город Ростов-на-Дону |
|
29 января 2018 г. |
дело N А32-25256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Михайленко П.В. по доверенности от 01.01.2018;
от заинтересованного лица: Цуканов-Дубянницкий Г.В. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2017 по делу N А32-25256/2017 (судья Гонзус И.П.),
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети (далее общество, заявитель, АО "НЭСК-электросети") обратился с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.05.17 N 78А/2017 по статье части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ от 24.05.17, установленного постановлением N 78А/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2017 признано незаконным постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 78А/2017 от 24.05.17 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о привлечении Акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, адрес 350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа 600000 руб. и отменить его полностью. Признано недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и от 24.05.17 по делу N 78А/2017.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что объект гр.
Банченко С.М. не входит в состав земель СНТ "Голубая долина" и не имеет никакого отношения к СНТ "Голубая долина", в связи с чем, у гр. Банченко СМ. отсутствовала обязанность по направлению в адрес сетевой организации договора об использовании объектов инфраструктуры СНТ "Голубая долина". АО "НЭСК-электросети" направило в адрес гр. Банченко СМ. договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия 30.06.2017, о чем свидетельствует отметка в "журнале регистрации заявок" и письмом от 14.09.2017 N 09.НС-08/1861/9337 (вх. от 21.09.2017 N 9949) отчиталось об исполнении представления Краснодарского УФАС России от 24.05.2017. Данный факт подтверждает наличие вины и состава административного правонарушения в действиях сетевой организации, связанных с ненаправлением в адрес гр. Банченко СМ. договора об осуществлении технологического присоединения и ТУ в срок, предусмотренный п. 15 Правил N861.
В судебном заседании представитель УФАС по Краснодарскому краю апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель АО "НЭСК-электросети" апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Краснодарское УФАС России поступило обращение Банченко С.М. на действия АО "НЭСК-электросети", выразившиеся в несоблюдении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения N 861, связанного с нарушением срока направления заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемое приложение к договору.
Управлением установлено, что 14.11.16 Банченко СМ. в адрес АО "НЭСК-электросети" подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ садоводческого участка N 380, расположенного по адресу: г. Геленджик, СНГ "Голубая долина" (далее - Объект).
Заявка получена и зарегистрирована в АО "НЭСК-электросети" 14.11.2016 N 1355.
По результатам рассмотрения заявки АО "НЭСК-электросети" в адрес Банченко С.М. направило письмо от 17.11.16 N 34.НС-3.0-06/5157, в котором указало, что дальнейшая работа по рассмотрению Заявки не представляется возможной, поскольку подается в сетевую организацию некоммерческим объединением либо его представителем. Заявитель указал, что при условии, осуществления садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке не/а территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию в соответствии с п. 8 (5) Правил. При этом согласно п. 10 з) Правил к заявке на технологическое присоединение необходимо представить копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.
Банченко С.М. сообщено, что дальнейшая работа по рассмотрению заявки на ТП не представляется возможной и приостановлена до представления соответствующих документов /сведений.
Согласно постановлению главы администрации г. Геленджика N 2547 от 25.09.1992 г. земельный участок N 380 изъят из пользования СНТ "Голубая долина".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее -Правила N 861).
Исходя из запрошенной мощности и согласно поданной заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, Управлением установлено, что Банченко С.М. относятся к категории потребителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (п. 3 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации. Таким образом, сетевая организация, в нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения N 861, не направила в адрес Банченко С.М. 2 экземпляра проекта договора и ТУ.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети", выразившихся в несоблюдении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, предусмотренного п. 15 Правил N 861, управлением установлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 24.05.17 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 600000 руб. Управлением учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При рассмотрении дела принимал участие представитель заявителя Михайленко П.В. по дов. от 01.01.17 N 09.НС-27/17-78.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 г. N 7-П юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и своевременных мер, направленных на исполнение требований валютного законодательства Российской Федерации.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
14.11.2016 в адрес филиала АО "НЭСК-электросети" "Гелендйкэлектросеть" (далее - филиал Общества) от Банченко С.М. поступила заявка физического лица на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВ включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) ЭПУ на земле сельскохозяйственного назначения для садоводства, расположенного по адресу: СНТ "Голубая долина" N 380, с максимальной мощностью 15 кВт.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами N 861.
В соответствии с п. 8 (5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.
Таким образом, исходя из данной нормы, в случае если заявитель не являются членом СНТ "Голубая долина", технологическое присоединение объектов данной категории заявителей осуществляется Сетевой организацией либо к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения. При этом сетевая организация, в силу закона, имеет право выбора объектов электросетевого хозяйства, к которым необходимо осуществить технологическое присоединение.
Определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, поскольку только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Только Сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, специализированная организация, с учетом всех объективных факторов, может дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объекта заявителя к тому или иному объекту электросетевого хозяйства.
Пунктом 8 (5) Правил N 861 определено, что технологическое присоединение объекта заявителя может быть осуществлено с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ "Голубая долина".
В абзаце "з" пункта 10 Правил N 861 предусмотрено, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце 3 пункта 8 (5) настоящих Правил, потребителем представляется копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации и публичной кадастровой карты г. Геленджик категория указанного земельного участка -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения гражданского садоводства и огородничества.
При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Банченко С.М. к сетям общества в соответствии с Правилами N 861, Сетевой организации необходимо осуществить мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства: трансформаторные подстанции, опоры линий электропередач, протяжка воздушных линий и т.п. в целях осуществления мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства необходимо осуществить сбор исходных данных, проектно-изыскательские работы с выделением земельных участков для размещения данных объектов, согласование с владельцами земельных участков по которым пройдет трасса проектируемой воздушной линии 0,4 кВ. Для строительства воздушной линии потребуется установка опор на земельных участках, принадлежащих иным лицам, в т.ч. членам СНТ "Голубая долина", с привлечением спецтехники, машин, механизмов и персонала.
В связи с изложенным, рассмотрев заявку, 17.11.16 филиалом общества в пределах срока, установленного пунктом 15 Правил N 861 в адрес Банченко С.М. направлен ответ N 34.НС-3.0-06/5457, согласно которому Банченко С.М. предложено направить копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. Указанный договор до настоящего времени в адрес общества Банченко С.М. не представлен.
Согласно позиции ФАС России, способ осуществления технологического присоединения (непосредственно или с использованием иных объектов инфраструктуры) определяется сетевой организацией самостоятельно. При этом ФАС России не ставит данное право Сетевой организации в зависимость от наличия/отсутствия договора на пользование инфраструктурой.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии виновных действий со стороны общества отсутствуют. Действия общества соответствуют Правилам N 861.
В рамках производства по административному делу, управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФ АС России от 24.05.2017 по делу N 78А/2017, а именно обществу предложено устранить допущенное нарушение, осуществить действия по направлению в адрес Банченко С.М., 2х экземпляров проекта договора и ТУ согласно поданной заявке от 14.11.16 N 1355.
В соответствии с п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Поскольку суд первой инстанции установил незаконность постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 78А/2017 от 24.05.17, то представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением управления от 24.05.17 по делу N 78А/2017 также следует признать недействительным как ненормативный правовой акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2017 по делу N А32-25256/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25256/2017
Истец: АО "НЭСК-Электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю