город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2018 г. |
дело N А53-13790/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от истца: Баженов А.А. - представитель по доверенности от 17.04.2017,
от ответчика: Лунякин И.Е. - представитель по доверенности от 31.12.2017 N 49,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.10.2017 по делу N А53-13790/2017,
принятое судьей Чебановой Л.В.,
по иску Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному федеральному округу
к ответчику - акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному федеральному округу (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - ответчик) об обязании урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, учитывая применение специальных норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Решением от 20.10.2017 Арбитражный суд Ростовской области обязал АО "Водоканал Ростова-на-Дону" заключить государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения с Управлением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному федеральному округу на условиях, предложенных истцом.
Акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна несогласием с утвержденными судом условиями договора, что связано с необоснованностью применения Закона N 44-ФЗ. Ответчик обосновывает свою позицию тем, что единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключается на основании статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645. Таким образом, предлагаемая истцом редакция с применением положений Закона N 44-ФЗ противоречит нормам законодательства, регулирующего отношения в сфере организации холодного водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены Законом N 416-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым принять условия договора в редакции АО "Водоканал Ростова-на-Дону".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи" и Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 27 июня 2014 г. N 237 "Об утверждении Положения об Управлении Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по федеральному округу" Управление Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному федеральному округу является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, осуществляет закупки для государственных нужд в рамках Закона 44-ФЗ.
31.01.2017 управлением было направлено обращение генеральному директору АО "Евразийский" - управляющей организации АО "Водоканал Ростова-на-Дону" Петухову О.В. с просьбой представить проект государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения на период с 1 января по 31 марта 2017 года.
По истечении 30 календарных дней как ответ, так и проект контракта от АО "Водоканал Ростова-на-Дону" в адрес управления не поступили, в связи с чем, управлением единый договор холодного водоснабжения и водоотведения был получен с сайта АО "Водоканал Ростова-на-Дону" в сети Интернет.
В ходе рассмотрения данного единого договора истцом было установлено, что его условия не содержат ссылки на нормы Закона 44-ФЗ, которые обязательны при заключении контракта для обеспечения государственных нужд, в связи с чем, управлением был подготовлен и направлен в АО "Водоканал Ростова-на-Дону" протокол разногласий к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения.
В ответ на представленный протокол разногласий АО "Водоканал Ростова-на-Дону" подготовило и представило протокол урегулирования разногласий к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно протоколу урегулирования разногласий АО "Водоканал Ростова-на-Дону" принял только пункты 4 и 69, а остальные пункты договора оставил без изменений, не учитывая требования Закона 44-ФЗ.
Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на то, что договор ресурсоснабжения между ним и истцом должен быть заключен согласно условиям типового единого договора водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 645 от 29.07.2013, на основании Закона N 416-ФЗ, а не Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные разногласия послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с иском об урегулировании возникших разногласий и об обязании АО "Водоканал Ростова-на-Дону" заключить единый договор холодного водоснабжения и водоотведения на условиях истца с применением положений Закона N 44-ФЗ.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
К отношениям, связанным с водоснабжением и водоотведением через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные шестым параграфом главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения, передачей ресурса, его потреблением с использованием систем водоснабжения, права и обязанности потребителей, водоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу частей 1, 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик является гарантирующей организацией, а истец - потребителем.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частями 5 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ определены существенные условия договоров водоснабжения и водоотведения. Частями 3 статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ определено, что такие договоры являются публичными.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 2 указанной статьи к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
В силу пункта 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма такого договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В обоснование своей позиции истец указывает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Поскольку в данном случае ответчик намерен оказать для истца услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для государственных нужд, заключение единого договора, предусмотренного ч. 3 ст. 15 Закона N 416-ФЗ, в форме государственного контракта не противоречит нормам материального права, регулирующего отношения по холодному водоснабжению и водоотведению.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Пункт 2.1 указанной статьи устанавливает, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Как было указано ранее, истец, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет закупки для государственных нужд в рамках Закона N 44-ФЗ. Поэтому на спорные отношения между управлением и водоканалом распространяются требования Закона N 44-ФЗ.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что избранная судом редакция государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения полностью соответствует требованиям Закона N 416-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, а применение положений Закона N 44-ФЗ не нарушает норм материального права, прав и законных интересов сторон контракта.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что нормы Закона N 416-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 являются обязательными для применения всеми субъектами, заключающими единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Однако они не учитывают и не регулируют вопросы статуса субъектов этих отношений, что, напротив, предусмотрено в Законе N 44-ФЗ.
Спорные правоотношения отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах специальным публичным субъектом, целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, договор, заключенный с учетом норм Закона N 44-ФЗ, имеет публичную основу, преследует публичный интерес и направлен на достижение результата, необходимого в публичных целях для удовлетворения публичных нужд, достигаемого за счет бюджетных средств.
Статьей 34 Закона N 44-ФЗ определены существенные условия государственного контракта, которые не могут не быть учтены при заключении спорного государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи.
Авансовый платеж за услуги холодного водоснабжения и водоотведения не должен превышать 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требования ответчика об авансировании услуг холодного водоснабжения и водоотведения в размере 50 процентов для управления, как бюджетного учреждения, несостоятельны.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Данную позицию подтверждает Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 22 апреля 2016 г. N 02-02-15/24252 "О внесении изменений в условия государственного контракта".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Части 5, 6, 7, 8 ст. 34 Закона 44-ЗФ определяют порядок начисления пени и штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Включение в условия контракта данных норм Закона 44-ФЗ и ГК РФ законно и обоснованно.
В соответствии с ч.2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Лимиты бюджетных обязательств управлению, как бюджетному учреждению, доводятся на 1 календарный год, поэтому продлевать срок действия контракта на следующий год является незаконным и влечет привлечение должностных лиц к ответственности.
Данную позицию подтверждает Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 22 ноября 2016 г. N Д28и-3073 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ".
Аналогичная позиция по вопросу, который составляет предмет настоящего спора, изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавсказского округа от 19 декабря 2014 г. по делу N А32-2148/2014.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2017 по делу N А53-13790/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13790/2017
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"