество (русурсоснабжающая организация) и Управление (абонент) заключили договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод N 41-7549/11-02 (далее - Договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется отпускать абоненту через присоединенную сеть питьевую воду, осуществляя водоснабжение жилых домов, находящихся в управлении абонента, и принимать сточные воды в систему канализации г. Кирова, а абонент обязуется производить расчеты в порядке, установленном Договором.
Список объектов изложен в приложении N 9 к Договору (пункт 1.1 в редакции протокола согласования разногласий к протоколу разногласий к Договору).
В соответствии с пунктом 3.1.11 Договора абонент обязуется обеспечить за свой счет ремонт или замену узла учета и/или средства измерения при их повреждении, поверку средств измерений в установленные законодательством сроки, с обязательным уведомлением русурсоснабжающей организации о снятии измерительного прибора и о его установке с целью обеспечения участия представителя русурсоснабжающей организации. Показания приборов учета на момент снятия для целей ремонта и его установки после ремонта осуществляется с участием представителя русурсоснабжающей организации.
Уведомлением от 15.02.2017 истец сообщил ответчику об одностороннем отказе от Договора.
Сторонами подписаны акты допуска в эксплуатацию узла учета питьевой воды от 27.07.2011 N 071354 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Красной Звезды, д.10б), от 27.07.2011 N 071355 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Красной Звезды, д.9б), от 01.08.2011 N 081356 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Красной Звезды, д.9в), от 27.10.2011 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Красноармейская, д.1), от 27.10.2011 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Ленина, д.123), от 31.01.2011 N19 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Ленина, д.78), от 31.01.2011 N36 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Орловская, д. 32), от 18.07.2012 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 23а), от 24.04.2012 N04/12/588 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 26), от 27.02.2012 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 28), от 31.01.2011 N 21 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Розы Люксембург, д. 34), от 08.07.2011 N07/280 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Розы Люксембург, д. 68а), от 31.01.2011 N26 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Свободы, д. 36), от 26.01.2012 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Свободы, д. 96), от 25.05.2012 N05/12/690 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Орловская, д. 27).
12.11.2013 Общество вручило Управлению акт допуска в эксплуатацию узла учета питьевой воды N 10/13/800 от 18.10.2013 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Казанская, д.65).
12.09.2013 Общество вручило Управлению акт допуска в эксплуатацию узла учета питьевой воды N 08/13/1483 от 30.08.2013 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Московская, д.26б).
14.07.2014 Общество вручило Управлению акт допуска в эксплуатацию узла учета питьевой воды от 27.05.2014 (адрес узла учета: г. Киров, ул. Спасская, д.33).
В претензии от 16.05.2017 (получена Управлением 17.05.2017) Общество сообщило, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета и просило провести поверку приборов учета.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Статьей 13 Закона N 261-ФЗ установлены требования к организации на указанных в статье объектах учета энергетических ресурсов и к ресурсоснабжающим организациям по поводу оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов присоединенными к их сетям объектами при неисполнении соответствующими лицами требований об учете энергопотребления. Выполнение установленных требований закона предусмотрено и при выявлении нарушений указанными организациями требований об учете энергетических ресурсов, если обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета не исполнена их собственниками до истечения двух месяцев с момента выявления таких нарушений. Это усматривается из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, в которой содержится положение о том, что названные организации (ресурсоснабжающие и сетевые) при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на их собственников.
Следовательно, в соответствии с указанной нормой права в целях выполнения Закона об энергосбережении после 01.07.2013 на ресурсоснабжающую организацию возложены обязанности не только по установке общедомовых приборов учета, но и по их эксплуатации при невыполнении собственниками приборов учета требований по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета и неустранении нарушений таких требований до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Согласно подпункту 5 пункта 1.1 части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, как обоснованно утверждает истец, обязанность по установке и поверке ОДПУ возложена на управляющую организацию, однако, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ресурсоснабжающей организации права понуждать исполнителя коммунальной услуги осуществлять поверку данных приборов учета.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что заявителем с апелляционной жалобой представлены свидетельства о поверке в отношении части домов, указанных в исковом заявлении, которые имелись на момент вынесения судебного акта по делу, но не были представлены ответчиком в материалы дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, решение суда подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 06 октября 2017 года по делу N А28-8720/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Кировские коммунальные системы" отказать.
Взыскать с акционерного общества "Кировские коммунальные системы" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8720/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2018 г. N Ф01-1906/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Кировские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Управление жилищного хозяйства"
Третье лицо: Чистов Александр Анатольевич