г. Владивосток |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А59-1737/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бугаева Валерия Александровича
апелляционное производство N 05АП-5189/2018
на решение от 05.06.2018 судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-1737/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Бугаева Валерия Александровича (ИНН 650902987496, ОГРНИП 306650923400101)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (ОГРН 1136509000870, ИНН 6509022512)
об обязании признать деятельность истца в рамках заключенных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом деятельностью по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам
в отсутствие извещенных сторон
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бугаев Валерий Александрович (далее - предприниматель, ИП Бугаев В.А.) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - управление) об обязании признать деятельность истца в рамках заключенных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом деятельностью по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Бугаев В.А. обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что судом первой инстанции не в полном объеме определены обстоятельства, имеющие значение для вынесения законного и мотивированного решения.
Так, апеллянт утверждает, что на основании заключенных с управлением в 2015 году договоров на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулярные перевозки осуществляются им по нерегулируемым тарифам, поскольку как до, так и после заключения договоров тариф для него не устанавливался, а его деятельность по перевозке пассажиров не субсидировалась.
При этом, ссылаясь на Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок), податель жалобы указывает, что путем выдачи ему карт маршрутов регулярных перевозок на сроки действия ранее заключенных договоров, управление совершило действия, свидетельствующие о согласии со сведениями предпринимателя об осуществлении им деятельности по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам, поскольку, как считает заявитель жалобы, только в этом случае уполномоченный орган власти в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок выдает перевозчику соответствующие карты маршрута.
Однако, по мнению заявителя, суд при разрешении спора, не принял во внимание положения Закон об организации регулярных перевозок, не придал значения представленным в материалы дела доказательствам и фактически сложившимся между истцом и ответчиком отношениям.
Кроме того, заявитель жалобы полагает неверным вывод суда о том, что невыдача ИП Бугаеву В.А.свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок является следствием отсутствия у последнего права на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Холмский городской округ" (заказчик) и ИП Бугаевым В.А. (перевозчик), на основании протоколов рассмотрения конкурсных заявок заключены договоры на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по которым заказчик поручил, а перевозчик принял на себя обязательство на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а именно: N 8 от 17.02.2015 по пригородному маршруту N 174 - Холмск - Пятиречье - Яблочный распадок - Холмск; N 9 от 17.02.2015 по пригородному маршруту N 194 - Холмск - Калинино - Холмск; N 10 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 4 в г. Холмске ул. 60 лет Октября - Советская - пл. Ленина - Киевская - пл. Ленина - Советская - 60 лет Октября; N 11 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 2 в г. Холмске ул. 60 лет Октября - Советская - Холмск (южный) - пл. Ленина - Советская - 60 лет Октября; N 12 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 12 в г. Холмске ул. Первомайская - пл. Ленина - Холмск (южный) - Советская - 60 лет Октября - Советская - Холмск (южный) - пл. Ленина - Первомайская; N 13 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 8 в г. Холмске ул.Первомайская - пл. Ленина - Холмск (южный) - Первомайская - Железнодорожная - Советская - Холмск (южный) - пл. Ленина - Первомайская; N 14 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 5 в г. Холмске ул.Первомайская - пл. Ленина - Холмск (южный) - Советская - Холмск (северный) - Мичурина - Холмск (северный) - Советская - Холмск (южный) - пл. Ленина - Первомайская; N 15 от 17.02.2015 по регулярному маршруту N 1 в г. Холмске ул. А.Макарова - ул. Первомайская - пл. Ленина - Холмск (южный) - Советская - ул.А.Макарова; N 16 от 17.02.2015 по пригородному маршруту N 172 - Холмск - Чистоводное - Ожидаево - Чистоводное - Холмск; N 17 от 25.03.2015 по пригородному маршруту N 164 - Холмск - Люблино - Холмск; N 18 от 25.03.2015 по пригородному маршруту N 165 - Холмск - Костромское - Холмск; N 30 от 16.04.2015 по пригородному маршруту N 173 - Холмск - Садовники - Холмск.
Указанные маршруты включены в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом муниципального образования Холмский городской округ, утвержденный Постановлением администрации МО "Холмский городской округ" N 1250 от 20.07.2017.
ИП Бугаев В.А. 06.10.2017 обратился в администрацию МО "Холмский городской округ" с заявлением о внесении изменений в Реестры муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом МО "Холмский городской округ" в отношении маршрутов, по которым Бугаев В.А. осуществляет перевозки, с изменением вида тарифа на "нерегулируемый тариф", выдаче ему новых свидетельств об осуществлении перевозок и новых карт маршрута.
В ответе на обращение ИП Бугаева В.А. (исх. N 2799-ОП от 03.11.2017) управление сообщило об отсутствии необходимости организации транспортного обслуживания населения по нерегулируемым тарифам.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как установлено пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", к вопросу местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном на муниципальных маршрутах регулярных перевозок Холмского городского округа регулируются Законом об организации регулярных перевозок и Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах муниципального образования "Холмский городской округ", утвержденным постановлением администрации МО "Холмский городской округ" N 1251 от 20.07.2017.
Согласно статье 1 Закона об организации регулярных перевозок, вступившего в силу 14.07.2015, данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 1 пункта 19 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок определено, что документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
При этом карта маршрута (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок) представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок наряду с указанными в статье 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты).
Как предусматривает часть 1 статьи 19 Закона об организации регулярных перевозок свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Согласно части 2 статьи 19 указанного Закона, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Частью 2 статьи 25 названного Закона установлено, что ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Статьей 39 Закона об организации регулярных перевозок определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок в течение тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования данного Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок.
Частью 2 этой же статьи Закона об организации регулярных перевозок определено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Как установлено судом, сведения о маршрутах, по которым ИП Бугаев В.А. осуществляет перевозки пассажиров, по состоянию на 23.04.2018 включены в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом муниципального образования "Холмский городской округ", утвержденный Постановлением администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от 10.10.2017 N 1701. При этом в указанном реестре содержатся сведения о перевозчике ИП Бугаеве А.В. как о перевозчике, осуществляющем деятельность по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что осуществление ИП Бугаевым В.А. своего права на перевозки пассажиров и багажа не может осуществляться им самостоятельно по собственному выбору, поскольку условия ведения данной деятельности императивно закреплены законодательством, находятся в компетенции органов местного самоуправления (применительно к организации перевозок в Холмском городском округе), суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требований предпринимателя об обязании признать его деятельность в рамках заключенных договоров деятельностью, осуществляемой по регулярным маршрутам нерегулируемым тарифам.
Вопреки доводам апеллянта, выдача ему ответчиком карт маршрутов регулярных перевозок не является основанием для вывода о возникновении у последнего безусловной обязанности по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок в условиях отсутствия на территории муниципального образования "Холмский городской округ" регулярных маршрутов, осуществляемым по нерегулируемым тарифам.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.07.2018 по делу N А59-1737/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1737/2018
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2018 г. N Ф03-5054/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Бугаев Валерий Александрович
Ответчик: Управление ЖКХ администрации МО "Холмский городской округ"