г. Самара |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А55-16853/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Гусева А.В.(доверенность от 28.12.2017),
от МБОУ "Школа N 178" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-16853/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ "Школа N 178",
о признании незаконным решения от 04.05.2017 N 63/001/300/2017-2013, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 125,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 а, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ "Школа N 178" (далее - третье лицо), о признании незаконным решения от 04.05.2017 N 63/001/300/2017-2013, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 125,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 а, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 04.05.2017 г. N 63/001/300/2017-2013 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 125,1 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2А, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов - в месячный срок после вступления в законную силу настоящего решения произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое здание площадью 125,1 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 А, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Департаменту управления имуществом городского округа Самара в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает, что к заявлению о государственной регистрации права в числе иных необходимых документов должны прилагаться документы, являющиеся основанием для осуществления заявленного регистрационного действия (ч.4 ст. 18 Закона о регистрации). В рассматриваемом случае представление акта Государственной приёмочной комиссии от 26.08.1999 г. (в оригинале и подлиннике) в регистрирующий орган являлось обязательным, поскольку основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи о каком-либо праве служат надлежащие правоустанавливающие документы.
По мнению подателя жалобы содержащийся в обжалуемом судебном решении вывод о том, что представленная в регистрирующий орган совокупность документов позволяла осуществить заявленное регистрационное действие, является неправильным и нарушает нормы материального права.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, МБОУ "Школа N 178" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, выступлений представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
24.01.2017 Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) в лице представителя по соответствующей доверенности - сотрудника Департамента, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление) с заявлением N 63/001/300/2017-3011 о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 125,1 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 а, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335 (по сведениям кадастра недвижимости: этажность - 1, предыдущий номер (инвентарный) - 48770).
04.05.2017 уведомлением N 63/001/300/2017-3013 Управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации прав.
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 1 ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абз. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
В соответствии со ст. 13 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества, ответчик сослался на непредставление заявителем документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 N 218-ФЗ для государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план
территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности заявителем представлены:
- выписка из реестра муниципального имущества от 19.01.2017 N 15-07- 16/31563;
- постановление Главы города Самары от 31.08.1999 N 586 N "Об утверждении акта государственной приемочной комиссии".
В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области "Об отводе УКСу горисполкома земельного участка для строительства школы на 33 класса с бассейном по ул.Черемшанской в Промышленном районе" N 681 от 21.09.1990 УКСу горисполкома выделен земельный участок площадью 3,3 га для строительства для строительства школы на 33 класса с бассейном по ул.Черемшанской в Промышленном районе (л.д.26).
Строительство школы окончено в 1999 году.
Основанием возникновения права муниципальной собственности на объект является Постановление Главы города Самары "Об утверждении акта Государственной приёмочной комиссии" N 586 от 31.08.1999 (Постановление N586), что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 09.04.2015 N15-07-16/16892.
Постановлением N 586 утверждён акт государственной приёмочной комиссии от 26.08.1999 школы на 33 класса по ул.Черемшанская, 2 А в Промышленном районе г.Самары (л.д.32).
В п.1 указанного распорядительного акта говорится об утверждении акта Государственной приёмочной комиссии от 26.08.1999 г., принявшей от Управления капитального строительства Департамента строительства и архитектуры Администрации г.Самары выстроенный строительным управлением N 3 открытого акционерного общества "Трест N 11" первый пусковой комплекс школы на 33 класса по ул.Черемшанской, 2-А в Промышленном районе.
Объект поставлен на технический учёт, что подтверждается техническим паспортом от 15.01.2005, выданным Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по г.Самаре.
Основанием возникновения права муниципальной собственности на объект является Постановление Главы города Самары "Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии" от 31.08.1999 (Постановление N 586), что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
Постановлением N 586 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 26.08.1999 школы на 33 класса по ул. Черемшанская, 2а в промышленном районе г. Самары. Указанное постановление представлено на государственную регистрацию.
Объект - нежилое здание площадью 125,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 а, поставлен на технический учет, что подтверждается техническим паспортом от 15.01.2005, выданным Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по г. Самаре (л.д.21).
Объект прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0718001:1335, что подтверждается наличием кадастрового паспорта от 29.12.2016.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Самары "О передаче нежилого помещения в оперативное управление отделу образования администрации Промышленного района" N 639 от 28.10.1999 объект передан с баланса Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Самары на баланс отдела образования администрации Промышленного района г. Самары.
01.11.2001 объект передан Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 178 на основании договора оперативного управления N 0002630 (л.д.41).
Земельный участок площадью 16697,27 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, ул.Черемшанская, 2А, кадастровый номер 63:01:0718001:0004. на котором расположен объект, принадлежит муниципальному образованию городскому округу Самара на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 14.02.2011 63-АЕ 311686, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются, в том числе, решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2016 по делу N А55-29509/2015.
Согласно Постановлению Главы г.Самары от 31.08.1999 г. N 586, нежилое здание площадью 125,1 кв.м является составной частью комплекса объектов недвижимости - 1 пускового комплекса школа на 33 класса.
Судом правильно указано на то, что о наличии акта Государственной приёмочной комиссии от 26.08.1999 г. было известно регистрирующему органу, поскольку, согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2016 по делу N А55-29509/2015, Управление Росреестра по Самарской области участвовало в рассмотрении данного дела, и указанным решением подтверждается, что акт государственной приёмочной комиссии от 26.08.1999 г. являлся приложением к исковому заявлению.
При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о том., что указанный объект - нежилое здание площадью 125,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Черемшанская, д. 2 а, с кадастровым номером 63:01:0718001:1335, является исключительно муниципальной собственностью и не может находиться в иной форме собственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность представленных заявителем документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на который было заявлено на государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что заявителем на государственную регистрацию представлены надлежащие и достаточные правоустанавливающие документы, подтверждающие факт передачи спорного здания в собственность муниципального образования городской округ Самара.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-16853/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16853/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2018 г. N Ф06-33529/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: МБОУ "Школа N178"