Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2018 г. N Ф07-4685/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А56-59005/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Исаева В.А. - доверенность от 01.12.2016, Сукнотов Д.В. - паспорт, решение N 1 от 09.03.2016;
от ответчика (должника): Семиндеева А.И. - доверенность от 27.12.2017, Лонгинова П.Д. - доверенность от 27.12.2017, Руднев А.В. - доверенность от 28.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32414/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2017 по делу N А56-59005/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "ТРАК-ЦЕНТР"
к Балтийской таможне
о признании недействительным решения о классификации товара
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАК-ЦЕНТР" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - таможня) от 10.07.2017 N РКТ-10216160-17/000047 о классификации товара.
Решение суда от 30.10.2017 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстацнии, Балтийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30.10.2017 отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает Балтийская таможня, в рассматриваемом случае следовало применить Правило 3а ОПИ, так как в товарной позиции 8483 спорный товар описан наиболее полно. Кроме того, судом неправомерно не приняты во внимание Пояснения В) к товарной позиции 8483 и Пояснения пункта II (части) к разделу XVI ЕТН ВЭД, исходя из содержания которых части машин товарных позиций 8425-8430, в случае если они сами образуют изделие, охваченное одной из товарных позиций данного раздела, включаются в соответствующие товарные позиции, даже если они специально предназначены для работы в качестве части конкретной машины.
В судебном заседании представители Балтийской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители Общества доводы жалобы отклонили по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, представленного отзыва и заслушав мнение представителей СЗТУ и Балтийской таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Обществом (покупатель) и "DAECHANG FORGING CO., LTD" (Корея) (продавец) 28.06.2016 заключен внешнеторговый Контракт N 7, в соответствии с условиями которого продавец принял на себя обязанность поставить запасные части, а покупатель обязался принять и оплатить их. Номенклатура, ассортимент, единицы измерения, количество, вес за единицу товара, цена, стоимость и порядок оплаты, а также условия поставки каждой партии товара, сроки поставки, страна происхождения определялись в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью указанного контракта.
В рамках указанного контракта стороны подписали спецификацию N 8, согласно которой продавец обязался поставить Обществу следующие товары:
1) D65E-12 группа сегментов D85ESS-2- 30 шт.
2) D6M группа сегментов 5х5 - 38 шт.
Общество 04.07.2017 с целью таможенного оформления ввезенного товара представило в таможню декларацию на товары (ДТ) N 10216160/040717/0004702, в том числе на товар N 2, где в графе 31 указало следующие сведения: "стальной сегмент звездочки ведущего колеса ходовой части и самоходных гусеничных машин, представляет собой дугообразное зубчатое изделий с отверстиями для крепежных болтов, с помощью которых осуществляется крепление". Указана также дополнительная информация о товаре: "D65E-12 SEGMENT 2GROUP, 3х18, комплект для 30 колес; D6M SEGMENT 2GROUP 5х10, комплект для 38 колес.
В графе 33 ДТ общество заявило классификационный код товара по ЕТН ВЭД ТС 8431 49 800 9 как "части гусеничных бульдозера и экскаватора, стальные, литые: группа сегментов, являющихся частью колеса ведущего (звездочки), передающего вращение от двигателя к гусеничной ленте".
Таможенным органом 06.07.2017 был проведен досмотр контейнера. Выявлено несоответствие заявленного в декларации кода ТН ВЭД.
По результатам проверки Таможней принято решение от 10.07.2017 N РКТ-10216160-17/000047 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому товар N 2 отнесен к товарной подсубпозции 8483 90 890 9: "стальной сегмент звездочка ведущего колеса ходовой части самоходных гусеничных машин. Представляет собой дугообразное зубчатое изделие с отверстиями для крепежных болтов, с помощью которых осуществляется крепление сегмента к ведущему колесу. Количество сегментов с маркировкой DCF 1-0019 05У1-270 штук, количество сегментов с маркировкой DCF 1-0661 62y4- 190 штук".
Не согласившись с классификационным решением Таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности таможенным органом правомерности классификации спорного товара в товарной позиции 8483 ЕТН ВЭД ТС.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 52 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 51 ТК ТС установлено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (ТН ВЭД ТС) и "Единый таможенный тариф Таможенного союза", которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28 января 2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение N 522).
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД, в том числе последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации
Согласно Положению (пункты 5 и 6) ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара.
Как уже было установлено выше, общество квалифицировало товар в подсубпозиции 8431 49 800 9 ЕТН ВЭД ТС, куда относятся "части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430: - машины или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430: -- прочие: --- прочие; ---- прочие".
В товарной подсубпозиции 8483 90 890 9 ЕТН ВЭД ТС классифицируются: "валы трансмиссионные (включая кулачковые и коленчатые) и кривошипы; корпуса подшипников и подшипники скольжения для валов; шестерни и зубчатые передачи; шариковые или роликовые винтовые передачи; коробки передач и другие вариаторы скорости, включая гидротрансформаторы; маховики и шкивы, включая блоки шкивов; муфты и устройства для соединения валов (включая универсальные шарниры): - зубчатые колеса, цепные звездочки и другие элементы передач, представленные отдельно; части: --- прочие; ---- прочие".
Общество, классифицируя товар в товарной подсубпозиции 8431 49 800 9 ЕТН ВЭД, исходило из того, что ввезенные им сегменты являются частью бульдозера, который классифицируется в товарной позиции 8429, и данные сегменты являются исключительно частью переднего ведущего колеса бульдозера и более нигде не используются.
Таможенный орган полагал, что в данном случае следовало применить правила 1, 3а и 6 ОПИ, так как, по его мнению, в товарной подсубпозиции 8483 90 содержится наиболее полное наименование товара - зубчатые колоса, цепные звездочки; части.
Вместе с тем, согласно Примечанию 2 к разделу XVI ЕТН ВЭД ТС, при условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:
(а) части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
(б) другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517.
(в) все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции 8487 или 8548.
Таким образом, исходя из логического толкования вышеприведенных правил следует однозначный вывод о том, что части машин товарной позиции 8429, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции должны квалифицироваться вместе с этими машина или в одной из указанных в пункте б) товарных позиций, в рассматриваемом случае, в товарной позиции 8431.
Ключевым принципом для такого подхода при решении вопроса о классификации товара является определение того, используются ли такие части машин "исключительно или главным образом" с машиной или с таким же типом машин, относящихся, в том числе к товарной позиции 8429.
Согласно Пояснениям (II) ЧАСТИ к разделу XVI ЕТН ВЭД ТС части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте (1) выше.
Однако для следующих частей выделены самостоятельные товарные позиции: части оборудования товарных позиций 8425 - 8430 (товарная позиция 8431) (Б.).
Указанные выше правила не относятся к частям, которые сами образуют изделие, охваченное одной из товарных позиций данного раздела; они во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции, даже если они специально предназначены для работы в качестве части конкретной машины.
В частности, это относится к следующим частям: трансмиссионные валы, кривошипы, корпуса подшипников, подшипники скольжения, зубчатые колеса и зубчатые передачи (включая фрикционные передачи, коробки передач и другие редукционные механизмы), маховики, шкивы и блоки шкивов, муфты и устройства для соединения валов (товарная позиция 8483) (6).
Суд первой инстанции, проанализировав как примечания к разделу XVI ЕТН ВЭД ТС, так и Пояснения к этому же разделу, рекомендованные к применению Коллегией евразийской экономической комиссии (от 12.03.2013 N 4, от 07.11.2017 N 21), пришел к обоснованному выводу о том, что к товарной позиции 8431 можно отнести именно части машин и оборудования, которые являются неотъемлемыми составными частями этих машин и оборудования, подлежащими использованию исключительно и преимущественно для оборудования, в рассматриваемом случае бульдозера, так как согласно вышеприведенным Правилам ОПИ классификация товара должна быть осуществлена исходя из основного его предназначения.
В данном случае сегменты ведущего колеса бульдозера, которые используются исключительно с оборудованием ходовой части бульдозера, формируя его ведущее колесо, правомерно к классифицированы Обществом в товарной подсубпозиции 8431 49 800 9, как "группа сегментов ведущего колеса (звездочки) бульдозера D 375А-1", а не в товарной позиции 8483 в качестве самостоятельного изделия, либо части самостоятельного изделия в виде зубчатого колеса, цепной звездочки и других элементов передач.
Как обоснованно указал суд, принимая во внимание также представленную техническую документацию на спорный товар, сегменты ведущего колеса (звездочки) бульдозера по своему предназначению подлежат использованию только в оборудовании ходовой части бульдозера, формируя его ведущее колесо, и являясь основной и неотъемлемой частью механизма передвижения бульдозера. При этом, сегменты ведущего колеса могут быть собраны и функционировать только со всеми элементами ведущего колеса, товар определенного артикула применяется в бульдозерах конкретного вида. При этом эксплуатация бульдозера без данного товара (соответствующего артикула) невозможна.
Как установлено судом на основании анализа представленных в материалы дела документов, товар - Арт. TCS 1606 модель S01D076TA125 - D65E-12 группа сегментов D85ESS-2 применяется только в бульдозерах KOMATSU D65; товар - Арт. TCS 1606 модель S01D076TA125 D6M группа сегментов 5х5" применяется только в бульдозерах CATERPILLAR D6-N.
Товары предназначены для использования в формировании ведущего колеса, который является элементом ходовой части бульдозера KOMATSU D65 и CATERPILLAR D6-N и по своему предназначению подлежат использованию только в оборудовании ходовой части указанных типов бульдозера.
Кроме того, спорный товар в сборе официально именуется ведущим колесом, а не зубчатым колесом, то есть не является частью зубчатого колеса, что также не было учтенной таможенным органом при классификации товара в подсубпозиции 9493 90.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что отнесение таможенным органом спорного товара к товарной подсубпозиции 8483 90 основано на неверном толковании и применении Основных правил интерпретации ТН ВЭД с учетом примечания 2 к разделу XVI ЕТН ВЭД ТС.
Установив несоответствие оспариваемого решения Таможни статье 52 ТК ТС и ОПИ ЕТН ВЭД ТС, суд признал его недействительным.
По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 октября 2017 года по делу N А56-59005/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59005/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2018 г. N Ф07-4685/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТРАК-ЦЕНТР"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России