город Омск |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А46-931/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16465/2017) Администрации Омского муниципального района Омской области на определение Арбитражного суда Омской области об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником от 13.11.2017 по делу N А46-931/2017 (судья Долгалев Б.Г.)
по заявлению акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" (ИНН 5528011313, ОГРН 1025501857864)
к 1) Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528024993, ОГРН 1055553037650); 2) Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 14.12.2016 N 02-19/1121, обязании заключить договор
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Тодышев Александр Петрович, по доверенности N 20 от 28.12.2017 сроком действия до 31.12.2018;
от акционерного общества "Продовольственная корпорация "ОША" - Шантина Мария Олеговна, по доверенности б/н от 14.06.2017 сроком действия три года;
от Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,
установил:
Акционерное общество "Продовольственная корпорация "ОША" (далее - заявитель, Общества, АО "Продовольственная корпорация "ОША") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация Морозовского сельского поселения), Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрации Омского муниципального района) о признании незаконным отказа Администрации Морозовского сельского поселения, выраженного в письме от 14.12.2016 N 02-19/1121, в предоставлении в собственность АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с кадастровым номером 55:20:120201:3898, площадью 8 234 кв.м; обязании Администрации Омского муниципального района Омской области устранить нарушение прав АО "Продовольственная корпорация "ОША" путем заключения договоров купли-продажи на предоставление в собственность (без проведения торгов) АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с к/н 55:20:120201:3898, с местоположением: Омская обл., Омский р-н, д. Ракитинка, ул. Зеленая д. 1 общей площадью 8 234 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: коммунальное обслуживание в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отказ Администрации Морозовского сельского поселения от 14.12.2016 N 02-19/1121 в предоставлении в собственность АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с кадастровым номером 55:20:120201:3898, площадью 8 234 кв.м. признан незаконным.
Суд обязал Администрацию Омского муниципального района устранить нарушение прав АО "Продовольственная корпорация "ОША" путем заключения договоров купли-продажи на предоставление в собственность (без проведения торгов) АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с к/н 55:20:120201:3898, с местоположением: Омская обл., Омский р-н, д. Ракитинка, ул. Зеленая д. 1 общей площадью 8 234 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: коммунальное обслуживание в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
После вступления решения в законную силу 17.07.2017 АО "Продовольственная корпорация "ОША" выданы исполнительные листы Серия ФС 012660931, Серия ФС 012660932 на его принудительное исполнение.
09.10.2017 Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве N 32677/17/55027-ИП, возбужденном в отношении Администрации Омского муниципального района Омской области на основании решения суда по делу N А46-931/2017, на Администрации Морозовского сельского поселения.
В обоснование своих доводов Администрация Омского муниципального района Омской области указала, что решение суда не приведено в исполнение, а согласно действующему законодательству должником является Администрация Морозовского сельского поселения.
Определением Арбитражного суда Омской области от 13.11.2017 по делу N А46-931/2017 заявление Администрации Омского муниципального района о замене стороны правопреемником оставлено без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для процессуального правопреемства, предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда, а ссылка Администрации Омского муниципального района на невозможность исполнения решения не является доводом, свидетельствующем о возникновении процессуального правопреемства.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Омского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что на основании статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения. Данная норма является особенной по отношению к общей норме, определяющей орган местного самоуправления, наделенный правом предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена. Таким образом, выявление указанного обстоятельства фактически свидетельствует о невозможности и незаконности действий Администрации района предоставлять испрашиваемый обществом участок как акт завершения процедуры предоставления земельного участка, начатой Администрацией поселения.
Оспаривая доводы подателя жалобы, АО "Продовольственная корпорация "ОША" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Морозовского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Омского муниципального района поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "Продовольственная корпорация "ОША" возразил против доводов апелляционной жалобы, просил оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного судебного акта.
Как было сказано выше, АО "Продовольственная корпорация "ОША" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Морозовского сельского поселения и Администрации Омского муниципального района о признании незаконным отказа Администрации Морозовского сельского поселения, выраженного в письме от 14.12.2016 N 02-19/1121, в предоставлении в собственность АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с кадастровым номером 55:20:120201:3898, площадью 8 234 кв.м; обязании Администрации Омского муниципального района Омской области устранить нарушение прав АО "Продовольственная корпорация "ОША" путем заключения договоров купли-продажи на предоставление в собственность (без проведения торгов) АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с к/н 55:20:120201:3898, с местоположением: Омская обл., Омский р-н, д. Ракитинка, ул. Зеленая д. 1 общей площадью 8 234 кв.м.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Таким образом, с 01.03.2015 именно на Администрацию Морозовского сельского поселения возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом суд указал, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ с 01.01.2017 внесены изменения в абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым к Администрации Омского муниципального района перешли полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по заключению в отношении данных земельных участков договоров аренды, мены, соглашений об установлении сервитута, соглашений о перераспределении земель и земельных участков.
Учитывая изложенное, суд признал отказ Администрации Морозовского сельского поселения от 14.12.2016 N 02-19/1121 в предоставлении в собственность АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с кадастровым номером 55:20:120201:3898, площадью 8 234 кв.м, незаконным, а также обязал Администрации Омского муниципального района устранить нарушение прав АО "Продовольственная корпорация "ОША" путем заключения договоров купли-продажи на предоставление в собственность (без проведения торгов) АО "Продовольственная корпорация "ОША" земельного участка с к/н 55:20:120201:3898.
На основании части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Рассматриваемое заявление Администрации Омского муниципального района о процессуальном правопреемстве, как следует из его содержания, мотивировано положениями статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ.
Так, согласно норме указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Исходя из приведенных положений, Администрация Омского муниципального района считает, что лицом, на которого возлагается обязанность по устранению нарушения прав Общества, является Администрация Морозовского сельского поселения, принявшая решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что на основании приведенных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ оснований для процессуального правопреемства не возникло.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
То есть, замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном процессе производится, если правопреемство произошло в материальном гражданском правоотношении.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ вступила в силу с 01.01.2017 - одновременно с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из норм которой принято решение от 31.05.2017 по настоящему делу.
С учетом положений абзацев 2, 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ), вступивших в силу с 01.01.2017, суд обязал именно Администрацию Омского муниципального района устранить нарушение прав Общества.
После принятия решения Арбитражного суда Омской Области от 31.05.2017 по настоящему делу изменений в приведенные нормы Федеральных законов не вносилось.
Соответственно обстоятельство, положенное в основу заявления о процессуальном правопреемстве, на момент рассмотрения спора по существу и принятия решения по делу существовало.
Со своей стороны, возражений относительно предъявленного к ней Обществом требования Администрация Омского муниципального района не заявляла.
Отзыв указанного заинтересованного лица в материалах дела отсутствует. Представитель Администрации Омского муниципального района участие в судебных заседаниях не принимал.
Решение суда по делу не обжаловалось и вступило в законную силу.
Таким образом, податель жалобы не обосновал и не доказал наличие материально-правовых оснований для процессуального правопреемства, возникших после принятия решения по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что приведенные Администрацией Омского муниципального района доводы направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда, поскольку законность и обоснованность требования Общества к указанному заинтересованному лицу подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2017.
Оснований для переоценки установленных вступившим в законную силу решением обстоятельств, в том числе, в части предъявления требований к надлежащему лицу, при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве не имеется. Иное противоречит принципу обязательности судебных актов.
Ссылка Администрации Омского муниципального района на невозможность исполнения решения также не является доводом, свидетельствующем о возникновении процессуального правопреемства.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявления Администрации Омского муниципального района о замене стороны правопреемником суд первой инстанции отказал обоснованно.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Омской области от 13.11.2017 по делу N А46-931/2017 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Определение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба Администрации Омского муниципального района подлежит оставлению без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Омской области об отказе в удовлетворении заявлении о замене стороны правопреемником от 13.11.2017 по делу N А46-931/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-931/2017
Истец: АО "Продовольственная корпорация "ОША"
Ответчик: Администрация Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области
Третье лицо: Межрайонный отдел (подразделение) Федеральной службы судебных приставов по особым исполнительным производствам по Омской области, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8/18
29.01.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16465/17
18.09.2017 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-931/17
31.05.2017 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-931/17