г. Пермь |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А50-24080/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
от заявителя - Пискунова Е.С., доверенность от 02.05.2017, паспорт;
от Управления Росреестра по Пермскому краю - Евдокимова Ю.Р., доверенность от 22.12.2017, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 ноября 2017 года,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по делу N А50-24080/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб" (ОГРН 1125947000156, ИНН 5947019898)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Очерского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о юридическом лице в связи с изменением сведений о нем, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Также заявитель просил обязать Управление Росреестра внести в единый государственный реестр недвижимости запись об изменении организационно правовой формы с закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" на общество с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб".
Управление Росреестра по Пермскому краю возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая, что поскольку реорганизация юридического лица произошла до внесения изменений в ст. 58 ГК РФ, то права и обязанности реорганизованного юридического лица перешли к вновь возникшему юридическому лицу, и внесение сведений в ЕГРН возможно только по представлении заявления о переходе права, передаточного акта и уплаты государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю Очерского межмуниципального отдела об отказе во внесении в единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о юридическом лице в связи с изменением сведений о нем, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возложена обязанность внести в единый государственный реестр недвижимости запись об изменении организационно правовой формы с закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" на общество с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб".
Принимая решение, суд посчитал, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма, что подтверждается государственной регистрацией изменений, внесенных в ЕГРЮЛ, обусловленных произведенным преобразованием юридического лица.
Управление Росреестра по Пермскому краю обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе Управление Росреестра настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Оханскагроснаб" поддержало выводы, сделанные судом первой инстанции.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон Пискунова Е.С. и Евдокимова Ю.Р. придерживались ранее изложенных доводов.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости с 2004 года содержатся сведения о зарегистрированных правах собственности закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" на объекты недвижимости.
Акционерное общество "Оханскагроснаб" 30.05.2017 обратилось в Очерский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе в связи с изменением сведений о нем в едином государственном реестре лиц.
Управление Росреестра 06.06.2017 направило заявителю уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица N 59/013/102/2017-736.737, в котором указало на отсутствие оснований для внесения соответствующих сведений, сославшись на статьи 9 и 33 Федерального закона N 218-ФЗ.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Перечень дополнительных сведений указан в части 3 статьи 9 Федерального закона N 218-ФЗ.
В уведомлении от 06.06.2017 Управление Росреестра указало, что сведения о правообладателе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия как дополнительные сведения.
Представленными в дело передаточным актом, оформленным между закрытым акционерным обществом "Оханскагроснаб" и обществом с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб" 30.07.2012 подтверждается переход к заявителю всех активов и пассивов, всех прав и обязанностей закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб".
В сведениях из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя по состоянию на 28.06.2017 содержатся сведения о создании заявителя путем реорганизации в форме преобразования 06.08.2012, сведения о том, что правопредшественником заявителя является закрытое акционерное общество "Оханскагроснаб", а также указание на внесение сведений о реорганизации на основании передаточного акта от 30.07.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса.
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса).
Изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, и, как следствие, необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость реорганизованного лица.
В случае наличия обстоятельств, которые не влекут за собой прекращение или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) на него, в ЕГРН могут быть внесены соответствующие записи об изменениях без проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует статье 9 Федерального закона N 218-ФЗ, нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для признания его незаконным.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 ноября 2017 года по делу N А50-24080/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24080/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2019 г. N Ф09-2380/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОХАНСКАГРОСНАБ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2380/18
23.10.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19691/17
15.06.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2380/18
30.01.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19691/17
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24080/17