г. Саратов |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А06-3636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Астраханского филиала Золотарева С.И., действующего на основании доверенности от 19.06.2017 N 29, представителя Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кудлатова Д.А., действующего на основании доверенности от 27.12.2017 N 53,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Астраханского филиала
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2017 года по делу N А06-3636/2017 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (127055, г. Москва, ул. Сущёвская, д. 19, строение 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454) в лице Астраханского филиала (414016, г. Астрахань, ул. Капитана Краснова, д. 31)
к Волжскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (603001, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 21 "Е", ОГРН 1055238037183, ИНН 5260148375) в лице Астраханского линейного отдела (414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 1/17),
заинтересованное лицо: акционерное общество "Морской торговый порт Оля" (416425, Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, д. 29, ОГРН 1027719009702, ИНН 7719257030)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Астраханского филиала (далее - ФГУП "Росморпорт", заявитель, предприятие) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Астраханского линейного отдела (далее - административный орган, Астраханский линейный отдел Волжского УГМРН Ространснадзора) от 17.02.2017 N 1.
Решением суда первой инстанции от 17 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГУП "Росморпорт" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Астраханский линейный отдел Волжского УГМРН Ространснадзора, акционерное общество "Морской торговый порт Оля" (далее - АО "Морской торговый порт Оля") в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Морской торговый порт Оля" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.07.2008, 18.07.2005 у ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения находятся причалы, расположенные по адресу: Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, - вторая очередь пионерного причала в морском порту Оля; причал N 3 контейнерный; пионерный причал в морском порту Оля (т. 1, л.д. 146-148).
Сроки действия деклараций соответствия портового гидротехнического сооружения установленным требованиям в отношении причалов N 1; N 2; N 3 истекли 30.09.2016 (т. 2, л.д. 4-9).
Письмом от 16.12.2016 N АП-575 и.о. капитана морского порта Оля сообщил Астраханскому линейному отделу Волжского УГМРН Ространснадзора о завершении срока действия деклараций портовых гидротехнических сооружений - причалов N 1, N 2, N 3, находящихся на балансе Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт", и непринятии мер по обеспечению безопасного режима эксплуатации причалов со стороны Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" (т. 1, л.д. 106-107).
На основании распоряжения от 20.01.2017 N 01-09/07 Волжским УГМРН Ространснадзора проведена внеплановая документарная проверка Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт", по результатам которой составлен акт от 17.02.2017 N 1А.
В ходе проверки административным органом установлено, что Астраханским филиалом ФГУП "Росморпорт" допущена эксплуатация грузовых причалов N 1, N 2, N 3 без деклараций о соответствии требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
17.02.2017 административным органом предприятию выдано предписание N 1, согласно которому Астраханскому филиалу ФГУП "Росморпорт" надлежит в срок до 01.06.2017 исполнить (подготовить) декларации соответствия гидротехнических сооружений причалов N 1, N 2, N 3 Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620; предъявить декларации соответствия гидротехнических сооружений причалов N 1, N 2, N 3 Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт", а также материалы обследования, являющиеся основой декларирования гидротехнических сооружений (т. 1, л.д. 42 - 43).
Полагая, что предписание от 17.02.2017 N 1 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы предприятия, ФГУП "Росморпорт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом.
Согласно пункту 2 Технического регламента он распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования)
К объектам технического регулирования в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Технического регламента относятся объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Требования технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента (пункт 6 Технического регламента).
Согласно пункту 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Согласно требованиям Технического регламента объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации (пункт 189 Технического регламента); при возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения (пункт 195 Технического регламента); после приемки работ, связанных с реконструкцией объекта инфраструктуры морского транспорта, или работ, позволяющих значительно изменить режим эксплуатации этого объекта, производится внеочередное обследование сооружения аккредитованным испытательным центром и эксплуатирующая организация на основе проведенного обследования разрабатывает декларацию соответствия (пункт 230 Технического регламента).
Пунктом 254 Технического регламента определено, что ответственность за несоответствие объектов технического регулирования или связанных с ними процессов проектирования, изысканий, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ремонта требованиям настоящего технического регламента возлагается на проектировщиков, строителей (изготовителей) и эксплуатирующие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларирование соответствия осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации /и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно пункту 183 Технического регламента эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Поскольку портовые гидротехнические сооружения - причалы N 1, N 2, N 3 принадлежат на праве хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт", то, как верно указал суд первой инстанции, именно предприятие является эксплуатирующей организацией, которая должна обеспечить выполнение требований безопасности эксплуатации причалов.
Обязанность по подготовке и предъявлению декларации соответствия гидротехнических сооружений причалов и материалов, являющихся основой декларирования, возложена нормативными правовыми актами на ФГУП "Росморпорт" как на эксплуатирующую организацию.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что обязанность по подготовке и предъявлению декларации соответствия гидротехнических сооружений подлежит исполнению АО "Морской торговый порт Оля", которому портовые гидротехнические сооружения "Пионерный причал", "Вторая очередь пионерного причал", "Причал N 3 (контейнерный)", принадлежащие ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения, переданы в аренду по договору от 18.10.2007 N 507/ДО.
В соответствии с пунктом 2.1.6 договора аренды от 18.10.2007 N 507/ДО, заключенного между ФГУП "Росморпорт" (арендодатель) и АО "Морской торговый порт Оля" (арендатор), арендодатель обязуется производить капитальный ремонт Объектов, ремонт в соответствии с декларациями о готовности причалов, поддерживать глубины у причалов.
Указанное обстоятельство также подтверждает, что обязанность по подготовке и предъявлению декларации соответствия гидротехнических сооружений причалов и материалов, являющихся основой декларирования, возложена на ФГУП "Росморпорт" как на лицо, осуществляющее капитальный ремонт объектов, ремонт в соответствии с декларациями о готовности причалов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ФГУП "Росморпорт" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2017 года по делу N А06-3636/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3636/2017
Истец: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт" в лице Астраханского филиала
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.Волжское управление государственного морского и речного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.Волжское управление государственного морского и речного надзора.Астраханский линейный отдел.
Третье лицо: АО "Морской торговый порт Оля"