г. Челябинск |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А76-39972/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Снежинской городской спортивной общественной организации "Снежинская Федерация парусного спорта" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2018 по делу N А76-39972/2017 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Снежинской городской спортивной общественной организации "Снежинская Федерация парусного спорта" - Дмитриев В.М. (доверенность N 2 от 01.03.2018), Снитич А.Б. (доверенность N 1 от 30.11.2017);
Межрегионального управления N 15 Федерального медико-биологического агентства - Минин К.В. (доверенность от 30.07.2018).
Снежинская городская спортивная общественная организация "Снежинская Федерация парусного спорта" (далее - заявитель, СГСОО "СФПС") обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления N 15 Федерального медико-биологического агентства (далее - заинтересованное лицо, МУ N 15 ФМБА России, Управление) от 06.12.2017 N 23 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7, статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Базуев Кирилл Сергеевич (далее - ИП Базуев К.С.), Администрация Снежинского городского округа Челябинской области (далее - Администрация).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 16.05.2018) в удовлетворении требований отказано.
СГСОО "СФПС" (далее также - податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы СГСОО "СФПС" указывает на нарушение статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По мнению подателя жалобы, следуя положениям норм действующего законодательства, общественные организации, которой заявитель является, образовательной деятельностью заниматься не могут. Ей могут заниматься только автономные некоммерческие организации на основании выдаваемой лицензии. Следовательно, наша организация нарушить санитарное законодательство при осуществлении образовательной деятельности нарушить не могла, поскольку образовательную деятельность не осуществляет. Также административным органом не представлено каких-либо достаточных и допустимых доказательств того, что СГСОО "СФПС" осуществляет организацию отдыха и оздоровления детей.
Также заявитель указывает, что эллинг ("гараж" для яхт), являющийся муниципальной собственностью, в перечень спортивных сооружений не входит. Следовательно, требования СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", к строению эллинг применяться не могут.
Заявитель обращает внимание, что на основании акта N 15-08/34 от 04.07.2017 в адрес нашей организации вынесено предписание N 79 от 04.08.2017. Считает, что указанное предписание содержит требования, которые для нашей организации являются заведомо невыполнимыми по изложенным выше обстоятельствам.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения МУ N 15 ФМБА России от 23.06.2017 N 34 в отношении СГСОО "СФПС" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 04.08.2017 N 15-08/34 (т.2 л.д.8-11, 15-16).
В ходе проведенной проверки МУ N 15 ФМБА России выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и нормативов, а так же санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно:
1. не обеспечение контроля за качеством воды водного участка акватории озера Синара в 2017 году, результаты производственного лабораторного контроля не представлены (отсутствуют), что является нарушением пункта 9.1 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", пунктов 6.12, 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
2. использование водного объекта акватории озера Синара в рекреационных целях без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам, что является нарушением пункта 3.7 "СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
3. здание объекта спорта - станция водная "теплый" эллинг - не оборудована необходимым набором вспомогательных помещений занимающихся парусным спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Также не предусмотрены помещения медицинского назначения (медицинский пункт), гардеробные, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов. Раздевальная размещена в недостроенном здании (данное здание не входит в перечень имущества, переданного в пользование СГСОО "СФПС"), что является нарушением пунктов 4.4, 4.8 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта";
4. отсутствие в приспособленной раздевальной для занимающихся шкафов, умывальников, электросушителей для рук или бумажных полотенец, мыла, что требуется пунктами 4.8, 4.13 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5. помещение туалета объекта спорта - станции водной "теплый" эллинг-не оборудовано горячим водоснабжением, что требуется пунктами 4.8, 5.1 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта";
6. отсутствие дезинфицирующих средств, что является нарушением пунктов 7.1, 7.1.2. СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта";
7. отсутствие у лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью, профессиональной подготовки и аттестации по работе с дезинфицирующими средствами, что является нарушением пункта 2.20 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности";
8. во всех помещениях и зданиях Федерации (эллинг, недостроенное здание для хранения лодок и яхт, где в одном углу располагается приспособленное место для раздевания детей) невозможно провести качественную влажную уборку с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств - в связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием, что является нарушением пункта 7.1. СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта":
- в здании эллинга в кают-компании на полу линолеумное покрытие порвано - дырки, швы примыкающих друг к другу листов линолеума разошлись, в мастерской со станками нарушен покрасочный слой на полу и стенах;
- в недостроенном здании для хранения лодок и яхт пол засыпан крупной щебенкой. В одном углу располагается приспособленное место для раздевания детей - перегородок нет;
9. в объекте спорта новом недостроенном здании Эллинга у установки с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкость отсутствуют одноразовые стаканчики в необходимом количестве (имеется 1 стаканчик) и контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения, что является нарушением пункта 8.3 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические-требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта".
10. у тренеров, занимающихся с детьми парусным спортом в частности у Базуева К.С., отсутствуют: личная медицинская книжка; допуск по состоянию здоровья (в том числе периодические медицинские обследования), пройденная профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, что требуется в соответствии со статьями 34, 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 10.1 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", пунктом 18 приложения 2 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
21.09.2017 административным органом в адрес заявителя направлено требование N 15-08/928 явиться уполномоченному представителю для составления протокола об административном правонарушении (т.2 л.д.21).
30.10.2017 должностным лицом МУ N 15 ФМБА России в отношении СГСОО "СФПС" составлен протокол об административном правонарушении N 15-20/2017 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7, статьей 6.3 КоАП РФ (т.2 л.д.18-20).
СГСОО "СФПС" 06.12.2017 представило в МУ N 15 ФМБА России письменные возражения (вх. N 1327) на акт проверки и протокол об административном правонарушении, в которых заявитель ходатайствовал о прекращении производства по делу (т.1 л.д.17-19, т.2 л.д.25-27).
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 06.12.2017 административным органом вынесено постановление N 23 по делу N 15-20/2017, согласно которому СГСОО "СФПС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 6.7, статьей 6.3 КоАП РФ с применением ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т.1 л.д.7-13).
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, СГСОО "СФПС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях СГСОО "СФПС" состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении конкретных санитарных правил, которые лицо, осуществляющее оздоровление и отдых детей, обязано соблюдать.
Субъектом административной ответственности за совершение данного правонарушения являются юридические лица, деятельность (либо бездеятельность) которых нарушила санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основной деятельностью СГСОО "СФПС" является (по ОКВЭД) 93.19 прочая деятельность в области спорта, дополнительные: 93.29.9 - деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие гркппировки; 94.99 - деятельность прочих общественных организаций, не включенная в другие группировки.
В соответствии с пунктом 2.2 устава СГСОО "СФПС", утв.28.07.2014, для уставных целей организация в соответствии с действующим законодательством РФ выполняет следующие задачи, в том числе: проведение соревнований, тренировок, учебно-спортивных сборов, семинаров, конференций, лагерей отдыха, других мероприятий в области яхтинга (т.1 л.д.25-36).
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулирует Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2015 N 61 утверждены СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта" (вместе с "СП 2.1.2.3304-15. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы...") (далее - СП 2.1.2.3304-15).
В силу пункта 9.1. СП 2.1.2.3304-15 организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований настоящих санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий осуществляются юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты спорта в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.06.2000 утверждены "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.5.980-00).
В силу пункта 6.12 СанПиН 2.1.5.980-00 водопользователи обязаны:
- проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;
- обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;
- обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
- своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
Согласно пункту 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Статьей 32 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В нарушение указанных норм СГСОО "СФПС" не обеспечила контроль за качеством воды водного участка акватории озера Синара; а также не представила результаты производственного лабораторного контроля (отсутствуют).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены "СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила") (далее -СП 3.1/3.2.3146-13).
В силу пункта 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение указанных норм СГСОО "СФПС" осуществляло использование водного объекта акватории озера Синара в рекреационных целях без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам.
В силу пункта 4.4. СП 2.1.2.3304-15 здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются помещения медицинского назначения (медицинский пункт), комнаты тренеров, инструкторов, помещение для хранения спортивного инвентаря, гардеробные, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов.
В зданиях объектов спорта предусматриваются бытовые помещения для рабочих по обслуживанию спортивных сооружений и служебные помещения административного и инженерно-технического персонала, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.
В силу пункта 4.8. СП 2.1.2.3304-15 при организации занятий физической культурой и спортом по видам спорта, осуществляемым на открытом воздухе на базе зданий и сооружений, должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования настоящих санитарных правил к зданиям и помещениям, водоснабжению и водоотведению, качеству и безопасности питьевой воды, воздушно-тепловому режиму помещений, санитарно-бытовому обеспечению, санитарному содержанию помещений к территории. Отвод сточных вод в водные объекты осуществляется при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к охране поверхностных вод.
В нарушение указанных норм здание объекта спорта - станция водная
"теплый" эллинг - не оборудована необходимым набором вспомогательных помещений занимающихся парусным спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Также не предусмотрены помещения медицинского назначения (медицинский пункт), гардеробные, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов.
В силу пункта 4.13. СП 2.1.2.3304-15 раздевальные должны оборудоваться скамьями, шкафами с учетом росто-возрастных особенностей лиц, занимающихся спортом. Количество шкафов должно соответствовать числу лиц, занимающихся спортом. В раздевальных должны устанавливаться умывальники, электросушители для рук или бумажные полотенца, мыло. В душевых около каждой душевой сетки должны устанавливаться полочки для средств личной гигиены. Душевые сетки должны разделяться перегородками или оборудоваться кабинами. В раздевальных при душевых должны устанавливаться фены для сушки волос.
В нарушение указанных норм в приспособленной раздевальной для занимающихся отсутствуют шкафы, умывальники, электросушители для рук или бумажные полотенца, мыло.
В силу пункта 5.1. СП 2.1.2.3304-15 здания объектов спорта должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения и канализацией. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения объектов спорта, в том числе помещения столовой, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, туалетные.
В нарушение указанных норм помещение туалета объекта спорта - станции водной "теплый" эллинг - не оборудовано горячим водоснабжением.
В силу пункта 7.1. СП 2.1.2.3304-15 во всех помещениях объектов спорта ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке к применению в жилых и общественных зданиях.
Ежедневной уборке с использованием дезинфицирующих средств подлежат туалеты, душевые, раздевалки, помещения медицинского назначения.
В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и бумажные полотенца (или электрополотенца) должны быть в наличии постоянно.
Не реже одного раза в месяц во всех помещениях объекта спорта проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищаются от пыли (пункт 7.1.2. СП 2.1.2.3304-15).
В нарушение указанных норм, в момент проверки (17.07.2017) дезинфицирующие средства отсутствовали; во всех помещениях и зданиях Федерации (эллинг, недостроенное здание для хранения лодок и яхт, где в одном углу располагается приспособленное место для раздевания детей) - неудовлетворительное санитарно-техническое состояние: в здании эллинга в кают-компании на полу линолеумное покрытие порвано, дырки, швы примыкающих друг к другу листов линолеума разошлись, в мастерской со станками нарушен покрасочный слой на полу и стенах; в недостроенном здании для хранения лодок и яхт пол засыпан крупной щебенкой; в одном углу располагается приспособленное место для раздевания детей, перегородок нет.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
09.06.2003 N 131 утверждены "СП 3.5.1378-03" (вместе с "СП 3.5.1378-03.3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-
эпидемиологические правила") (далее - СП 3.5.1378-03).
В силу пункта 2.20. СП 3.5.1378-03 лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
В нарушение указанных норм у лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью, отсутствует профессиональная подготовка и аттестация по работе с дезинфицирующими средствами.
В силу пункта 8.3. СП 2.1.2.3304-15 при организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, объекты спорта обеспечиваются установками с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, а также достаточным количеством одноразовых стаканчиков и контейнерами для сбора использованной посуды одноразового применения.
В нарушение указанных норм в новом недостроенном здании Эллинга у установки с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкость отсутствуют одноразовые стаканчики в необходимом количестве (имеется 1 стаканчик) и контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В силу пункта 10.1. СП 2.1.2.3304-15 руководитель объекта спорта отвечает за выполнение настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:
- наличие текста настоящих санитарных правил на объекте спорта и доведение содержания правил до его работников;
- выполнение требований санитарных правил работниками объекта спорта;
- создание необходимых условий и исправную работу всего оборудования на объекте спорта для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу на объект спорта лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника объекта спорта;
- своевременное прохождение работниками объекта спорта периодических медицинских обследований, гигиенического воспитания и обучения;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации на объекте спорта.
Требование прохождения профилактических медицинских осмотров установлены, в том числе для работников в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.) (пункт 18 приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н об утверждении Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
В нарушение указанных норм у тренеров, занимающихся с детьми парусным спортом, отсутствуют: личная медицинская книжка; допуск по состоянию здоровья (в том числе периодические медицинские обследования), пройденная профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
Таким образом, факт нарушений СГСОО "СФПС" санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры к соблюдению требований действующего законодательства, либо о невозможности принятия этих мер в связи с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Наличие установленных Управлением и подтвержденных судом первой инстанции нарушений обязательных требований подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения установлена, в связи с чем следует признать правомерными выводы МУ N 15 ФМБА России и суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.3, частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола и рассмотрении материалов административного дела общество было уведомлено надлежащим образом, что не оспаривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы подателя жалобы о том, что им не оказываются услуги по организации занятий спортом по виду - парусный спорт был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где получил надлежащую правовую оценку и отклонен по следующим основаниям.
Совокупность представленных документов, в том числе договор аренды земельного участка от 05.11.2013 N 122-2013, договор безвозмездного пользования объектами муниципального имущества от 31.07.2013 N 50, акт приема-передачи объектов муниципального имущества, дополнительное соглашение N1 от 26.08.2013 к договору от 31.07.2013 N 50, скриншоты с официального сайта СГСОО "СФПС" с указанием тренерского состава (в том числе Базуева К.С.), свидетельствуют о том, что заявитель фактически осуществляет деятельность по организации занятий спортом по виду деятельности - парусный спорт (т.1 л.д.52-59, 61-62, 63-64, 65).
Из договора аренды земельного участка от 05.11.2013 N 122-2013, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" следует, что СГСОО "СФПС" принимает на себя обязательства соблюдать строительные и санитарные нормы и правила (пункт 4.4.6 договора).
Данная обязанность заявителя указана также в договоре безвозмездного пользования объектами муниципального имущества от 31.07.2013 N 50, согласно которому СГСОО "СФПС" обязан соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы при использовании имущества, содержать в исправном состоянии имеющиеся инженерные системы (пункт 4.3.4 договора).
При таких обстоятельствах вывод административного органа о наличии в действиях СГСОО "СФПС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 6.7, статьей 6.3 КоАП РФ, является правильным.
Поскольку заявитель имел возможность соблюдения действующего законодательства, однако, не предпринял всех зависящих от него мер, следует признать установленной его вину в совершении указанного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Для цели определения виновности СГСОО "СФПС" достаточно установления факта наличия нереализованной им возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность. Отсутствие нормативно установленной обязанности по совершению действий, направленных на соблюдение таких правил и норм, для указанной цели значения не имеет.
Ссылка подателя жалобы на нарушение статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отклоняется судом апелляционной инстанции.
Порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
На основании части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Из материалов дела следует, согласно распоряжению о проведение выездной плановой проверки от 23.06.2017 N 34, заверенную копию распоряжения заявитель получил перед началом проведения проверки.
Из содержания подписки об ознакомлении и разъяснении прав и обязанностей проверяемому лицу перед началом выездной проверки также следует, что перед началом проверки заявитель ознакомлен с полномочиями лиц, проводящих проверку, с целями и задачами, а также основаниями проведения выездной проверки, видами и объёмами мероприятий по контролю и составом представителей экспертной организации сроками и условиями проведения проверки, а также подтверждает, что получена копия распоряжения о проведение выездной плановой проверки от 23.06.2017 N 34.
Кроме того, заявитель был уведомлен о проведении плановой проверки извещением N 15-09/636 от 23.06.2017, которое было направлено по адресу 456770, г. Снежинск, ул. 40 лет Октября д.40 (юридический адрес) заказным письмом (т.2 л.д.58-60).
Вместе с тем, в адрес МУ N 15 ФМБА России вернулся возвратный конверт. Согласно данным почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" (45677008059052), почтовое отправление с извещением прибыло в отделение почтовой по месту нахождения адресата 04.07.2017, в тот же день имела место неудачная попытка вручения (т.2 л.д.61-65).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, административным органом были предприняты меры по своевременному уведомлению заявителя о выездной плановой проверке.
Довод, что организация заявителя нарушить санитарное законодательство при осуществлении образовательной деятельности не могла, поскольку образовательную деятельность не осуществляет, также подлежит отклонению, так как материалами дела подтверждается, что заявитель фактически осуществляет деятельность по организации отдыха и оздоровления детей и их обучения, а значит обязан выполнять санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, то есть является субъектом, который может привлекаться к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.7. КоАП РФ.
Указывание заявителя на то, что эллинг ("гараж" для яхт), являющийся муниципальной собственностью, в перечень спортивных сооружений не входит и требования СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", к строению эллинг применяться не могут, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с СП 2.1.2.3304-15 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта, направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта и обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта.
Понятие "объекты спорта" раскрыто в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", и под ними понимаются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что спортивное сооружение - это инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
Как следует из письма от 31.07.2017 N 01-19/635 Муниципального казенного учреждения "Управление физической культуры и спорта администрации г. Снежинск", в эллинге СГСОО "СФПС" эпизодически проходит тренировочный процесс этой общественной организации. Кроме того, в письме указывается на совместное проведение спортивных мероприятий на основании договора взаимного сотрудничества (т.2 л.д.30).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2018 по делу N А76-39972/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Снежинской городской спортивной общественной организации "Снежинская Федерация парусного спорта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39972/2017
Истец: Снежинская Городская Спортивная "Снежинская федерация парусного спорта"
Ответчик: Межрегиональное управление N 15 ФМБА России
Третье лицо: Администрация Снежинского городского округа, ИП Базуев Кирилл Сергеевич