г. Челябинск |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А47-7631/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2017 по делу N А47-7631/2017 (судья Сукачева Н.Ф.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Деряга А.С. (паспорт, доверенность от 17.10.2017).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" (ПАО "Орскнефтеоргсинтез", ответчик) о взыскании 509 072 руб. 06 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2017 исковые требования удовлетворены (т. 5 л.д. 42-50).
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Орскнефтеоргсинез" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не учтены особенности по подаче порожних вагонов под погрузку, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15 (далее - Правила N 15), а также фактическими отношениями между истцом и ответчиком по подготовке вагонов под погрузку. Вагоны, указанные в актах общей формы, после прибытия на станцию Никель Южно-Уральской железной дороги должны были подаваться на пути необщего пользования ответчика после прохождения техобслуживания и подготовке к перевозке опасных грузов на путях необщего пользования ППС ОАО "ПГК". В то же время истец не представил в материалы дела журнал ВУ-14, в котором отражаются сведения об осмотре вагонов и признании их перевозчиком годными под погрузку (перевозку) опасных грузов.
Согласно представленным ответчиком актам формы ВУ-20 вагоны, указанные в актах общей формы, на момент зачисления на простой, а также на момент уведомления о подаче вагонов, не были годными к перевозке опасных грузов и, соответственно, не могли быть поданы на пути необщего пользования под погрузку.
По мнению подателя жалобы, указание перевозчиком в актах общей формы нескольких путей необщего пользования, которые заняты в связи с нарушением п. 19 договора, свидетельствует о том, что конкретный путь необщего пользования, на который должен подаваться порожний вагон, ответчиком согласован не был с ответственными лицами ОАО "Орскнефтеоргсинтез", как это предусмотрено Инструкцией о порядке обслуживания ОАО "Орскнефтеоргсинтез" на станции Никель Южно-Уральской железной дороги, являющейся приложением к ЕТП. Таким образом, вагоны, указанные в актах общей формы, не были готовы к подаче под погрузку и перевозчик не намерен был их подавать по истечении двух часов после уведомления.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" указывает, что предоставленными в материалы дела уведомлениями грузовых операций на путях необщего пользования подтверждается, что на момент зачисления на простой имелись свободные для принятия вагонов железнодорожные пути.
Заявитель жалобы отмечает, что время нахождения порожних вагонов на путях общего пользования, за которое ответчик должен вносить плату в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, должно определяться временем невозможности подачи вагонов, признанных годными под погрузку опасным грузом, на пути необщего пользования вследствие нарушения ответчиком технологических норм на погрузку вагонов, находящихся на путях необщего пользования.
Согласно представленным истцом в материалы дела памяткам приемосдатчика, в течение суток от даты составления актов общей формы: грузовые операции на путях необщего пользования ответчика были завершены; вагоны, указанные в памятках были убраны перевозчиком с путей необщего пользования ответчика. Следовательно, все пути необщего пользования в течение дня после составления актов общей формы были освобождены истцом.
Задержка на путях общего пользования вагонов, указанных в актах общей формы по вине ПАО "Орскнефтеоргсинтез" имела место только в период разгрузки с превышением технологических норм, установленных договором, вагонов, находящихся в это время на путях необщего пользования, остальное время задержки от ответчика не зависело.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что получение истцом уведомлений о завершении грузовых операций в силу ч. 12 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта, недостаточно для готовности порожних вагонов к подаче с мест выгрузки на железнодорожные пути общего пользования, так как в данном случае с путей необщего пользования перевозчиком убираются вагоны после погрузки (груженные).
Кроме того, требование оплаты за пользование инфраструктурой перевозчика за время, в течение которого ответчик ничего не нарушает, и длительность которого зависит только от истца, не отвечает общим принципам добросовестного поведения участников гражданского оборота.
До начала судебного заседания от ПАО "Орскнефтеоргсинтез" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. От ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Никель Южно-Уральской железной дороги от 25.03.2008 N 6/25 (т. 1 л.д. 16-24).
Сторонами к договору подписаны протокол разногласий, протокол рассмотрения разногласий от 31.07.2008, дополнительные соглашения от 30.06.2009 N 1, от 22.12.2010 N 2, от 08.07.2013 N 3, от 24.10.2013 N 4, от 26.03.2014 N 5, от 12.08.2014 N 6, от 25.09.2014 N 7, от 06.05.2015 N 8, от 30.11.2015 N 9, от 12.04.2016 N 10, и протоколы разногласий к ним, посредством которых стороны внесли изменения в условия договора от 25.03.2008 N 6/25 (т. 1 л.д. 25-53).
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Никель Южно-Уральской железной дороги через стрелку N 48 к путям Главного парка, стрелками N 28Э, N 36Э и N 40Э к путям Эстакадного парка и обслуживаемого локомотивом владельца и локомотивом перевозчика (п. 1 договора в редакции дополнительных соглашений от 30.06.2009 N 1, от 22.12.2010 N 2).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2 (п. 6 договора).
Согласно п. 7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4) уведомление передается круглосуточно по телефону не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути владельца с N 33 по N 35 и на места погрузки и выгрузки (пути N23, N 24, N 25, с N27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37) круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2 ВЦ.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути погрузки и выгрузки N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32 (п. 8 договора в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4).
Согласно п. 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути владельца путей N 33-35 согласно п. 2.5.1 ЕТП, дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с п. 11 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010 N 2) количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче на пути погрузки и выгрузки устанавливается: на путь N 24 - не более 25 вагонов; на путь N 25 - не более 25 вагонов; на путь N 27 - не более 5 вагонов; на путь N 28 - не более 5 вагонов; на путь N 29 - не более 5 вагонов; на путь N 36 - не более 42 вагонов; на путь N 37 - не более 42 вагонов.
Сроки на уборку вагонов с выставочных путей владельца N 33-35, исходя из п. 16 (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4) установлены не позднее, чем через 4 часа с момента окончания накопления группы вагонов согласно п. 2.6.5 ЕТП.
При наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об отцепке не принятых перевозчиком вагонов.
По п. 17 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4), сроки на уборку вагонов с путей N 23, N 24, N 25 с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37 определяются согласно п. 2.6.6 ЕТП. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке.
Согласно п. 24 договора (в редакции дополнительного соглашения от 06.05.2015 N 8) владелец уплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет ОАО "РЖД" при ТехПД ЮУЖД: плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации (пп. 24.2, 24.3).
Как следует из материалов дела, предложенные истцом изменения в п. 24 договора (п. 24.2, 24.3) не приняты ответчиком. На дополнительном соглашении N 8 (т. 1 л.д. 47-48) ответчиком проставлен штамп "с протоколом разногласий", что подтверждено представителями истца и ответчика в судебном заседании. Из протокола согласования разногласий (т. 1 л.д. 49), следует, что по содержанию п. 24.3 стороны договора к соглашению не пришли.
В соответствии с п. 27 договора (в редакции дополнительного соглашения от 12.04.2016 N 10), настоящий договор действует с 01.09.2008 по 31.12.2016 включительно.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 08.10.2016 по 31.03.2017 на путях станции Никель простаивали прибывшие в адрес ответчика груженые вагоны в ожидании их подачи железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, о чем были составлены акты общей формы от 08.10.2016 N 6/54, от 07.11.2016 N 6/537, от 07.11.2016 N 6/602, от 29.11.2016 N 6/1718, от 03.12.2016 N 6/1796, от 07.12.2016 N 6/2113, от 17.12.2016 N 6/2619, от 31.03.2017 N 6/6013, от 22.03.2017 N 6/5132, от 21.03.2017 N 6/5061, от 21.03.2017 N 6/5242, от 21.03.2017 N 6/5240, от 11.11.2016 N 6/861, от 24.03.2017 N 6/5517, от 02.03.2017 N 6/3446, от 03.03.2017 N 6/3894, от 03.03.2017 N 6/3890, от 02.03.2017 N 6/3842, от 02.03.2017 N 6/3840, от 02.03.2017 N 6/3838, от 12.03.2017 N 6/4442, от 02.03.2017 N 6/3462, от 03.03.2017 N 6/3872, от 04.03.2017 N 6/3874, от 04.03.2017 N 6/3876, от 12.03.2017 N 6/4424, от 03.03.2017 N 6/3870, от 03.03.2017 N 6/3465, от 03.03.2017 N 6/3906, от 04.03.2017 N6/3908, от 19.03.2017 N 6/4551, от 28.03.2017 N 6/5498, от 03.03.2017 N 6/3533, от 03.03.2017 N 6/3860, от 04.03.2017 N 6/3863, от 04.03.2017 N6/3866, от 21.03.2017 N 6/4787, от 22.03.2017 N 6/5075, от 22.03.2017 N 6/5073, от 23.03.2017 N6/5080, от 23.03.2017 N 675082, от 22.03.2017 N 6/5071, от 23.03.2017 N 6/5069, от 23.03.2017 N 6/5084, от 24.03.2017 N 6/5078, от 24.03.2017 N 6/5086, от 22.03.2017 N6/5244, от 23.03.2017 N 6/4972, от 25.03.2017 N 6/5192, от 25.03.2017 N 6/5194 (т. 1 л.д. 83-85, 88-90, 100-102, 105-112, т. 2 л.д. 1-2, 19-21, 24 оборот-27, 33 оборот-34, 36-37, 46-47, 50 оборот-53, 57-59, 68-69, 72-75, 79 оборот-80, 82-88, т. 3 л.д. 6-9), от подписания которых ответчик отказался, о чем сделана соответствующая отметка и начислена плата по ведомостям подачи и уборки в общей сумме 509 072 руб. 06 коп. с учетом НДС.
О предстоящей подаче вагонов ответчик был уведомлен за 2 часа, в подтверждение чего представлены выписки из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку по форме ГУ-2 ВЦ (т. 1 л.д. 85 оборот - 87, 102 оборот-104, т. 2 л.д. 21 оборот-24, 48-50, 70-71, 81).
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием внесения платы за предоставление железнодорожных путей (т. 1 л.д. 54-57).
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием обращения последнего в арбитражный суд с исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт и причины простоя зафиксированы в актах общей формы, причина задержки - занятость путей общего пользования, является зависящей от ответчика.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 1 Устава железнодорожного транспорта настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В силу ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Учитывая положения ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяется органом, осуществляющим тарифное регулирование.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В договоре стороны не согласовали взимание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования, в ожидании их подачи или приема грузополучателем в случае нарушения времени приема или подачи по причинам, зависящим от грузополучателя; предложенные истцом изменения в п. 24 договора (п. 24.2, 24.3) не приняты ответчиком (штамп о подписании ответчиком с разногласиями, протокол согласования разногласий (т. 1 л.д. 47-49), указано, что по содержанию п. 24.3 стороны договора к соглашению не пришли).
В соответствии с п. 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
За время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 (п. 12 Тарифного руководства N2).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Федеральная служба по тарифам в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с п. 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50% от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
Ставки платежей в рассматриваемом договоре установлены не в произвольной сумме, а в размере, указанном в таблице N 1 Тарифного руководства (Приказ "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Согласно п. 1.4 Тарифного руководства ставки учитывают затраты, связанные с: содержанием (обслуживанием) железнодорожной инфраструктуры общего пользования, занятой подвижным составом (в том числе вагонами с контейнерами) по причинам, указанным в п. 1.2 настоящей главы; предоставлением железнодорожной инфраструктуры общего пользования на выгрузочных железнодорожных станциях (в том числе припортовых железнодорожных станциях), железнодорожных станциях перемещения и других железнодорожных станциях для проследования маневрового локомотива в одиночном следовании и с вагонами (группами вагонов) в пределах железнодорожной станции при перестановке подвижного состава; мероприятиями по возобновлению перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, в том числе повторный контроль технического состояния подвижного состава, работа составителей грузовых поездов, закрепление вагонов (групп вагонов) тормозными башмаками и подсыл локомотива РЖД для возобновления перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема железнодорожной станции назначения; уведомлением грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев подвижного состава, а также иных перевозчиков в объеме, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок грузов), за исключением уведомления владельца подвижного состава о прибытии груза в вагоне, принадлежащем данному владельцу, на железнодорожную станцию назначения, осуществление которого в соответствии со ст. 44 Устава предусмотрено по договору; охраной железнодорожных путей, на которых находится подвижной состав (в том числе вагоны с контейнерами) по причинам, указанным в п. 1.2 настоящей главы; мероприятиями по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров в течение всего времени их нахождения на железнодорожной станции (за исключением вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего пользования по согласованию с РЖД).
В соответствии с п. 2.3 Тарифного руководства по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях: при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров. В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
При отказе получателя от приема порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от отправителя, плата вносится перевозчику получателем вагона, контейнера за время с момента по истечении двух часов с момента уведомления получателя о прибытии порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров, а отправителем порожних вагонов, контейнеров - с момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров до момента предъявления таких вагонов, контейнеров к перевозке.
При отказе получателя от приема порожних вагонов, контейнеров, прибывших с просрочкой их доставки, плата в соответствии со ст. 36 Устава не взимается за трое суток, в течение которых отправитель обязан распорядиться такими вагонами, вагонами, контейнерами (не предъявил их для перевозки в установленном порядке) в течение трех суток с момента получения данного уведомления, он уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров. В этом случае плата уплачивается за время после истечения трех суток с момента получения указанного уведомления до момента предъявления их к перевозке.
В этом случае оплачиваемое время нахождения на железнодорожной станции назначения исчисляется с момента получения уведомления заявителем переадресовки о прибытии вагонов, контейнеров на железнодорожную станцию назначения до момента предъявления заявителем переадресовки перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке. При этом в оплачиваемое время не включается время принятия ОАО "РЖД" решения о переадресовке грузов, порожних вагонов, контейнеров, если указанное решение принято в течение срока, установленного правилами перевозок грузов, а также время задержки этой переадресовки по причинам, зависящим от ОАО "РЖД".
Поскольку иной порядок исчисления платы за простой вагонов на путях общего пользования сторонами не был согласован в договоре, плата начислена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Представленные истцом в материалы дела памятки приемосдатчика, подтверждают занятость путей налива (погрузки) железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем отсутствовала возможность подать на них вагоны, указанные в рассматриваемых актах общей формы (т. 1 л.д. 91-94, т. 2 л.д. 3-13, 28-30, 37 оборот-40, 54-55, 59 оборот-63, 89-123, 10-12, т. 4 л.д. 64-125).
Памятками приемосдатчика подтверждается, что по истечении 2 часов после уведомления ответчика о подаче вагонов, пути погрузки были заняты другими вагонами, по причине, в том числе нарушения ответчиком установленной п. 19.2 договора технологической нормы на погрузку грузов.
Ответчик, извещенный истцом за 2 часа до планируемой подачи на пути выгрузки прибывших в его адрес вагонов с грузом согласно представленной в материалы дела книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, должен в течение этих двух часов обеспечить возможность подачи вагонов под выгрузку на пути погрузки железнодорожного пути необщего пользования, чего сделано не было.
Предъявленная истцом к взысканию по данному делу плата за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава (вагонов) рассчитана истцом в соответствии с нормами ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта и п. 2.3 Тарифного руководства.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в размере 509 072 руб. 06 коп.
Довод апелляционной жалобы о том, что вагоны, указанные в актах общей формы, после прибытия на станцию Никель Южно-Уральской железной дороги должны были подаваться на пути необщего пользования ответчика после прохождения техобслуживания и подготовке к перевозке опасных грузов на путях необщего пользования ППС ОАО "ПГК", судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик (ч. 2 ст. 20), пригодность вагонов в коммерческом отношении в отношении вагонов определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими (ч. 5 ст. 20 Устава железнодорожного транспорта).
В силу ст. 2.1.20 Правил N 15 пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Действующим законодательством предусмотрено право грузоотправителя отказаться от вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозки опасного груза (ч. 6 ст. 20 Устава железнодорожного транспорта). При этом замена указанных вагонов, контейнеров обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на исправные, пригодные для перевозки груза вагоны, контейнеры на основании соответствующего договора (ч. 9 ст. 20 Устава железнодорожного транспорта).
Однако, ответчиком документально не подтвержден факт отказа от приемки вагонов, поданных в неисправном состоянии или состоянии, негодном для перевозки опасных грузов. Ответчик надлежащим образом уведомлялся истцом о готовности подачи вагонов, но обязанности по принятию спорных вагонов не исполнил.
В соответствии с п. 39.5 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011), получатель собственного порожнего вагона вправе отказаться от приема собственного порожнего вагона только в случае, если он не может быть использован под погрузку по причине технической неисправности или коммерческой непригодности.
Факт наличия технической неисправности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23-м) или ВУ-25, коммерческой непригодности - актом формы ГУ-23.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Ответчиком в обоснование своих доводов не представлены доказательства - акты формы ВУ-23, ВУ-25 либо ГУ-23, подтверждающие, что на момент зачисления вагонов на ответственный простой они были технически негодными, либо негодны в коммерческом отношении, и грузополучатель от приема этих вагонов мотивированно и обоснованно отказался.
Довод о непредставлении истцом в материалы дела журнала ВУ-14, в котором отражаются сведения об осмотре вагонов и признании их перевозчиком годными под погрузку (перевозку) опасных грузов, отклонен судом апелляционной инстанции как не имеющий значения для дела, поскольку ответчиком не было заявлено об отказе от приема вагонов с составлением соответствующих актов.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела актам формы ВУ-20, отраженные в них вагоны признаны годными под налив нефтепродуктов (т. 5 л.д. 1а-35).
Ссылка на то, что вагоны, указанные в актах общей формы, не были готовы к подаче под погрузку и перевозчик не намерен был их подавать по истечении двух часов после уведомления, судом апелляционной инстанции не принимается, так как носит предположительный характер, не позволяет однозначно прийти к выводу, что в течение двух часов после уведомления владельца, перевозчик бы не подал вагон под погрузку на конкретный путь, из перечисленных в акте общей формы от 11.11.2016 N 6/861 (т. 2 л.д. 57 оборот), являющихся в силу п. 19.2 договора путями на погрузку.
Как верно указало ОАО "РЖД" в отзыве на исковое заявление, вагон N 51605384 следовал из-под груза нефть сырая, который согласно классификации, утвержденной Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, относится к темным нефтепродуктам, в связи с чем, по условиям заключенного между сторонами договора (п. 19.2), не мог быть подан на фронт погрузки светлых нефтепродуктов, коим является путь необщего пользования N 27. Остальные пути необщего пользования освобождались в день начала простоя, а не на момент открытия простоя, что также подтверждает занятость путей на момент оформления простоя.
Выставочные пути N 33-35 используются для приемосдаточных операций при подаче-уборке вагонов на внутризаводские пути, а не на места погрузки, указанные в договоре. Это подтверждается п. 9, 11, 19.2 договора, в которых определены основные данные грузовых фронтов, в связи с чем подача вагонов для погрузки на указанные выставочные пути с этой целью не может осуществляться. Договором, заключенным между сторонами, отношения по осуществлению операций по приему и погрузке порожних вагонов урегулированы п. 19.2 договора, где в качестве фронтов погрузки пути N 33-35 не указаны.
По указанному основанию отклоняется соответствующий довод жалобы.
Утверждение ПАО "Орскнефтеоргсинтез" о том, что уведомлениями грузовых операций на путях необщего пользования подтверждается, что на момент зачисления на простой имелись свободные для принятия вагонов железнодорожные пути, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание на основании следующего.
В п. 2.3 Тарифного руководства моментом окончания исчисления оплачиваемого времени для начисления данного вида платы указан момент получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему), поскольку одного уведомления перевозчика недостаточно. Получение перевозчиком уведомлений от ответчика об окончании налива не влечет автоматически обязанности истца (перевозчика) подать порожние вагоны с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования. Для нахождения вагонов с опасным грузом на путях общего пользования необходимо заключение договора на перевозку данного груза.
То есть, получение истцом от ответчика уведомлений о завершении грузовых операций по погрузке груза (уведомлений об окончании налива) не свидетельствует о том, что погруженные ответчиком вагоны являются готовыми к их подаче на пути общего пользования в силу п. 2.3 Тарифного руководства, так как необходимо еще соблюдение требований норм Устава железнодорожного транспорта.
При фактической готовности вагонов к приему (подаче), ответчику ничто не мешало подавать РЖД уведомления о готовности вагонов к приему (подаче), однако ответчик таких уведомлений в адрес РЖД не подавал.
В актах общей формы об окончании простоя вагонов на путях общего пользования станции Никель истцом обоснованно указано время окончания простоя после получения от ответчика уведомлений об окончании налива, так как время представления ответчиком истцу уведомлений об окончании налива не указано в п. 2.3 Тарифного руководства, как время окончания исчисления данного вида платы.
Довод о том, что согласно представленным в материалы дела памяткам приемосдатчика, в течение суток от даты составления актов общей формы: грузовые операции на путях необщего пользования ответчика были завершены; вагоны, указанные в памятках были убраны перевозчиком с путей необщего пользования ответчика, подлежит отклонению, так как памятка приемосдатчика определяет время подачи и уборки вагонов, отметка о зачислении вагонов на ответственный простой владельца пути необщего пользования перевозчиком в ней не ставится.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что он должен нести ответственность за нахождение вагонов на путях общего пользования только в период разгрузки с превышением технологических норм, установленных договором, рассмотрены апелляционным судом и признаны подлежащими отклонению в силу следующего.
В заключенном между истцом и ответчиком договоре от 25.03.2008 N 6/25 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования отсутствует условие об оплате ответчиком платы, установленной ч. 11, 12 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, соответственно, не установлено иное время исчисления платы за время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, чем время, указанное в ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта. В связи с чем, при исчислении оплачиваемого времени ожидания подачи, приема вагонов истец обоснованно руководствовался нормами ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта и п. 2.3 Тарифного руководства.
В п. 2.3 Тарифного руководства указано о том, что оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему).
Исходя из буквального толкования ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта и п. 2.3 Тарифного руководства, следует, что указанная в нем плата должна начисляться до момента получения РЖД от ответчика (грузополучателя) уведомлений о готовности вагонов к подаче (приему), а не до момента получения РЖД от ответчика уведомления о завершении грузовых операций, как считает податель апелляционной жалобы.
В п. 2.3 Тарифного руководства моментом окончания исчисления оплачиваемого времени для начисления данного вида платы указан момент получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему), так как наличия у перевозчика РЖД только уведомлений о завершении грузовых операций по выгрузке грузов недостаточно для готовности выгруженных вагонов к подаче с мест выгрузки на железнодорожные пути общего пользования, что подтверждается положениями ч. 12 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта, в которой указано о том, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Апелляционный суд соглашается с доводом истца, отраженном в отзыве на апелляционную жалобу о том, что ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен был вести ее с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, соблюдать нормы ст. 44 Устава железнодорожного транспорта, и, согласившись на получение грузов в вагонах определенных владельцев, должен был заранее согласовать вопросы своевременности оформления владельцами вагонов (контрагентами ответчика) транспортных железнодорожных накладных на выгруженные ответчиком порожние вагоны либо получить соответствующим образом оформленное согласие от владельцев вагонов на самостоятельное оформление транспортных железнодорожных накладных на выгруженные им вагоны для (подачи) выгруженных ответчиком порожних вагонов с мест выгрузки на пути общего пользования станции Никель и освобождения мест выгрузки для приема на них вагонов, простаивающих по актам общей формы на путях общего пользования станции Никель.
Получение истцом уведомлений о завершении грузовых операций в силу норм ч. 12 и 13 ст. 44 Устава железнодорожного транспорта, вступивших в силу с 01.04.2015, не влечет автоматически обязанности истца (перевозчика) подать выгруженные порожние вагоны с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования.
Очередность подачи вагонов истцом на пути погрузки ответчика, не оказала влияния на своевременность выполнения ответчиком его обязанности, на занятость путей погрузки, и невозможность подать на них вагоны, простаивающие на путях общего пользования станции Никель по причинам, зависящим от ответчика и не зависящим от истца.
Таким образом, предъявленная истцом ко взысканию по делу плата за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава (вагонов) правомерно рассчитана истцом в соответствии с нормами ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта и п. 2.3 Тарифного руководства.
Со ссылкой на п. 2.3 Тарифного руководства судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что для готовности порожних вагонов к подаче с мест выгрузки на железнодорожные пути общего пользования достаточно получения истцом уведомлений о завершении грузовых операций.
Довод ПАО "Орскнефтеоргсинез" о том, что требование оплаты за пользование инфраструктурой перевозчика за время, в течение которого ответчик ничего не нарушает, и длительность которого зависит только от истца, не отвечает общим принципам добросовестного поведения участников гражданского оборота, противоречит заложенному законодательно принципу платности пользования инфраструктурой, в связи с чем отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Судебная коллегия, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального или процессуального права, неверное установление обстоятельств дела, влекущие изменение или отмену оспариваемого судебного акта.
Доводам ответчика дана надлежащая оценка судом первой инстанции и оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не находит.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений судом в процессе судопроизводства основополагающих принципов правосудия - равенства, состязательности сторон материалы дела не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 октября 2017 г. по делу N А47-7631/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7631/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Орскнефтеоргсинтез"