г. Москва |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А40-171590/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: Попова В.И., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Клинского муниципального района на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2017 по делу N А40-171590/17, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению Администрации Клинского муниципального района
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по МО
третье лицо - МБУ "ССВПДР" (ОГРН 1155020001509)
об оспаривании предупреждения от 10.07.2017 N 06/13/32з-17
при участии:
от заявителя: Грудкова О.С. по доверенности от 20.09.17;
от заинтересованного лица: Зайцева Э.А. по доверенности от 07.04.16;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Клинского муниципального района обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным предупреждения УФАС по Московской области от 10.07.2017 года N 06/13/32з-17.
Решением от 07.10.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Управление в отношении Администрации района вынесло предупреждение N 06-13/32з-17 от 10.07.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с оспариваемым предупреждением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Ненормативным актом, который в силу ст. 13 ГК РФ может быть признан судом недействительным, является документ индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения лицом, в отношении которого он вынесен.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.04.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности
Постановлением Администрации от 13.07.2015 N 1011 "О реорганизации муниципального учреждения Муниципальное унитарное предприятие "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" путем преобразования в Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" (далее - Постановление N 1011) определена специализированная служба по вопросам похоронного дела Клинского муниципального района Московской области - Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" (далее - МБУ "ССВПДР", заявитель).
Согласно пункту 2.2 устава МБУ "ССВПДР", утвержденного Постановлением N 1011, предметом деятельности бюджетного учреждения является: обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, осуществления муниципальных услуг и выполнения работ в данной сфере деятельности.
В соответствии с уставом МБУ "ССВПДР" оно вправе осуществлять приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение МБУ "ССВПДР".
Таким образом, МБУ "ССВПДР" является хозяйствующим субъектом, при этом осуществляет отдельные функции органов власти, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации (место нахождения: 141402, Московская область, Клинский р-н, г. Клин, ул. Карла Маркса, д. 68А) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в бездействии при реализации полномочий по организации предоставления ритуальных услуг, которое привело к возможности для МБУ "ССВПДР" принимать решения о лицах, которые вправе осуществлять ритуальные услуги (в том числе копку могил) на территории муниципальных кладбищ, что может привести к нарушению антимонопольного законодательства, предусмотренному частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2 и 7 части 1 и части 3 указанной статьи, путем предоставления МБУ "ССВПДР" права в одностороннем порядке регулировать порядок и объемы оказанных каждым конкретным хозяйствующим субъектом ритуальных услуг, Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в оспариваемом предупреждении указало о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем осуществления следующего: в течение одного месяца с момента получения настоящего предупреждения исключить из устава МБУ "ССВПДР" нормы, позволяющие учреждению осуществлять деятельность, приносящую доход.
Антимонопольный орган в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в предупреждении обязан указывать на признаки нарушения антимонопольного законодательства, предлагать добровольно прекратить нарушения, устранить их последствия, а также предлагать способ (перечень действий), который позволит гарантированно устранить нарушения и устранить последствия.
При этом законодательство не содержит требования о перечислении в предупреждении всех возможных способов, связанных с устранением выявленного нарушения, последствиями полного исполнения предупреждения является невозможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Вопрос о фактическом добровольном исполнении предупреждении способом, отличающимся от предусмотренного в нем, согласно п. 3.50 административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, подлежит анализу в докладной записке, предшествующей возбуждению дела.
Без соответствующего анализа сделать вывод о фактическом устранении нарушения альтернативным способом, предложенным Администрацией, не представляется возможным, так как в данном случае надо учитывать требования ч. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Также необходимо произвести анализ признаков ограничения конкуренции, установленных в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Указанное подтверждается наличием в Уставе МБУ "ССВПДР" п. 2.2, согласно которому предметом деятельности бюджетного учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, осуществления муниципальных услуг и выполнения работ в данной сфере деятельности.
Таким образом, довод Заявителя о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о нарушении требований законодательства, предоставлением МБУ "ССВПДР", права осуществлять экономическую деятельность, приносящую доход является не состоятельным.
Из приведенных норм следует, что при фактическом добровольном прекращении нарушения законодательства и его последствий, дело возбуждено быть не может. При этом вопросы последующего исполнения предупреждения не входят в предмет рассмотрения настоящего дела.
Нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК доказать Заявитель.
В нарушение указанной нормы Администрацией не приведены надлежащие правовые основания незаконности оспариваемого предупреждения, нарушения прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что в действиях Администрации содержатся признаки нарушения части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, с учетом чего УФАС по Московской области на основании требований статьи 39.1 Закона о защите конкуренции правомерно выдал ему оспариваемое предупреждение.
Таким образом, оспариваемое предупреждение является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2017 по делу N А40-171590/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171590/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по МО, управление федеральной антимонопольной службы по МО (московское областное уфас россии
Третье лицо: МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал", МУП "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА "РИТУАЛ"