Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф05-4051/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А40-80709/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Е.А. Сазоновой,
судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального предприятия "Водоканал города Рязани"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2017 г.
по делу N А40-80709/17, принятое судьей Скворцовой Е.А. (шифр судьи 137-742)
по иску Муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (ОГРН 1026200870904, 390027, Рязанская область, г. Рязань, шоссе Касимовское, д. 9)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, 119021, г. Москва, проспект Комсомольский, д. 18, стр. 3)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о взыскании задолженности в размере 238 272 руб. 95 коп., неустойки в размере 7 224 руб. 78 коп., с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2017 года по делу N А40-80709/17 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между сторонами заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 7045 от 20.08.2015 года.
Согласно п. 1.1 договора истец обязался отпустить ответчику воду питьевого качества из коммунального водопровода, принимать сточные воды в систему коммунальной канализации в целях обеспечения предоставления Потребителям в многоквартирных жилых домах коммунальных услуг согласно заявки Исполнителя и в соответствии с техническими условиями на присоединение объекта.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 5, 7.3 договора ООО "ГУЖФ" взяло на себя обязательства оплачивать услуги МП "Водоканал города Рязани".
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что истцом взятые на себя обязанности выполнены надлежащим образом, а именно за период с 01.12.2016 года по 31.01.2017 года ответчику было поставлено 25375 м. куб. воды и принято 35512 м. куб. стоков.
Однако ответчик оказанные услуги в полном объеме не оплатил, в связи с чем, сумма задолженности Ответчика перед Истцом составляет 238 272,95 руб.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно частично удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые и собственникам, и нанимателям помещений жилых домов. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом споре услуги по водоснабжению, по приему сточных вод оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами N 354. Правила N 354 являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению, при этом положения Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил N 167 подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам N 354. Согласно пункту 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы был транслирован в Правила N 124.
Пунктом 21 Правил N 124 определена формула расчета объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабже-ния в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
Расчет ответчика в отношении домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, основан на формуле, указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124,и соответствует требованиям жилищного законодательства соответствует требованиям жилищного законодательства.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354, в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, пред оставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквар тирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее -Правила N 306).
Согласно абзацу 2 пункта 29 Правил N 306 (в редакции от 28.03.2012), норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды. В связи с изданием Постановления N 344 редакция пункта 29 Правил N 306 была изменена, а именно абзац 2 указанного пункта был признан утратившим силу. Пунктом 2 Постановления N 344 постановлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги - водоотведение, предоставленной на общедомовые нужды, с 01.06.2013 не был утвержден, а, следовательно, к оплате ответчику и гражданам объем водоотведения по нормативу на общедомовые нужды предъявлен быть не может.
Правилами N 354 предусмотрен расчетный способ определения объема водоотведения жилого дома. Согласно пункту 4 Правил N 354 (в редакции от 22.08.2012), потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имуществ, а в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением N 344 были исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Пунктом 43 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается для водоотведения, исходя из суммарного объема потребленных холодной и горячей воды.
ООО "ГУЖФ" определил подлежащий оплате объем отведенных истцом бытовых стоков равным объемам стоков из жилых в многоквартирном доме, а именно: сумме показаний индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС по помещениям, оборудованным ИПУ, и нормативов потребления ХВС и ГВС.
Разницей между результатами, полученными этими двумя методами, является объем водоотведения на общедомовые нужды. При этом необходимо принимать во внимание, что управляющая компания, не являющаяся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате энергоснабжения при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующим предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению объема энергоснабжения в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и энергоснабжающей компанией и, как следствие, к неосновательному обогащению либо убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии за исключением оплаты, получаемой от жильцов (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10, от 24.07.2012 N 3993/12).
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.07.2016 N 307-ЭС 15-9062 (дело А42-5597/2014).
Ответчиком произведен расчет объема сточных вод в соответствии с действующим законодательством и позицией Верховного суда РФ, по потреблению в жилые помещения по показаниям ИПУ при отсутствии показаний ИПУ - по нормативу. Представленный ответчиком расчет, согласно которого в декабре 2016 года задолженность со стороны ООО "ГУЖФ" отсутствует, а переплата составляет 35 950 руб. 81 коп.; в январе 2017 года задолженность составляет 91 559 руб. 49 коп.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность за оказанные услуги в размере 91 559 руб. 49 коп.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил требование истца о взыскании неустойки, в соответствии со ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в размере 5 059,79 руб.
Истец, в обоснование своей жалобы о порядке определения объема услуги сточных вод, ссылается на пп.4 п. 21 Правил 124 в редакции пп. (4) Постановления Правительства РФ от 26.12.2016N 1498.
Указанные ссылки истца отклоняются апелляционной коллегией, поскольку подпункт вступает в силу с 01.06.2017 года.
Между тем настоящий спор заявлен по поставкам коммунальных ресурсов в период с декабря 2016 по январь 2017 г., в связи с чем, необходимо применять законодательство, действующее в период оказания услуг, то есть без учета изменений, внесенных абзацами 50 - 50 подпункта "в" пункта 4 Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, т.к. они вступают в силу только 01.06.2017.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2017 по делу N А40-80709/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия "Водоканал города Рязани"- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80709/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф05-4051/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МП "Водоканал города Рязани"
Ответчик: ООО "ГУ жилищным фондом", ООО ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ