г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А41-80806/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт связи": Свиридов А.М., представитель по доверенности от 02.08.2018; Афанасьева А.В., представитель от 16.06.2018,
от Федерального агентства лесного хозяйства: Великанова М.С., представитель по доверенности от 14.05.2018,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Гранд кадастр": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Шавловский И.К., представитель по доверенности от 21.05.2018,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Дюдяков Д.И., представитель по доверенности от 14.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018, принятое судьей Уваровым А.О. по делу N А41-80806/17 по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт связи" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Гранд кадастр", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно- исследовательский институт связи" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет лесного хозяйства Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Гранд кадастр", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018 исковые требования удовлетворены. Суд установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 по координатам характерных точек границ, установленных в заключении экспертов АНО "Центр земельных экспертиз" от 29.03.2018.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и отказать в иске.
От Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт связи" поступили возражения, в которых истец просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы заявленных апелляционных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Гранд кадастр", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, однако решение в части удовлетворения иска Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 29.02.1968 N 403 отведен Центральному научно-исследовательскому институту связи Министерства связи земельный участок площадью 0,25 га в 114 квартале Озерного лесопарка Балашихинского леспаркхоза, в границах согласно представленному плану за счет земель Гослесфонда, под строительство усилительного пункта для опытной волноводной линии Перово-Балашиха.
Согласно кадастровой выписке, указанный земельный участок площадью 2500 кв.м. поставлен на кадастровый учет 17.11.2009, имеет кадастровый номер 50:15:011201:76, расположен по адресу: Московская область, Балашихинский район, 114 квартал Озерного лесопарка Балашихинского леспаркхоза, категория не установлена, разрешенное использование: под строительство усилительного пункта для опытной волноводной линии Перово-Балашиха.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:15:011201:76 является ранее учтенным земельным участком.
02.11.2010 Постановлением N 889/5-ПА Администрация городского округа Балашиха отнесла земельный участок площадью 0,2500 га с кадастровым номером 50:15:011201:76 к категории земель "земли промышленности и иного специального назначения" с видом разрешенного использования - для строительства усилительного пункта для опытной волноотводной линии Перово-Балашиха".
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На земельном участке кадастровый номер 50:15:011201:76 расположены техническое здание усилительного пункта для опытной волноводной линии площадью 391 кв.м. и сборочный павильон площадью 193,3 кв.м., принадлежащие на праве хозяйственного ведения истцу.
С целью установления границ указанного земельного участка 50:15:011201:76 истцом проведены кадастровые работы.
В результате проведения кадастровых работ было установлено, что границы земельного участка 50:15:011201:76 налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040502:143, площадью 396 879 кв. м, категория земель: земли лесного фонда, по адресу: Московская область, Балашихинский муниципальный район, Ногинское лесничество, Горенское участковое лесничество, кварталы 60, 61, 69, 70.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.06.2013.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзацу 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Таким образом, в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Как следует из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" земельным участком с кадастровым номером 50:15:011201:76, площадью 2 500 кв.м. подтверждается, распоряжением Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся N 403.
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.01.2018 по настоящему делу назначена экспертиза, производство которой экспертам АНО "Центр земельных экспертиз" Пашко А.И, Аксиненко А.В., Чистякову Д.А
На разрешение экспертов судом поставлены следующие вопросы:
1) Возможно ли на основании представленных в материалы дела правоустанавливающих документов, содержащих сведения об описании границ земельных участков, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76? Если да, указать, на основании каких документов.
2) В случае положительного ответа на первый вопрос, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 с указанием координат характерных точек, описать графически.
3) В случае отрицательного ответа на первый вопрос, провести кадастровые работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76.
4) Установить налагаются ли установленные экспертом при ответе на второй или третий вопросы границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 на границы земельного участка - 61 квартал Горенского участкового лесничества Ногинского лесничества. Если да, указать площадь наложения, границы с указанием координат характерных точек, описать графически.
Заключением экспертов установлены границы и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание экспертное заключение АНО "Центр земельных экспертиз", исходя из предмета и оснований заявленных истцом требований, целей обращения истца с настоящим иском, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований и установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 в соответствии с заключением экспертов АНО "Центр земельных экспертиз" от 29.03.2018.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области, о том, что судом первой инстанции было признано отсутствующим право федеральной собственности на часть земельного участка площадью 0,25 га, накладывающийся на земельный участок с кадастровым номером 50:15:0011201:76, отклонены арбитражным апелляционным судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0011201:76 расположены техническое здание усилительного пункта для опытной волноводной линии площадью 391 кв.м. и павильон сборочный площадью 190,3 кв.м., находящиеся в собственности Российской Федерации и закрепленные за истцом на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.08.2013 N 50-AEN 308876 и от 28.10.2013 N 50-AEN 761179.
Право постоянного (бессрочного) пользования истца на земельный участок с кадастровым номером 50:15:0011201:76 подтверждается распоряжением Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 29.02.1968 N 403.
Данный участок выделен за счет земель Гослесфонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, объект недвижимого имущества и земельный участок, на котором он расположен принадлежат Российской Федерации на праве собственности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24.06.2014 N 4890/14 разъяснено, что государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Границы спорного земельного участка посредством определения координат характерных точек при постановке его на кадастровый учет 17.11.2009 не устанавливались.
Предметом исковых требований ФГУП ЦНИИС является требование об установлении местоположения границ земельного участка, направленное на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Проведенной по настоящему делу экспертизой установлены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76, а также факт наличия пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 50:50:0040502:143.
11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 данной статьи.
Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу ч. 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно ч. 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Таким образом, пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76, на котором расположен объект недвижимости, права истца на который возникли до 1 января 2016 года, с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 50:50:0040502:143, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, довод Рослесхоза, изложенный в апелляционной жалобе о том, что земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:50:0040502:143 поставлен на кадастровый учет в действующих границах в соответствии с материалами лесоустройства, поэтому истец для его оспаривания должен был предоставить доказательства нарушения процедуры его постановки на кадастровый учет, является необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011201:76 не имеется.
Вместе с тем, решение суда в части удовлетворения требований истца к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" агентство наделено полномочиями по защите от имени Российской Федерации, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является именно Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, содержащийся в мотивировочной части решения, о том, что Федеральное агентство лесного хозяйства не обладает полномочиями по распоряжению участком, на который налагается земельный участок истца, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему иску является ТУ Росимущества в Московской области, является неверным.
Поэтому решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска к указанному ответчику.
В остальной части - в части удовлетворения иска к Федеральному агентству лесного хозяйства - решение суда не подлежит отмене, поскольку оно соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2018 по делу N А41-80806/17 в части удовлетворения исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области отменить, в удовлетворении иска к указанному ответчику отказать.
В остальной части - в части удовлетворения иска к Федеральному агентству лесного хозяйства - решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80806/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2018 г. N Ф05-17326/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи"
Ответчик: ТУ ФАУГИ В Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: АНО "Центр Земельных Экспертиз", Комитет лесного хозяйства Московской области, ООО "Гранд Кадастр", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"