г. Пермь |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А60-37265/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Бородулиной М.В., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Администрации городского округа Первоуральск,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2017,
принятое судьей Курганниковой И.В.,
по делу N А60-37265/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243)
к Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания",
об обязании восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Даниловское" (далее - истец, ООО УК "Даниловское") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице администрации городского округа (далее - ответчик, администрация городского округа Первоуральск) о возложении обязанности восстановить (привести в технически исправное состояние) наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в многоквартирные дома NN 66, 70,72 по ул. Ватутина, NN 15А, 15Б, 17А, 19А, 19Б по ул. Ленина в г. Первоуральске.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - третье лицо, ООО "СТК").
Решением суда первой инстанции от 31.10.2017 иск удовлетворен. На администрацию городского округа Первоуральск возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в силу восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в многоквартирные дома NN 66, 70,72 по ул. Ватутина, NN 15А, 15Б, 17А, 19А, 19Б по ул. Ленина в г. Первоуральске.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не предусмотрено такое понятие как "восстановление циркуляционного водопровода". При этом в ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что спорный циркулярный трубопровод отсутствует, соответственно комплекс мероприятий по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры) предполагает строительство нового объекта. Между тем соответствующие мероприятия в инвестиционную программу, которая разрабатывается на три года и не подлежит ежегодному пересмотру, не включены. Кроме того, заявитель ссылается на возможное нарушение бюджетного законодательства при исполнении данного решения.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома N N 66, 70,72 по ул. Ватутина, NN 15А, 15Б, 17А, 19А, 19Б по ул. Ленина в г. Первоуральске находятся в управлении ООО УК "Даниловское", что подтверждается протоколами общего собрания собственников.
Поставщиком коммунальной услуги горячее водоснабжение в отношении указанных домов является третье лицо - ООО "СТК", исходя из фактически сложившихся взаимоотношений, в отсутствие надлежащим образом оформленного договора горячего водоснабжения.
Ссылаясь на то, что поставка горячей воды в упомянутые многоквартирные дома осуществляется с низким температурным режимом, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных домах коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в данные дома, органы местного самоуправления бездействуют при решении этого вопроса, общество УК "Даниловское" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из их законности и обоснованности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда не установил.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав называет присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Судом первой инстанции установлено, что подаваемая от центрального теплового пункта N 8 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирные дома NN 66, 70,72 по ул. Ватутина, NN 15А, 15Б, 17А, 19А, 19Б по ул. Ленина на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю температура, что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированными коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды, а также актами замеров.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры общество "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 8 до стен многоквартирных домов N 66, 70, 72 по ул. Ватутина, N 15А, 15Б 17А, 19А, 19Б по ул. Ленина.
По результатам данных обследований установлены следующие обстоятельства:
в жилых домах предусмотрено наличие системы централизованного горячего водоснабжения и циркуляционного трубопровода для нее;
жилые дома не оборудованы локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием, предназначенным для приготовления горячей воды;
внутридомовые трубопроводы горячего водоснабжения технически исправны;
на вводах имеются места для прокладки наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, за исключением дома N 72 по ул. Ватутина, где указанный трубопровод имеется, однако он не функционирует из-за отсутствия присоединения к ЦТП N 8;
внутридомовые циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения не функционируют из-за отсутствия наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения;
техническая возможность восстановления наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения имеется.
При составлении составлений заключений Т3316.Д-70, Т3316.Д-71, Т3316.Д-74, Т3316.Д-75, Т3316.Д-76, Т3316.Д-78, Т3316.Д-79, Т3316.Д-95 были учтены требования следующих строительно-технических документов:
В соответствии с п. 3.1.12 СанПиН 2.1.42496-09 при длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Согласно п. 5.2.5 СП 30.133330.2012 в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже указанной в 5.1.2 следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора.
В п. 5.2.7 названного свода правил предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой более 4-х этажей водоразборные стояки следует объединять кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого водоразборного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы.
Как следует из п. 6.4.14 СП 30.133330.2012, непрерывность движения водопроводной воды следует обеспечивать применением циркуляционных схем водоснабжения.
В соответствии с п. 5.5, 5.7 СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" (далее - СНиП 2.04.01-85*) разрешается не предусматривать циркуляцию горячей воды в системах централизованного горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной в разд.2 настоящих норм.
В жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Таким образом, наличие причинно-следственной связи между отсутствием наружного циркуляционного трубопровода и невозможностью обеспечить подачу горячей воды надлежащей температуры материалами дела подтверждена.
Из актов и технических заключений однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 8 до ввода в указанные многоквартирные дома.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
Кроме того, как следует из указанных выше материалов обследований, место для прокладки внутреннего циркуляционного трубопровода также имеется, в связи с чем имеется и техническая возможность его восстановить; между тем, восстановление только внутреннего циркуляционного трубопровода без восстановления наружного циркуляционного трубопровода не может обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества. По пояснению истца, им принимаются меры к решению с собственниками помещений в МКД вопросов, в том числе финансовых, касающихся необходимости восстановления внутреннего циркуляционного трубопровода, как общего имущества МКД.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в п. 20 ч. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск, к полномочиям Администрации городского округа Первоуральск по решению вопросов местного значения относится создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав городского округа Первоуральск), администрация городского округа Первоуральск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 указанного Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Как предусмотрено в ст. 6 Устава городского округа Первоуральск, к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск (подп. 3); организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 31 Устава городского округа Первоуральск предусмотрены следующие полномочия администрации по решению вопросов местного значения, в том числе:
осуществление функций уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе: определение способов осуществления закупок, принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупок, размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
создание условий для организации в границах городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Одновременно в соответствии с решением Первоуральской городской Думы от 22.12.2016 N 537 "О бюджете городского округа Первоуральск на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов" администрация городского округа Первоуральск является главным распорядителем бюджетах средств.
Как следует из ч. 2 ст. 31 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск, утвержденного решения Первоуральской городской Думы от 29.05.2014 N 140 (далее - Положение о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск), исполнение бюджета городского округа Первоуральск обеспечивается администрацией городского округа Первоуральск.
В силу ч. 3 ст. 37 названного Положения проект решения о внесении изменений представляет в Думу Глава администрации городского округа Первоуральск.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 30 Устава городского округа Первоуральск администрация городского округа Первоуральск обладает правами юридического лица.
Таким образом, Администрация городского округа Первоуральск, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Первоуральск, обладает всеми полномочиями для обеспечения исполнения решения суда по рассматриваемому делу. Необходимость в привлечении к участию в рассматриваемом деле какого-либо функционального органа, в том числе Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск, отсутствует.
Довод Администрации городского округа Первоуральск о том, что единственным способом исполнения решения суда по рассматриваемому делу является предусмотренный Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" механизм реализации инвестиционной программы третьего лица, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Обязанность ресурсоснабжающей организации по формированию инвестиционной программы, обоснованию инвестиционной надбавки к тарифу не свидетельствует об освобождении органов местного самоуправления от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения, предусмотренных указанным федеральным законом, а также Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что одной из составляющих экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность (ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), к расходным обязательствам местного бюджета относится содержание муниципального имущества. Данный вывод подтверждается реестром расходных обязательств городского округа Первоуральск на период 2015-2016, размещенным на сайте администрации городского округа Первоуральск.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Статьей 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 35 пункта 1 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав ГО Первоуральска), к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Устава ГО Первоуральск управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией городского округа Первоуральск в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией городского округа.
Соответственно, именно Администрация городского округа Первоуральск как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования городского округа Первоуральск и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения лежит на ГО Первоуральск.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных фактических обстоятельств по делу, при этом судом первой инстанции исследованы все представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Выводы, содержащиеся в решении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по иску не взыскивается с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2017 года по делу N А60-37265/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37265/2017
Истец: ООО УК "ДАНИЛОВСКОЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
Третье лицо: ООО "Свердловская теплоснабжающая компания"