г. Москва |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А40-41558/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Е.А. Сазоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Комавиатранс" и Министерства финансов Республики Коми,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017
по делу N А40-41558/17, принятое судьей Р.Т. Абрековым (шифр судьи 171-409),
по иску Федерального агентства воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002, адрес: 125993, г. Москва, проспект Ленинградский, 37)
к акционерному обществу "Комавиатранс" (ОГРН 1131101002670, адрес: 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, 67)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Республики Коми (ОГРН 1021100524213, адрес: 167010, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 8)
о взыскании 141 270 000 руб. по договору о предоставлении субсидии N Д-271-14 от 16.12.2014 г., NД-272-14 от 16.12.2014 г., NД-274-14 от 16.12.2014 г.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Степанова М.В. по доверенности от 28.12.2017;
от ответчика: Ахмадеев А.Ф. по доверенности от 31.03.2017, Крауялис Д.С. по доверенности от 22.06.1016;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании долга в размере 141 270 000,00 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 7 мая 2016 по 01 июня 2017 в размере 14 404 931 руб. 46 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 141 270 000, 00 руб. с 02.06.2017 г. по дату фактического исполнения, начисляемые по правилам ст. 395 ГК РФ (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ увеличения), ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по договорам о предоставлении субсидии N Д- 271-14 от 16.12.2014 г., NД-272-14 от 16.12.2014 г., NД-274-14 от 16.12.2014 г., требований ст. ст. 309, 310, 395 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-41558/17 иск удовлетворен.
Министерство финансов Республики Коми, АО "Комиавиатранс" обратились с апелляционными жалобами, просят решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-41558/17 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Договоры лизинга (аренды самолета) в отношении самолетов Embraer ЕМВ- 145LR серийный номер производителя 145781, 14500823, 14500804 между ОАО "Комиавиатранс" и ГТЛ-АВИА.ЛИМИТЕД (GTL-AVIA.LIMITED) были заключены 21.07.2014 года.
Соответственно, эксплуатацию воздушных судов Авиакомпания была должна произвести до 21.01.2015 года.
Органом, осуществляющим обеспечение организации воздушного движения в Российской Федерации в соответствии с приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 208 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации" является подведомственное Росавиации федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
16.12.2014 между Росавиацией (Истец) и АО "Комиавиатранс" (Ответчик) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1212, были заключены договоры:
1) Договор от 16.12.2014 N Д-271-14 о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета в размере 47 090 000 руб. на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушное судно Embraer EMB-145LR с серийным номером 14500804 (рег.знак VQ-BWL);
2) Договор от 16.12.2014 N Д-272-14 о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета в размере 47 090 000 руб. на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушное судно Embraer EMB-145ER с серийным номером 145781 (рег.знак VQ-BWP);
3) Договор от 16.12.2014 N Д-274-14 о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета в размере 47 090 000 руб. на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушное судно Embraer EMB-145LR с серийным номером 14500823 (рег.знак VQ-BWM).
Истцом были перечислена субсидия в общем размере 141.270.000 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
Пунктом 2.3.3 Договоров о предоставлении субсидии от 16.12.2014 N Д-271-14, от 16.12.2014 N Д-272-14, от 16.12.2014 N Д-274-14 ответчик принял обязательство безусловно исполнить полученное требование Федерального агентства воздушного транспорта о возврате всей суммы полученной субсидии в 30-дневный срок со дня получения такого требования при установлении факта нарушений условий предоставления субсидии.
В связи с нарушением ответчиком требований пунктов 2.3.2 Договоров, а также постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1212 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок" в части обеспечения соблюдения условий предоставления субсидии о начале эксплуатации полученного воздушного судна не позднее 6 месяцев со дня заключения договора лизинга, истец направил в адрес ответчика письменное требование от 30.03.2016 N АН 1.13-1003 о возврате в течение 30 дней, ранее предоставленных Обществу субсидий.
Ответчик требование истца от 30.03.2016 N АН 1.13- 1003 оспаривал в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2016 по делу А40-142380/16 в удовлетворении требований отказано.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2016 оставлено без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2017, также определением Верховного Суда Российской Федерации N 305-КГ17-8418 от 18.07.2017 ответчику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Требование истца от 30.03.2016 N АН 1.13- 1003 о возврате ранее предоставленной ответчику субсидии из федерального бюджета не исполнено, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета устанавливается актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1212 утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок".
В соответствии с пунктом 5 Правил, субсидия предоставляется на основании договора.
Пункт 4 Правил в редакции, действующей на дату заключения договора, включал в себя обязательство российской авиакомпании начать эксплуатацию воздушного судна, для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок не позднее 6 месяцев со дня заключения договора лизинга.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1212 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.
В соответствии с п. 6 Правил и условиями договора о предоставлении субсидии (подпункт 2.2.3), Росавиация вправе предъявить авиакомпании требование о возврате в федеральный бюджет всей суммы полученной субсидии, при установлении факта нарушения условий субсидии.
По информации, представленной ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (письмо от 05.05.2015 N 4.5.1-05423), Комиавиатранс первые регулярные рейсы на внутренних региональных и местных воздушных линиях были выполнены после окончания установленного договорами о предоставлении субсидии предельного срока начала эксплуатации воздушных судов: на ВС с серийным номером 14500804 (peг. знак VQBWL) первый рейс выполнен 06.02.2015 (опоздание на 16 дней); на ВС с серийным номером 145781 (peг. знак VQ-BWP) первый рейс выполнен 24.01.2015 (опоздание на 3 дня); на ВС с серийным номером 14500823 (peг. знак VQ-BWM) первый рейс выполнен 20.02.2015 (опоздание на 30 дней).
Росавиацией было установлено неисполнение Авиакомпанией обязательства предусмотренного пунктом 2.3.2. договоров о предоставлении субсидии от 16.12.2014 N Д-217-14, Д-272-14, Д-274-14.
Так как основанием предъявления иска Росавиацией о взыскании задолженности служит неисполнение требования АО "Комиавиатранс" от 30.03.2016 N 1.13-1003, то суд первой инстанции правильно указал, что решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.20116 по делу А40- 142380/2016 носит преюдициальный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
На основании статьи 395 ГК РФ, суд обоснованно взыскал проценты в размере 14.404.931 руб. 46 коп., начисленные за период с 07.05.2016 года по 01.06.2017.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-41558/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Комавиатранс" и Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41558/2017
Истец: Росавиация, ФАВТ "Росавиация"
Ответчик: АО "Комиавиатранс", ФГУП "Комиавиатранс"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Коми, Минфин Республики Коми