Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф07-4555/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А05-9779/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Моисеева А.А. по доверенности от 30.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2017 года по делу N А05-9779/2017 (судья Крылов В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, ул. Басманная Новая, д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Менар" (место нахождения: 165300, Архангельская обл., Котласский р-н, г. Котлас, пр-д. Объездной, д. 3, корп. 2; ОГРН 1032901367333, ИНН 2904013663; далее - ООО "Менар") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 20.07.2016 N 6-120 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Менар", являющегося контрагентом ООО "КЗСК", по станции Лименда Северной железной дороги (далее - договор), изложив пункт 9.5 в редакции истца, изложенной в протоколе согласования разногласий от 29.11.2016.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2017 пункт 9.5 договора изложен в редакции ответчика: "Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за развернутую длину этого пути протяженностью 2,032 км. в размере 1005,24 руб. за 1 (одни) сутки. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за один километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 г. N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за сутки подачи, уборки вагонов.".
ОАО "РЖД" с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, об которым изложить пункт 9.5 договора в редакции истца. В обоснование жалобы указывает на то, что условие о внесении ежесуточной платы независимо от осуществления операций по подаче и уборке вагонов не противоречит действующему законодательству.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, в отзыве на жалобу возражал относительно ее удовлетворения. Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 20.07.2016 N 6-120 стороны не пришли к соглашению в отношении абзаца 1 пункта 9.5, который изложен истцом в проекте договора в следующей редакции:
"9.5. Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" протяженностью 2,032 км. в размере 1005,24 руб. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за один километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 г. N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 г. N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС".
Согласно протоколу разногласий к договору ответчик предложил изложить абзац первый пункта 9.5 договора в следующей редакции: "9.5. Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за развернутую длину этого пути протяженностью 2,032 км. в размере 1005,24 руб. за 1 (одни) сутки. Плата определена с учетом ставки 3065,0 руб. за один километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 г. N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 г. N1056р. Плата начисляется за сутки подачи, уборки вагонов.".
Поскольку стороны не урегулировали разногласия относительно содержания условий пункта 9.5 договора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, изложил пункт 9.5 договора в редакции ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ) и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.200 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Ранее, частью 3 статьи 58 УЖТ предусматривалось взимание перевозчиком сбора, включающего в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В редакции, действующей с 01.04.2015, статья 58 УЖТ предусматривает право перевозчика взимать с владельцев других железнодорожных путей необщего пользования только единый сбор, который, в свою очередь, включает в себя две платы: за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, а не две самостоятельные платы.
В соответствии с частью 6 статьи 58 УЖТ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
Поскольку содержание спорных условий договора не предписано законом или иным правовым актом, Федеральной службой по тарифам не установлена ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования на условиях, предложенных истцом, ответчик вправе требовать их установления в предложенной им редакции.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции являются правомерными, сделаны при правильном применении норм материального права.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, выводы суда им соответствуют, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2017 года по делу N А05-9779/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9779/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф07-4555/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Менар"