23 января 2018 г. |
Дело N А38-9860/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Волжск" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.10.2017 по делу N А38-9860/2017, принятое судьей Щегловой Л.М.,
по иску Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (ИНН 1215193354, ОГРН 1141200000061) к муниципальному образованию городского округа "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск"
о взыскании долга по вносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
установил.
Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному образованию городского округа "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск" о взыскании долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме 3 994 302 руб. 62 коп. за счет казны муниципального образования городского округа "Город Волжск".
Исковые требования основаны на статьях 19, 36, 37, 39, 154, 155, 158, 169-172, 178, 180, 181, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 8, 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Республики Марий Эл N 321 от 18.10.2013 "О создании республиканского фонда капитального ремонта Республики Марий Эл", постановлении Правительства Республики Марий Эл N 460 от 31.12.2013 "Об утверждении республиканской адресной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на 2014 -2043 годы, постановлении Правительства Республики Марий Эл N 223 от 17.07.2013 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл N518 от 18.11.2016) "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", постановлении администрации городского округа "Город Волжск" N 1150 от 09.07.2014 "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "Город Волжск" (с изменениями от 31.10.2014 N 1775) и мотивированы неисполнением обязательства по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в домах, в которых ответчику на праве собственности принадлежат жилые помещения, за период с октября 2014 года по июнь 2017 года.
Решением от 27.10.2017 Арбитражный суд Республики Марий Эл иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского округа "Город Волжск" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить данный судебный в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшить сумму задолженности до 3 122 822 руб. 72 коп.
Заявитель указывает, что при вынесении судебного акта судом не приняты во внимание доводы администрации городского округа "Город Волжск" о том, что сумма предъявляемая истцом к взысканию должна быть снижена:
на сумму 195 340 руб. 04 коп., поскольку часть многоквартирных домов признаны аварийными и перечисление взносов за капитальный ремонт утратило свою актуальность;
на сумму 630 181 руб. 88 коп., поскольку имеются квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, срок ввода в эксплуатацию которых не более пяти лет, поэтому согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17.07.2013 N 223 (ред. от 18.11.2016) "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная Правительством Республики Марий Эл республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта;
на сумму 41 189 руб. 84 коп., поскольку имеются восемь квартир на которые, согласно справкам АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", зарегистрировано право собственности граждан до 01.01.2000;
на сумму 4768 руб. 14 коп., поскольку по квартирам, находящимся в многоквартирных домах, признанных аварийными после включения этих домов в Программу, произведена оплата взносов.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу обжалуемый судебный акт считает законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальному образованию городской округ "Город Волжск" на праве муниципальной собственности принадлежат помещения в многоквартирных домах, включенных в долгосрочную программу капитального ремонта, что подтверждается представленным им письмом со сведениями о жилых и нежилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл N 321 от 18.10.2013 и в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации создан Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (региональный оператор), основной целью деятельности которого является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Марий Эл, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл N 223 от 17.07.2013 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл N518 от 18.11.2016) "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Марий Эл в сумме 4 руб. 20 коп. в расчете на 1 кв.м общей площади помещения, с 01.12.2016 минимальный размер составляет 5 руб. 20 коп.
Указывая на то, что муниципальное образование городского округа "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск" как собственник помещений в многоквартирных домах обязано ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт по представленным региональным оператором платежным документам, в адрес администрации муниципального образования согласно реестру принадлежащих на праве собственности помещений ежемесячно направлялись счета на оплату взносов на капитальный ремонт, оплата взносов производилась частично, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в сумме 3 994 302 руб. 62 коп.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.1 постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" указал, что в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно республиканской адресной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл N 460 от 31.12.2013, для собственников помещений в многоквартирных домах Республики Марий Эл, включенных в программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.10.2014.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
Во исполнение части 7 статьи 170, части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 20.09.2013 N 35-З "О регулировании отдельных отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл" администрацией муниципального образования принято постановление N 117 от 03.10.2014 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован".
Список помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и принадлежащих муниципальному образованию, предоставлен последним региональному оператору.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, в силу Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы (пункт 7.2 постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
Пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, поэтому муниципальное образование как собственник жилых помещений обязано оплачивать взносы на капитальный ремонт.
20.11.2014 региональным оператором собственнику выставлен счет на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за октябрь 2014 года в сумме 250 331 руб. 17 коп., 18.12.2014 за ноябрь 2014 года в сумме 250 331 руб. 17 коп., 31.12.2014 за декабрь 2014 года - 250 331 руб. 17 коп., 12.01.2015 за октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года - 542 154 руб. 87 коп., 16.02.2015 за январь 2015 года - 199885 руб. 69 коп., 16.03.2015 за февраль 2015 года - 197 983 руб. 51 коп., 31.03.2015 за март 2015 года - 189 815 руб. 89 коп., 30.04.2015 за апрель 2015 года - 181 086 руб. 19 коп., 31.05.2015 за май 2015 года - 175 330 руб. 76 коп., 15.07.2015 за июнь 2015 года - 166 898 руб., 30.09.2015 за июль, август, сентябрь 2015 года - 414 261 руб. 09 коп., 31.12.2015 за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года - 370 491 руб. 06 коп., 31.03.2016 за январь, февраль, март 2016 года - 344 663 руб. 16 коп., 30.06.2016 за апрель, май, июнь 2016 года - 323 392 руб. 26 коп., 30.09.2016 за июль, август, сентябрь 2016 года - 312 777 руб. 60 коп., 31.10.2016 за октябрь 2016 года - 87 885 руб. 04 коп., 31.12.2016 за ноябрь, декабрь 2016 года - 225 482 руб. 59 коп., 28.02.2017 за январь, февраль 2017 года - 264 341 руб. 38 коп., 31.03.2016 за март 2017 года - 131 969 руб. 19 коп., 30.04.2017 за апрель 2017 года - 135 236 руб. 61 коп., 31.05.2017 за май 2017 года - 132 285 руб. 09 коп., 30.06.2017 за июнь 2017 года - 132 285 руб. 09 коп., всего 4 270 827 руб. 50 коп. с учетом произведенного ответчиком перерасчета (л.д. 96-119).
Ответчик оплату произвел частично на общую сумму 276 524 руб. 88 коп., что подтверждается платежными поручениями N 148292 от 13.12.2016, N 652532 от 30.03.2017, N 768390 и N 768391 от 20.04.2017, N 17147 и N 17149 от 22.05.2017.
На основании изложенного суд первой инстанции установив, что на момент рассмотрения дела в суде за ответчиком числится задолженность по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в период с октября 2014 года по июнь 2017 года в сумме 3 994 302 руб. 62 коп., правомерно удовлетворил исковые требования в заявленной сумме.
При этом арбитражный суд обоснованно не учел сумму оплаты в размере 4768 рублей 14 копеек, на которую сослался ответчик, поскольку последним в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен документ, подтверждающий такую частичную оплату.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, о необходимости уменьшения размера предъявленной к взысканию задолженности, проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникает у обязанного лица в силу закона (в том числе статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Произведенный истцом расчет задолженности, ответчиком документально не опровергнут. Список помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и принадлежащих муниципальному образованию, предоставлен региональному оператору ответчиком. В материалах дела отсутствуют доказательства оплаты долга в предъявленный период, не представлен обновленный реестр с учетом ветхого жилья и домов, находящихся в эксплуатации не более пяти лет.
Решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.10.2017 по делу N А38-9860/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Волжск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-9860/2017
Истец: Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл
Ответчик: Администрация ГО Город Волжск